Лицами, заслуживающими доверия, считаются совершеннолетние граждане, пользующиеся уважением за свой труд и поведение по месту работы или жительства, и которые реально могут обеспечить явку обвиняемого (подозреваемого) по вызову и его надлежащее поведение,
Поручителями могут быть и родственники обвиняемого (подозреваемого). Число поручителей не может быть менее двух.
В основе обязательства о личном поручительстве лежит принцип добровольности, который не может быть поколебим. Поручители в любой момент вправе отказаться от поручительства.
Поручитель должен быть поставлен в известность о сущности дела, об ответственности в случае совершения обвиняемым (подозреваемым) ненадлежащих действий или уклонения от явки.
Факт осведомления поручителя может быть отражен как в постановлении об избрании меры пресечения, так и в отдельной подписке, поскольку закон не содержит исчерпывающих толкований данного положения. На практике это отмечается в типовых бланках подписки личного поручителя. Подписка может быть отобрана от каждого поручителя в отдельности, а может быть одной.
Ответственность поручителя наступает в случае, если обвиняемый (подозреваемый) уклоняется от явки по вызову или ведет себя ненадлежащим образом. Она состоит в наложении судом денежного взыскания в порядке ст. 323 УПК РФ или применении мер общественного воздействия. В случае ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), уклонения его от явки к нему может быть применена более строгая мера пресечения в порядке ст. 101 УПК, о чем ему должно быть разъяснено при избрании личного поручительства меры пресечения.
Поручительство общественной организации
Поручительство общественной организации состоит в даче письменного обязательства в том, что общественная организация ручается за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызовам лица, проводящего дознание, следователя, прокурора и суда.
Общественная организация, дающая поручительство, должна быть поставлена в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения.
Понятие общественной организации содержится в Федеральном законе (ФЗ) от 19.05.95 “Об общественных объединениях” 1. Общественная организация является одной из организационно-правовых норм общественного объединения. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения 2 .
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан .
______________________________________
1 Российская газета № 14. 25.05.95. С. 43.
2 ст. 5 ФЗ.
Обязательным признаком общественной организации, в отличие от других форм общественного объединения, является наличие членства. Поэтому при применении рассматриваемой меры пресечения представляется необходимым приобщение к материалам уголовного дела свидетельства о государственной регистрации и устава данной общественной организации.
Хотя комментируемая статья прямо не указывает, но из ее смысла вытекает, что общественная организация может дать поручительство только за обвиняемого (подозреваемого), являющегося ее членом.
Решение о поручительстве принимается на общем собрании (съезде) членов организации или ее выборным коллегиальным органом. Согласие большинства — обязательно.
Инициатива о поручительстве может исходить как от самой организации, так и по просьбе обвиняемого (подозреваемого), либо ЛПД, следователя, прокурора, суда, судьи.
Учитывая краткосрочность нахождения лица в качестве подозреваемого, данная мера пресечения в его отношении применяется исключительно редко.
Должностные лица и органы, решающие вопрос о поручительстве общественной организации, должны тщательно изучить побудительные мотивы принятия данного решения, а также может ли она положительно воздействовать на лицо. Их отсутствие, явная недостаточность или надуманность могут быть основанием для отказа в применении данной мерой пресечения.
Об уходе или выбытии обвиняемого (подозреваемого) из организации, а также о дальнейшей возможности осуществлять поручительство сообщается ЛПД, следователю, прокурору, суду, судье.
Общественная организация в любой момент вправе отказаться от поручительства через общее собрание или ее выборный орган. Представляется, что процедура должна быть обычной: собрание, наличие большинства голосов и письменная информация должностному лицу или органу, избравшему меру пресечения.
Общественная организация вправе поставить обвиняемому (подозреваемому) и дополнительные условия, кроме обязательства являться по вызовам и вести себя надлежащим образом. Например, не появляться в определенных местах, находиться дома после работы, вести себя должным образом с соседями, не употреблять спиртных напитков и др.
Общественная организация может также уполномочить конкретных лиц для осуществления контроля за поведением обвиняемого (подозреваемого).
Письменное обязательство общественной организации может быть выражено в протоколе собрания или заседания выборного органа, который подписывается председателем и секретарем.
Предпочтительность этого документа состоит в том, что он позволяет более полно изучить личность обвиняемого (подозреваемого), оценить обстановку, в которой проходило собрание, ознакомиться с мнениями выступающих, их доводами.
Представление выписки из протокола собрания или просто письменного обязательства об общественном поручительстве не является основанием для отказа в избрании меры пресечения. Из этих документов должно вытекать, что общественная организация поставлена в известность о сущности уголовного дела.
При личном и общественном поручительстве в материалах дела сначала появляются письменные обязательства, а уже потом выносится постановление об избрании меры пресечения. Именно их наличие и анализ позволяют окончательно решить вопрос о применении личного поручительства и поручительства общественной организации.
14. Форма уведомления" общественной организации о сущности дела может быть различной. Должностное лицо может лично выступить на собрании, может направить общественного помощника, не исключается и письменная информация. Может быть информирован и представитель общественной организации как лично, так и по телефону. В любом случае сведения об этом должны найти отражение в протоколе, его выписке или письменном обязательстве о поручительстве.
Об ответственности обвиняемого (подозреваемого) в случае уклонения от явки или ненадлежащего поведения 1 .
Заключение под стражу
Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется с соблюдением требовании статьи 11 настоящего Кодекса по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.
В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше одного года.
К лицам, обвиняемым в совершении преступлений, предусмотренных статьями 105, 111, 117 частью второй, 126, 127 частью третьей, 131 частями второй и третьей, 132 частью второй, 158 частями второй, третьей, 159 частями второй и третьей, 160 частью третьей, 161 частями второй и третьей, 161 частями второй и третьей, 162, 164, 166 частями третьей и четвертой, 167 частью второй, 186, 188 частями второй, третьей и четвертой, 189, 190, 199 частью второй, 205, 206 частями второй и третьей, 208—212, 213 частью третьей, 215 частью второй, 221 частями второй и третьей, 226 частями третьей и четвертой, 227, 228 частями третьей и четвертой, 229, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частью второй, 238 частью третьей, 267, 268 частью третьей, 269 частью третьей, 275, 276—279, 281, 283 частью второй, 290, 291 частью второй, 295, 299 частью второй, 302 частью второй,
__________________________________
1 см. ком. к ст. 94 УПК.
305 частью второй, 317, 318 частью второй, 321 частями второй и третьей, 333 частью второй, 334 частью второй, 338, 340 частью второй и 355 Уголовного кодекса Российской федерации, заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления.
При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого — во всех случая”.
Право давать санкцию на арест принадлежит: Генеральному прокурору СССР, Главному военному прокурору. Прокурору РСФСР, прокурорам автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей, их заместителям, прокурорам автономных округов, районным и городским прокурорам, а также военным, транспортным и другим прокурорам, действующим на правах прокуроров областей, районных или городских прокуроров, и заместителям прокуроров, действующих на правах прокуроров областей.
Повторное применение в отношении того же лица и по тому же делу заключения под стражу в качестве меры пресечения после отмены ее постановлением судьи, вынесенным в порядке, предусмотренном статьей 220 настоящего Кодекса, возможно лишь при открытии новых обстоятельств, делающих заключение лица под стражу необходимым. Повторное применение заключения под стражу в качестве меры пресечения может быть обжаловано в суд на общих основаниях.
Лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или изменении места содержания его под стражей,
Конституция РФ (ст. 22) закрепила право каждого на свободу и личную неприкосновенность и предусмотрела арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению.
В ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” № 103 от 15.07.95 1 в ст. 5 основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве МП применено заключение под стражу, также является судебное решение.
Однако в п. 6 раздела второго Конституции указано, что до приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления.
Аналогично решен вопрос и в ФЗ № 103 от 15.07.95 (ст. 52). Следует заметить, что на данном этапе уголовно-процессуальное законодательство ограничило судебный контроль за арестом, проверкой законности и обоснованности ареста, санкционированного прокурором.
В соответствии с законом 1 “Арест” — заключение под стражу в качестве МП, т. е. понятия тождественные.
ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” регулирует общие положения и вопросы порядка исполнения ареста как МП.
Международно-правовая регламентация исполнения заключения под стражу в качестве меры пресечения содержится в материалах сессий ООН, в международно-правовых актах по борьбе с международными преступлениями, в конвенциях, соглашениях, договорах. В их числе: Всеобщая декларация прав человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах человека. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких видов обращения
1 Российская газета № 18. 25.05.95. С. 67.
и наказания, Конвенция против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Кодекс (Поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Типовой договор о выдаче и др.
Для бывших республик СССР характерно заключение многосторонних и двусторонних соглашений на уровне министерств внутренних дел по порядку передачи, перевозки лиц, взятых под стражу.
МВД Азербайджанской Республики, Республик Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республик Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан,
Украины, руководствуясь положениями законодательства и международными договорами своих государств, основываясь на соглашении о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, подписали Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу, 17 февраля 1994 года в г. Ашхабаде.
Заключение под стражу в качестве меры пресечения допустимо применять для достижения одной или сразу нескольких целей: лишить обвиняемого (подозреваемого) возможности скрыться от расследования или суда, помешать ему воспрепятствовать установлению истины по УД, предупредить продолжение им преступной деятельности, обеспечить исполнение приговора.
Избрание заключения под стражу по мотивам одной лишь опасности совершенного преступления преследует эти же цели. Обвинение в преступлениях, перечисленных в ч. 2 ст. 96, грозит строгим наказанием, поэтому степень вероятности уклонения обвиняемого (подозреваемого) от расследования и суда велика.
_____________________________
1 п. 16, ст. 34 Уголовно- процессуального кодекса
Перечень преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 96 является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Заключение под стражу возможно лишь по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.
Лишь в исключительных случаях эта МП может быть применена по делам о преступлениях, за которые закон предусматривает наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше одного года.
Закон не дает понятия исключительного случая. Практика показывает, что к исключительным случаям относятся факты ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), т. е. уклонение от явки по вызову, уничтожение доказательств, подкуп, запугивание свидетелей, потерпевших, продолжение преступной деятельности и др.
Исключительность заключения под стражу подозреваемого включает в себя, во-первых, неотложность его ареста, во-вторых, невозможность оставления на свободе до установления обстоятельств, входящих в содержание обвинения.
О случаях, когда для применения МП в виде заключения под стражу требуется согласие органов власти РФ 1.
Судья Конституционного суда РФ не может быть арестован без согласия Конституционного суда РФ 2.
Закон “О статусе судей в РФ” 3 предусматривает, что при заключении под стражу судьи требуется согласие квалификационной коллегии судей. Арест может санкционировать только Генеральный прокурор РФ или лицо, исполняющее его обязанности.
Судья может быть заключен под стражу и по решению суда, когда суд уже принял УД в отношении судьи к производству, и во время расследования
______________________________
1 см. ком. к ст. 4, 11 Уголовно- процессуального кодекса.
2 ст. 15 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”.
3 ч. 4 ст. 16 Закона о статусе судей
дела по материалам, представленным органом предварительного следствия, прокурором.
Закон не предусматривает, какой суд может принять решение об аресте на этапе ПР. Во всяком случае, не ниже уровня того суда, судья которого привлекается к ответственности. Процессуальный закон дает исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень должностных лиц, которые имеют право дать санкцию на арест.
При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить обвиняемого (подозреваемого), а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого — во всех случаях.
Отказ прокурора арестовать лицо должен быть мотивированным и письменным. Он может быть выражен в виде резолюции на постановлении ЛПД, следователя, прокурора либо в отдельном постановлении.
Копия постановления (определения) о заключении под стражу вручается лицу, в отношении которого оно вынесено; направляется администрации места предварительного заключения; приобщается к надзорному производству прокурора, санкционирующего арест; направляется вышестоящему прокурору.
Первый экземпляр приобщается к уголовному делу.
Если арестованный является гражданином иностранного государства, копия постановления направляется в МИД РФ.
В случаях наличия у гражданина России двойного гражданства следует уведомлять консульство или посольство соответствующего иностранного государства.
Выплата пенсии арестованному пенсионеру не приостанавливается. Приостановка выплаты пенсии возможна только по приговору суда 1.
______________________
1 Закон РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”. Ст. 124.
Законность и обоснованность применения ареста может быть обжалована в суд лицом, содержащимся под стражей, его защитником или законным представителем 1.
Судебная проверка законности и обоснованности применения заключения под стражу в качестве МП производится судьей по месту содержания лица под стражей 2.
Постановление судьи об освобождении лица из-под стражи, вынесенное в результате судебной проверки, подлежит немедленному исполнению.
Прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом 3.
Закон устанавливает правила повторного применения заключения под стражу в качестве МП в отношении того же лица по тому же делу после отмены ее судьей в порядке, предусмотренном статьей 220 .
Это возможно при открытии новых обстоятельств, делающих заключение лица под стражу необходимым. Их понятия закон не дает. Представляется, что к ним следует отнести факты ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), а именно: уклонение от явки в орган расследования, воспрепятствование установлению истины по уголовному делу, продолжение преступной деятельности.
Повторное применение ареста возможно и при изменении обвинения на более тяжкое, выявлении дополнительных эпизодов преступной деятельности.
Повторное применение ЛПД, следователем, прокурором заключения под стражу в качестве МП может быть обжаловано в суд на общих основаниях. Если таких лиц нет, имущество должно быть описано, жилище закрыто, опечатано совместно с представителями ЖЭК или иной организации, в чьем ведении находится управление жилищным фондом.
1 см. ком. к ч. 2 ст. 220.
2 Там же.
3 см. комментарий к ст. 11 УПК.
При составлении описи присутствуют понятые. О сдаче жилья под присмотр берется подписка от представителя ЖЭК, ЖЭУ, КЭЧ и др. Деньги и ценности целесообразно сдать в учреждение Госбанка.
Труднее с передачей под охрану частного жилого строения. Общественные формирования — уличные комитеты — вряд ли возьмут ответственность за охрану. На практике обычно находят заслуживающих доверие людей, которые с разрешения обвиняемого (подозреваемого) пребывают в данном месте и осуществляют присмотр. Целесообразно это оформить соответствующим договором.
Орган дознания, следователь, прокурор, суд и судья обязаны уведомить заключенного под стражу о принятых мерах о попечении детей и охране жилища и имущества. Форма уведомления может быть как устной, так и письменной.
Залог
Залог состоит в деньгах или ценностях, вносимых в депозит суда обвиняемым, подозреваемым либо другим лицом или организацией в обеспечение явки обвиняемого, подозреваемого по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю 1.
Сумма залога определяется органом, избравшим данную меру пресечения, в соответствии с обстоятельствами дела.
При внесении залога залогодатель должен быть поставлен в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения.
В случае уклонения обвиняемого, подозреваемого от явки по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда внесенный залог обращается в доход государства определением суда, вынесенным в порядке, предусмотренном статьей 323 настоящего Кодекса.
Залог стал чаще применяться как мера пресечения, особенно в условиях, когда нельзя применить арест, а других мер пресечения, без лишения свободы, недостаточно, чтобы предотвратить возможное ненадлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого). В том числе:
— по делам о преступлениях, которыми причинен имущественный вред;
— по делам о преступлениях, за которые может быть назначено наказание не более одного года лишения свободы или не связанное с лишением свободы, а вероятность ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) высока;
— по уголовным делам в отношении иностранных граждан.
Законодатель не устанавливает конкретной суммы залога, оставляя решение о ней органу или должностному лицу, применившему эту МП.
Решение о размере залога зависит от целого ряда обстоятельств: материального состояния залогодателя; суммы гражданского иска по делу; характера преступления, личности обвиняемого (подозреваемого) и др.
Уголовно- процессуальный кодекс связывает применение залога с обеспечением явки обвиняемого (подозреваемого) по вызовам. Вместе с тем, анализ ст. 89 УПК позволяет сделать вывод о том, что он может применяться и для достижения целей, с которыми закон связывает применение меры пресечения.
Залог по степени интенсивности принуждения — самая строгая из мер пресеяения, не связанных с заключением под стражу, поэтому он применяется только с санкции прокурора либо по определению суда или постановлению судьи.
Залогодателем может быть как сам обвиняемый (подозреваемый), так и другое лицо (в т. ч. родственники) или организация.
Ими не могут быть государственные предприятия, учреждения, организации, так как они не имеют права расходовать деньги в этих целях.
Могут являться залогодателями любые организации, которые имеют возможность по своему усмотрению и в этих целях распоряжаться своими средствами.
Полномочия их в этой части требуют удостоверения.
Кроме постановления, при принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю, что удостоверяется подписью последнего.
В протоколе должно быть указано, что залогодателю известно о сущности дела, разъяснена его обязанность обеспечить явку обвиняемого (подозреваемого) по вызову и его надлежащее поведение, а также об ответственности в виде обращения залога в доход государства, если обвиняемый (подозреваемый) не выполнит своих обязательств.
Закон не требует при передаче залога участия понятых, но и их присутствие также не будет ему противоречить.
Объектом залога могут быть деньги и ценности. Деньги — это российские денежные знаки, иностранная валюта, ценные бумаги.
Ценности — драгоценные металлы и камни, изделия из них, картины выдающихся художников и др.
Иностранная валюта, ценные бумаги и ценности обязательно проверяются. Для этих целей используются специалисты, консультанты, эксперты. Оплата их труда производится за счет залогодателя. Номера банкнот, вид иностранной валюты, ценных бумаг, ценности подробно описываются в протоколе.
По закону, деньги и ценности должны вноситься в депозит суда, которому подсудно уголовное дело. Как правило, они это делают, когда дело находится в суде.
Органы расследования чаще сдают их на хранение в финансовые части, бухгалтерии, отделы органов внутренних дел.
Недопустимо хранение денег и ценностей, внесенных в виде залога, в рабочих сейфах.
Если мера пресечения достигла своей цели, а обвиняемый (подозреваемый) вел себя надлежащим образом, залог возвращается залогодателю.
Закон не регламентирует процедуры возвращения залога. Но в материалах дела должны быть расписки залогодателя о получении денег и ценностей. Более целесообразно оформить это протоколом.
Наблюдение командования воинской части
Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил СССР, для того, чтобы обеспечить надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда 1.
Командованию воинской части сообщается о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения.
Об установлении наблюдения командование воинской части в письменной форме уведомляет орган, избравший эту меру пресечения.
Наблюдение командования воинской части применяется только к военнослужащим срочной службы. В отношении других категорий военнослужащих эта мера пресечения не применяется, так как они не находятся на казарменном положении и связанные с ней ограничения не могут быть реализованы.
Наблюдение и ограничения, с ним связанные, сводятся к тому, что военнослужащие на это время лишаются ношения оружия, постоянно находятся под наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды.
____________________________
1 ст. 100 Уголовно- процессуального кодекса.
Увольнение в городской отпуск запрещено.
Постановление об избрании наблюдения командования воинской части оглашается, разъясняется, и копия вручается лицу, в отношении которого применена мера пресечения.
Еще одна копия направляется командованию воинской части для исполнения.
Командованию воинской части сообщается сущность обвинения (подозрения), что отражается в материалах дела.
Об установлении наблюдения командование воинской части в письменной форме уведомляет орган или должностное лицо, избравшие меру пресечения.
Отмена или изменение меры пресечения
Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда это вызывается обстоятельствами дела. Отмена или изменение меры пресечения производится мотивированным постановлением лица, производящего дознание, следователя или прокурора, а после передачи дела в суд — мотивированным определением суда 1.
Отмена или изменение лицом, производящим дознание, и следователем меры пресечения, избранной по указанию прокурора, допускается лишь с санкции прокурора.
Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую.
Отмена и изменение меры пресечения может происходить в той же стадии, где она была применена, или последующих стадиях.
Мера пресечения отменяется при прекращении уголовного дела,
___________________________
1 ст. 101 Уголовно- процессуального кодекса.
вынесении оправдательного приговора, обвинительного приговора без назначения наказания и с освобождением от отбывания наказания.
Меры пресечения должна быть отменена в отношении подозреваемого, если в течение десяти суток ему не предъявлено обвинение. Мера пресечения может быть отменена, если отпали основания для ее избрания.
Мера пресечения изменяется на более строгую в случае, если обвиняемый ведет себя ненадлежащим образом, а также в том случае, если обвинение изменено на более тяжкое, а преступление подпадает под перечень ч. 2 ст. 96 УПК.
Мера пресечения изменяется на более мягкую, если обвинение изменено на менее тяжкое либо степень вероятности ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) становится незначительной.
Если вина арестованного лица доказана, он активно помогает следствию, раскаивается, возмещает ущерб — возникает основание для изменения меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей.
Закон не содержит каких-либо ограничений изменения МП на более или менее строгую при возвращении дела на дополнительное расследование. Это может сделать суд или судья, либо ЛПД, следователь, прокурор.
Мера пресечения, избранная по указанию прокурора, может быть отменена или изменена лишь с его санкции.
Санкционирование прокурором заключения под стражу и залога не является равнозначным избранию им самим этих мер пресечения.
Об отмене и изменении меры пресечения ЛПД, следователь, прокурор и судья выносят постановление, а суд — определение.
В сегодняшнем беспокойном мире наряду с экономической, политической и социальной нестабильностью, финансовыми затруднениями, повлекшими за собой снижение уровня благосостояния людей, все явственней наблюдается рост преступности.
Усиление инфляционных процессов, разбалансированный потребительский рынок привели к значительному росту корыстных преступлений. Их число за 2000 год по сравнению с 1999 годом увеличилось на 17,5% и составило 1, 9 млн. Особенно большой размах получили хищения различных видов.
По сравнению с предыдущим пятилетием в 1, 5 раза увеличились кражи личного, государственного и общественного имущества, имеют место разбойные нападаения, случаи бандитизма. В стране участились случаи совершения преступлений против семьи и несовершеннолетних, а также лиц, преступивщих закон в силу своих должностных обязанностей. За прошедший год число осужденных за хозяйственные и должностные преступления увеличилось с 34,7 тыс. до 36, 6 тыс. (5,6%).
Нужно также отметить, что от следствия, дознания и суда скрылось 119,4 тыс. человек, т. е. каждый двенадцатый из числа выявленных лиц, совершивших преступление. На конец 2000 года осталось в розыске 38,1тыс. человек, что на 35,3% больше по сравнению с 1999 годом.
Особенно беспокоит преступность среди несовершеннолетних.
На учете ОППН РОВД и в комиссии по делам несовершеннолетних при управлении …. состоит 189 человек, которые совершили те или иные виды хищений, в томчисле кражуи личного имуществая. разбойные нападения с нанесением тяжких телесных повреждений, убийства. Большая часть из них наказана лишением свободы с отсрочкой исполнения приговора. На учете также состоят 125 несовершеннолетних, склонных к воровству, бродяжничеству, хулиганству. Эти цифры довольно внушительны. И они говорят о том, что обществу нужны более действенные рычаги воспитательного и профилактического воздействия, чтобы помочь подрастающему поколению по - иному взглянуть на мир и быть полезным обществу, в котором они живут.
Все это и представляет актуальность выбранной темы дипломной работы, где рассматриваются блоки таких вопросов как уголовно-правовая характеристика хищения чужого имущества, уголовно - правовая борьба с хищениями, социально-психологчисекая и криминологическая характеристика хищений, мотивация преступного поведения и др.
При написании работы использовано 20 источников, в числе которых действующие на территории Российской Федерации законы, кодексы, правительственные и местные документы, акты, а также юридическая и художественная литература.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. 1993//Сборник законодательства – М., 1997.
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации. – М., 1998.
3. Комментарий к УК РФ (под редакцией доктора юридических наук А.В. Наумова), - М., Юристъ,1999.
4. Комментарий к Особенной части УК РФ (под редакцией Генерального прокурора РФ, профессора Ю.И. Скуратова и Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева), издательство ИНФРА -НОРМА, - М.,1999г.
7. Галкин В. М., Марогулова И. Л. Вопросы квалификации преступлений,
комментарий судебной практики за 1994 год, - М., 1996.
8. И. М. Гальперин, В.С. Минская, Т.Ю. Орешкина “Уголовная ответственность за кражу социалистического имущества с проникновением в помещение или иное хранилище”, М.,1988г.
9. Уголовно - процессуальное право Российской Федерации. Под ред П. А. Лупинской // Юристъ. - М., 1997.
10. Гражданский процессуальный кодекс. - М., 1998.
11. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. Отв. ред. А. И. Бойко // Феникс, Ростов - на Дону, 1999.
12. Уголовный кодекс Российской Федерации. Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР. Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации. Официальные тексты //Инфра - М - Норма. - М., 1997.
13. Уголовно - процессуальный кодекс // Инфра - М - Норма. - М., 1997.
14. Комментарий к уголовному кодексу РФ. М., 1997.
15. Уголовный процесс. Под ред. Гуценко К. Ф. // Зерцало, - М., 1997.
16. Бусленко Н. И. Юридический словарь - справочник. Ростов - на Дону// Феникс, 1999.
17. Юридическая энциклопедия. Под ред. Тихомировой М. Ю. - М., 1998.
18. Наумов А.В. Введение в уголовное право. Государство и право 1998 г. №11.
19. Якубов А. В. “Время совершения преступления”. “Российская юстиция” 1997 г. №8.
20. Российское уголовное право. Общая часть под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова, издательство “СПАРК”, - М., 1997.
[1] См.: Состояние преступности в России за 1999 год. - М.: Главный информационный центр МВД РФ, 2000. С. 13-16.
[2] Григорьев С.М. Ответственность за корыстные преступления против собственности. — М.: Юристъ, 1998. С. 65.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7