Религиозные нормы - нравственный регулятор земного бытия людей. Люди (этносы) имеют разные идеалы, долгосрочные прогнозы, желанные цели, формирующие различные психологические доминанты (религии), порождающие различные противоречия. В этом наблюдается недостаток религии в целом. Противоречия часто приводят к конфликтам с неизгладимыми последствиями.
Вооруженные конфликты между представителями разных конфессий имеют место и в государствах СНГ. Для примера можно привести факт, когда под знаменами ислама на стороне Абхазии в ходе вооруженного конфликта 1992 -1993 гг. против Грузии сражались моджахеды (“братья-мусульмане”). В Тбилиси страшились раскола Грузии по конфессиональному признаку, ибо среди абхазов - свыше трети мусульман, а кроме того, мусульмане составляют большинство населения входящей в состав Грузии Аджарии. В настоящее время война в Чечне. Противоречия палестинцев с израильтянами.
Противоречие между исламом и христианством - одна из особенностей исторического развития абхазского этноса. В этом народе жива память о гонениях, которым подвергались мусульмане во второй половине ХIХ - начале ХХ веков.
Что касается Российской Федерации, то религиозные противоречия могут иметь место не только в конфликтах между христианами и мусульманами, но и в отношениях между представителями других конфессий. Речь идет о районах распространения буддизма. В Астраханской области, на земле, граничащей с Калмыкией, тлел конфликт из-за желания калмыков-буддистов вернуть себе небольшой участок земли, где стоит в полуразрушенном состоянии построенный еще в 1812 году Хошеутовский хурум (буддистский монастырь).
Все живое живет многообразием, поэтому даже внутри мировых религий мы наблюдаем деление (на суннитов и шиитов - в исламе, на православных и католиков - в христианстве, на хинаяна, махаяна и ламаизм - в буддизме). С одной стороны это и есть недостаток религии в результате которого порождаются различные антисоциальные явления. Хотя уголовное право охраняет свободу совести и вероисповедания, несмотря на те проблемы, которые могут возникнуть на основе существования нескольких религий в рамках одного государства, в сознании одного народа. Получается внутриконфессиональное деление, что может неблагоприятно сказаться на развитии государства, его целостности. Воздействие может достигнуть и норм уголовного права. Исторически внутриконфессиональное деление возникло как необходимость идеологически обеспечить:
· обособление социальных (этнических) общностей в борьбе за региональное лидерство;
· процесс возникновения, формирования и функционирования зарождающихся новых центров силы (империй);
· жизнеспособность новой модели государственного устройства или нового способа общественного производства;
· создание устойчивого геополитического союза;
· принадлежность к тому или иному суперэтносу (на его периферии);
· географическую автономность верующих (взаимная изоляция);
· утверждение новых жизненных ценностей;
· необходимость сохранения элементов анимизма[7].
Исторически особенная часть уголовного права возникла раньше общей части, ибо сначала возникли конкретные виды общественно опасных деяний, влекущие уголовно-правовые запреты. Библейская заповедь «не убий, не укради» основывается на том факте, что #M12291 841501667убийство#S и кража были самыми древними видами общественно-опасных деяний, от совершения которых предостерегал этот древнейший религиозный памятник. Первые уголовно-правовые запреты возникли из древних обычаев #M12291 841501035кровной мести#S и были направлены на подчинение интересов индивида интересам общества. Самые первые правила человеческого поведения, прежде всего, были направлены на ограничения агрессивного поведения, сохранение человеческого рода и выражались в требованиях: не убивай отца, детей и братьев; не вступай в половую связь с матерью, дочерьми и сестрами и т. п. Уголовное право в целом, с момента его возникновения поначалу носило преимущественно уголовно-репрессивный характер. И, как правило, основывалось на религиозных принципах. «Юридическое общение получает свою специфическую характеристику исторически, прежде всего на фактах #M12291 841500109правонарушений#S. Понятие кражи определяется раньше, чем понятие собственности»[8]. Исторически уголовное право развивалось медленно, сохраняя такие формы самозащиты отдельных родов, семей и людей, как кровная месть, талион и система композиций. Но постепенно они вытеснялись #M12291 841502264мерами уголовного наказания#S. До нас дошли законодательные памятники различных древних #M12291 841502472народов#S: Индии (Законы Ману - 1200 г. до н.э.); законы Ассирии (около 1500 г. до н. э.); Судебник вавилонского царя Хаммурапи (1914г. до н. э.); законы хеттов (около 1750 г. до н. э.); еврейские законы (Пятикнижие - около 1400 г. до н. э.); законы Древней #M12291 841502016Греции#S (законы Дракона - 621 г. до н. э. и законы Солона - 409-408 г. г. до н. э.); законы Древнего Рима (законы XII таблиц - 450 г. до н. э.) и др. Все эти #M12291 841502272документы#S свидетельствуют о том, что уголовное право древних государств было направлено, прежде всего, на защиту государства, религии, собственности и личности и носило классовый характер. Одним из древнейших памятников Руси является «#M12291 841501179Русская Правда#S», содержащая нормы гражданского, уголовного и #M12291 841501971процессуального права#S. Этот документ, учитывая уже субъектную сторону преступления, различает убийство на пиру, в ссоре, убийство, не носящее низменного характера от убийства при разбое как более тяжкого преступления. Преступление в #M12291 841501179Русской Правде#S именовалось #M12291 841502677обидой#S, а наказание за нее осуществлялось в соответствие с установленными правилами. При этом преследование обидчика предоставлялось на усмотрение #M12291 841500040потерпевшего#S или его близких родичей. «#M12291 841501179Русская Правда#S» предусматривала преступления, которые преследовались не потерпевшим, а #M12291 841502705общиной#S в целом. В качестве наказания предусматривались: месть, поток и разграбление[9], система выкупов. #M12291 841500372Смертная казнь#S применялась без #M12291 841500469суда#S в порядке расправы #M12291 841501418веча#S или князя над своими противниками.
В Псковской Судной #M12291 841500094грамоте#S 1457 года вопросы уголовного права получили свое дальнейшее развитие. Преступным считалось не только посягательство на личность и собственность, но и на интересы государства. Впервые термин «преступление» на Руси встречается в летописных рассказах XIV века в связи с #M12291 841500380событиями#S 1398 г. В уголовно-правовой литературе отмечается, что в отечественном уголовном праве круг преступных деяний регламентировался далеко не сразу, а постепенно, совпадая первоначально со сферой гражданских правонарушений. Законодательным критерием, обуславливающим необходимость установления уголовно-правового запрета, являлась серьезность нарушения интересов правящих классов и государства, а также значительность вреда. Судебник 1497 г. к преступным деяниям относит «лихое дело». По Судебнику, холоп мог быть субъектом преступления и самостоятельно нести ответственность. Судебник 1497 выделял уже имущественные и государственные преступления. К государственным преступлениям была отнесена крамола (например, отъезд боярина от великого князя к другому князю) и подым (т. е. призыв к воспитанию). За совершение этих преступлений полагалась #M12291 841500372смертная казнь#S. К имущественным преступлениям Судебник относил разбой, татьбу, истребление и повреждение чужого #M12291 841500731имущества#S, а к #M12291 841500171преступлениям против личности#S - убийство (душегубство), #M12291 841502506оскорбление#S действием и словом. Наказание в Судебнике ожесточалось, предусматривалось два вида #M12291 841500824казни#S: смертная и торговая. В Судебнике 1550 г. впервые появился #M12291 841500407состав преступления#S - вынесение незаконного #M12291 841501171решения#S за взятки. Судебник также устанавливал ответственность #M12291 841500511судей#S за умышленное решение. Виновный наказывался за это помимо основного наказания дополнительным битьем кнутом. В Судебнике впервые был предусмотрен состав мошенничества, отпочковавшийся от кражи, а грабеж отграничивался от разбоя, который рассматривался как #M12291 841501788хищение#S, сопряженные с насилием. В царствование Алексея Михайловича в 1649 году было принято Соборное Уложение, в котором содержалось большое количество норм уголовного права. Впервые была сделана попытка провести разграничение между умыслом и #M12291 841502389неосторожностью#S, появились нормы о #M12291 841502385необходимой обороне#S и #M12291 841501017крайней необходимости#S, проводилось различие между отдельными видами соучастников, наблюдалось ужесточение наказаний и усложнение их системы. Уложение предусматривало широкое применение #M12291 841500372смертной казни#S, членовредительские наказания, тюрьму и #M12291 841500431ссылку#S. Усовершенствовалась система особенной части; на первом месте стояли религиозные преступления, затем государственные (#M12291 841501609государственная измена#S, посягательство на жизнь и здоровье царя и т. д.). С точки зрения #M12291 841500614законодательной техники#S, четкости формулировок и полноте, Уложение превосходило современные ему западноевропейские уголовно-правовые законы. Это был первый в нашей стране систематизированный свод законов. 25 тематических глав. Почти тысяча статей. Таких масштабов законотворчества Россия еще не знала. Наконец, это был первый печатный памятник отечественного права. В 1649 году он издавался дважды – каждый раз тиражом по 1200 экземпляров.
В Соборном Уложении законодательно оформлено крепостное право. Расширены права помещиков. Сыск беглых стал бессрочным. Впервые выделены государственные преступления. Уголовно-правовой защите личности монарха отводилось специальная глава. Предусматривалась смертная казнь даже за “обнаружение умысла” совершить преступное деяние против царя.----------------------------------------------------------------- В своде законов получили развитие все отрасли права – административное, финансовое, гражданское, уголовное и другие. Необходимо отметить, что в нем ожесточается система наказаний. Уже в первой главе, определяющей ответственность за преступления против религии и церкви, предусмотрены чуть ли не все виды смертной казни – сожжение (не забыли костры инквизиции), колесование, четвертование, битие батогами и кнутом. В этой главе вводится понятие богохульства. Сюда относят брань в адрес Христа и Богоматери, икон, осквернение креста. Новгородский архиепископ доносил, что в этом старинном русском центре торговли и ремесленничества замечен такой вид богохульства, как попытки “грызть иконы зубами”.………………………………………… Такой вид наказания, как смертная казнь, рассыпан по всему своду законов. Фальшивомонетчикам – заливать в рот раскаленное олово. За измену на поле брани – повешение на виду у неприятеля. За поджог – сожжение. В кинофильме “Белое солнце пустыни” есть такая сцена. Сухов натыкается на закопанного в песок по шею человека. Под палящим солнцем его ждет неминуемая смерть. “Средневековая казнь”, - скажете вы и будете правы. Так вот, такая казнь предусматривалась и Соборным Уложением 1649 года. В отличие от кинофильма, она предназначалась для женщин, которые тем или иным способом лишали жизни своих мужей. Преступницу закапывали в землю по плечи. Днем священник читал перед ней молитвы. На ночь к несчастной приставляли стража для наблюдения: чтобы ей никто не поднес ни кружки воды, ни куска хлеба. И еще – чтобы стаи одичавших голодных собак не “отъели ей голову”. Беспощадные были законы. Жестокие были нравы. Хотя религия в то время в сознании людей занимала одно из первых мест. В царствование Петра I был принят Воинский артикул, содержащий только нормы уголовного права и представлял собой военно-уголовный кодекс без общей части.
Особенностями уголовного права средневековья являлась система голого насилия и открытое неравенство перед законом различных классов и сословий. Уголовное право эпохи средневековья это право сильного и право привилегия. В период средневековья наиболее крупные феодалы устанавливали в своих #M12291 841501440владениях#S свои законы, свое право, которое характеризовалось исключительной жестокостью. Здесь не малое влияние оказывала и церковь. В дошедших до нас многочисленных законодательных памятников средневековья: Саксонское зеркало, составленное между 1198 и 1215 г.г.; Швабское зеркало, изданное между 1250 и 1288 г.; Силезское земское право конца XIV века, #M12291 841500838Каролина#S 1532 г. и др. Указанные законодательные акты усилили черты, характерные для эпохи рабовладельческого строя. Устрашительность, жестокость и неравенство наказаний, обусловленные сословными различиями людей пронизывают всю систему уголовно-правовых норм средневековья. #M12291 841500372Смертная казнь#S, телесные и особенно членовредительские и имущественные наказания, наиболее часто применяются в этот период. #M12291 841501088Лишение свободы#S применяется редко и лишь на закате феодально-абсолютистских государств приобретает некоторое значение. #M12291 841500372Смертная казнь#S была самым распространенным видом наказания. Уложение Карла V #M12291 841500722императора#S Священной Римской #M12291 841500723Империи#S предусматривала #M12291 841500372смертную казнь#S за 44 преступления, французское #M12291 841501678уголовное законодательство#S 18 в. знала 115 видов преступлений, за которые предусматривалась #M12291 841500372смертная казнь#S, а в Англии #M12291 841500372смертная казнь#S применялась к 160 видам преступлений. Испанская #M12291 841500083инквизиция#S сожгла на кострах более 50000 человек за колдовство, а по подсчетам Вольтера в Европе было сожжено более 100 тысяч человек за распространение ереси. В царствование Генриха VIII в Англии за одно только бродяжничество было казнено 72 000 человек, а за свое полувековое пребывание на английском престоле королева Елизавета осуществила около 20000 казней. #M12291 841500372Смертная казнь#S предусматривалась не только за тяжкие преступления, но и за незначительные проступки. Она применялась за ереси, колдовство, убийство, разбой, поджог, #M12291 841501725фальшивомонетничество#S, кражу, мошенничество, прелюбодеяние, кровосмешение, скотоложство, порубку леса, бродяжничество, участие в незаконных сборищах и т. д.
С победой буржуазии, утверждением капиталистических отношений и формальным провозглашением принципа равенства всех перед законом #M12291 841501678уголовное законодательство#S передовых Европейских государств отражает идеи представителей просветительско-гуманистического направления в уголовном праве: #M12291 841502419Монтескье#S, Вольтера и Беккария. Ярчайшим образцом уголовного права, пришедшей к власти буржуазии явился Уголовный кодекс #M12291 841501777Франции#S 1810 г., в основе которого лежали выдвинутые в трудах Монтескье и Беккария принципы «нет преступления, если оно не предусмотрено законом», принцип виновной ответственности лица и принцип соответствия наказания тяжести совершенного преступления и др. Французский уголовный кодекс 1810 г. явился образцом для других, при создании уголовно-правовых систем в ряде европейских государств.
УК 1810г. действовал во Франции на протяжении 182 лет, пока в 1992 г. не был принят новый УК. В России в 19 веке была впервые осуществлена #M12291 841500866кодификация#S #M12291 841501678уголовного законодательства#S, получившая воплощение в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г. Оно отличалось непомерной громоздкостью и состояло из общей и особенной части. Наказания подразделялись на уголовные и исправительные. К первым относилась: #M12291 841500372смертная казнь#S, #M12291 841500846каторга#S, ссылка, а исправительные наказания для представителей привилегированных сословий заключались в ссылке в Сибирь или отдаленные #M12291 841501117районы#S России. Исправительные наказания были соединены с лишением всех сословных и служебных прав. Кроме основных наказаний применялись еще и наказания дополнительные: церковное покаяние, #M12291 841500995конфискация имущества#S, отдача под #M12291 841502443надзор#S #M12291 841500005полиции#S и др. Особенная часть Уложения предусматривала ответственность за #M12291 841500171преступления: государственные, против личности#S, против семьи и др. В 1885г. после отмены #M12291 841501026крепостного права#S и проведение судебной реформы в Уложение были внесены некоторые нововведения демократического порядка в частности, включен принцип нет преступления без указания о том «в законе». В 1903 г. было принято новое Уголовное уложение, которое лишь частично вступило в действие. Все-таки, какими бы не были наказания в историческом периоде развития уголовного права, все они были направлены на развитие государственности и личности.
И что необходимо отметить, это то, что на протяжении всей истории уголовное право существовало совместно с религией, и результат их совместного существования был налицо. Россия была одна из сильнейших держав. Но даже Англия и Франция сравнительно небольшие государства на протяжении всей истории, были и остаются одними из самых развитых стран мира. Тоже самое можно сказать и про ряд иных стран, где религия была и остается одной из важнейших сфер жизни общества.
После Октябрьского переворота 1917 г. в России, руководствуясь марксистскими догматами о том, что с ликвидацией старого базиса ликвидируется и старая надстройка, большевики отменили все прежние законы. #M12291 841502058Декрет#S № 1 «О суде» 1917 г. провозглашал в качестве основного источника уголовного права революционное #M12291 841500118правосознание#S судей. А это по сути дела оправдывало произвол. «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. отказались от таких важнейших принципов как: нет преступления, если оно не предусмотрено законом», и от принципа виновной ответственности, не было в этом законодательном акте особенной части уголовного права, принцип #M12291 841500602законности#S был подменен революционной классовой целесообразностью. Классовый подход пронизывал и первый УК РСФСР 1922 г., состоящий из общей и особенной части, рассматривал в качестве преступления любое общественно-опасное деяние, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени, а указание на запрещенность деяния в законе отсутствовало.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6