Рефераты. Уголовный закон: понятие, признаки, значение






Территорией Российской Федерации признается суша в пределах государственных границ, территориальные морские воды в пределах 12-мильной зоны, исчисляемой от линии наибольшего отлива, а также воздушный столб в пределах государственных границ и территориальных вод.

Действие УК РФ распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Континентальный шельф – прибрежное морское (океаническое)  мелководье.

    Исключительная экономическая зона устанавливается в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод РФ и прилегающих к ним. Ее внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от линии наибольшего отлива. Следует иметь в виду, что ширина территориальных вод и экономической зоны устанавливается национальным законодательством. Например, Великобритания традиционно придерживается 3-мильной ширины территориальных вод.

Гражданское судно Российской Федерации, находящееся в открытом море, считается территорией Российской Федерации. Любое лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом море или воздушном пространстве, подлежит уголовной ответственности по УК Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, поскольку на водном или воздушном судне, несущем флаг РФ, действуют законы Российской Федерации.

В случае нахождения гражданского водного или воздушного судна Российской Федерации в территориальных водах или воздушном пространстве других государств на него распространяется юрисдикция этого государства. Военный корабль или воздушное судно под флагом Российской Федерации считается территорией России, где бы оно ни находилось. Поэтому лица, совершившие преступление на военном корабле в период его нахождения в иностранном порту, подлежат ответственности по УК РФ.

     Принцип территориальности имеет исключение - Экстерриториальность. Это исключение называют дипломатическим или правовым иммунитетом. Лиц, пользующихся иммунитетом, нельзя без их согласия или согласия правительства страны, которую они представляют, привлечь к уголовной ответственности, подвергнуть задержанию, обыску, допросу и другим следственным действиям.

Правовой иммунитет предоставляется главам государств, членам правительства, дипломатическим представителям, а также их супругам и несовершеннолетним детям. Иммунитетом обладают дипломатические курьеры при исполнении ими обязанностей. По международному соглашению правовой иммунитет может быть предоставлен и иным лицам, например журналистам. Иммунитет распространяется и на территории посольств и дипломатических представительств, а также на основании международных договоров на места расположения иностранных воинских соединений на территории другого государства. Иммунитет территории означает, что без разрешения руководителей дипломатических представительств нельзя входить на территорию посольств, для выполнения следственных действий - осмотра, обыска, задержания и ареста подозреваемых. Поэтому в международной практике известно много случаев предоставления убежища в помещении посольства людям, преследуемым правоохранительными органами государства, в котором аккредитовано представительство.

     Правовой иммунитет не означает безнаказанности или свободы совершать преступление. Лица, пользующиеся правовым иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания, и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего правительства, в стране пребывания. Как правило, люди, пользующиеся правовым иммунитетом, в случае нарушений законов РФ, например совершения шпионажа, объявляются персоной "нон грата" и выдворяются за пределы России.

 Круг лиц, пользующихся иммунитетом от действия  российского уголовного закона (ч.4 ст.11УК) в случаи совершения ими преступления на территории Российской Федерации, определяется на основе взаимности Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООН 1946г., Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961г.,  Венской конвенцией о консульских  сношениях от 24 апреля  1963г.. Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями  универсального характера от14 марта 1975г.[7]

Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.

Военнослужащие воинской части Российской Федерации, дислоцирующейся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации подчиняются российским законам, где бы они ни находились, в том числе и за границей. Поэтому они несут уголовную ответственность за преступления, совершенные в иностранном государстве, по УК РФ. Статья 50 Конституции РФ устанавливает, что "никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление". Поэтому УК РФ допускает возможность привлечения к уголовной ответственности и осуждение за преступления, совершенные за границей, граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, только в случаях, если они не были осуждены в иностранном государстве и если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено. Если лицо совершило деяние, которое в стране пребывания не признается преступлением, но считается таковым в Российской Федерации, то привлечение его к ответственности было бы неоправданным. Следует иметь в виду, что большая часть преступлений (посягательство на личность, собственность, контрабанда, наркобизнес, фальшивомонетничество и другие) преследуются уголовным законодательством всех государств.

     В международной практике ситуация, когда совершенное в иностранном государстве деяние не считается там преступлением, но запрещено в стране, представитель которой его совершил, возникает, например, в связи с совершением аборта, который рассматривается как преступление в ряде стран.

     Если же российский гражданин совершил за границей преступление и не был там осужден, он по прибытии в Россию может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден. Однако в случае осуждения указанного человека в России назначенное ему наказание не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной за данное преступление законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.

Особый порядок ответственности предусматривается в отношении военнослужащих воинских частей, дислоцирующихся в иностранном государстве.
   Уголовный кодекс Российской Федерации в ч. 2 ст. 12 устанавливает, что по общему правилу военнослужащие РФ, проходящие службу за границей, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Как правило, международными договорами предусматривается следующий порядок:

1.           За преступления должностные и против порядка несения военной службы военнослужащие, находящиеся за границей, несут ответственность по законодательству своей страны;

2.            За преступления, совершенные вне территории воинской части и носящие уголовный характер (убийство, изнасилование, кража, грабеж, торговля наркотиками и т.д.), военнослужащие несут ответственность по законодательству страны пребывания.

     В ч. 3 ст. 12 УК РФ впервые в законодательстве России закреплен реальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Он заключается в возможности привлечения любого лица, в том числе иностранца и лица без гражданства, к ответственности по УК РФ за преступление, совершенное за границей, если оно направлено против интересов России, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Под интересами Российской Федерации применительно к проблеме определения пределов действия реального принципа принято рассматривать не только государственные интересы в узком смысле данного понятия, но и интересы российских граждан.[8]

    Так, на основании Соглашения между Правительством РФ и Республикой Казахстан от 4 октября 1997г., о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса ”Байконур”, подписанного после заключения Договора аренды комплекса “Байконур” от 10 декабря1994г., к юрисдикции Российской Федерации относятся все дела и материалы о правонарушениях, совершенных на территории комплекса “Байконур”, в том числе и гражданами Республики Казахстан.[9]

     Выдача преступников – это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и  норм национального  уголовно - процессуального и уголовного законодательства, заключается в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора.

Применяя реальный принцип, Россия, как и ряд зарубежных государств, наиболее полно защищает свои интересы и интересы своих граждан. В соответствии с современными условиями правового сотрудничества и взаимодействия государств для борьбы с преступностью, если иностранцы, совершившие преступление против России за ее пределами, понесли уголовную ответственность за границей, они не могут повторно привлекаться к ответственности по УК РФ.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
     Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбытия наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства.

Принципиальные положения о выдаче преступников содержатся, в частности, в ст. 61 конституции, которая гласит: "Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству". Эта же позиция закреплена в ст. 13 УК РФ.

В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим и религиозным мотивам. Люди, совершившие не политические, а уголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче человека или предоставления ему политического убежища решается исходя из политической оценки и правовых установлений государства, на территории которого этот человек находится.

Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется указом Президента Российской Федерации. УК РФ в ст. 13 устанавливает возможность выдачи находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и совершивших преступление в иностранном государстве в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Такие договоры о правовой помощи Россия заключила с рядом стран СНГ. При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем. Так Израиль выдал преступников СССР, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали самолет, большую сумму денег и улетели в Израиль. В израильском аэропорту они сдались полиции и были выданы СССР, несмотря на то, что между Израилем и Советским Союзом не было не только международного договора, но и дипломатических отношений.

В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда:

1.преступление совершено на его территории;
2. преступник является гражданином этого государства;
3. преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

     В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах. Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран.

Толкование уголовного закона


     Правильное применение уголовного закона предполагает точное знание его смысла и содержания, что означает необходимость толкования закона. Поэтому под толкованием уголовного закона понимается выяснение его смысла и направленности, точное определение его содержания и соотношения с другими уголовно-правовыми нормами

     Толкование уголовного закона подразделяется на виды в зависимости от субъекта толкования, а также от приемов и объема толкования. В зависимости от субъекта, разъясняющего закон, различают легальное, судебное и научное (или доктриальное) толкование.

     Легальным называется толкование, производимое органом государственной власти, уполномоченным на то законом. Оно совпадает, по существу, с аутентичным (подлинным) толкованием, которое является одной из форм легального толкования, означающего толкование, даваемое органом, принявшим этот закон. В соответствии с п.1 ст.105 Конституции органом, наделенным правом принятия закона, в том числе и уголовного закона, является Государственная Дума         характерной чертой легального и аутентичного толкования является то, что даваемые при этом разъяснения обязательны для всех органов, учреждений, должностных лиц и граждан РФ.

     Судебным, или казуальным, именуется толкование, даваемое судом при применении нормы закона по конкретному делу, это толкование обязательно только по данному делу. Особым видом судебного толкования является судебное толкование закона, даваемое в руководящих постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Такие разъяснения Пленума Верховного Суда обязательны для всех судов России.

     Научным, или доктриальным, называют толкование, даваемое научными учреждениями, учеными - юристами, практическими работниками правоприменительных органов. Оно не имеет, конечно, обязательной силы, хотя и играет, разумеется, значительную роль в формировании уголовного законодательства, а также для правильного применения закона.

     По приемам же различаются: грамматическое, или филологическое, систематическое и историческое толкование уголовного закона.

     Грамматическое толкование предполагает разъяснение текста закона с помощью правил грамматики, синтаксиса и этимологии значения и смысла отдельных терминов, слов и понятий, употребляемых в норме закона.

     Систематическое толкование состоит в уяснении содержания закона путем сопоставления его с другими законами, определения его места в системе действующего уголовного права, ограничения от других близких по содержанию законов.

     Историческое толкование имеет в виду уяснение социально - экономической и политической обстановки в стране, обстоятельств и причин, обусловивших принятие данного уголовного закона.

     Толкование уголовного закона по объему может быть буквальным, ограничительным и распространительным, или расширительным.

     Буквальным принято называть толкование закона в точном соответствии с его текстом, предполагающее совпадение содержания и смысла нормы закона с ее словесным выражением.

       При ограничительном толковании устанавливается, что закону надо придать более узкий, более ограничительный смысл, чем это буквально сформулировано в самом его тексте. Так, согласно ст. 210 УК РСФСР устанавливалась ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. По буквальному смыслу ст. 10 УК РСФСР уголовная ответственность наступала с 16 лет. Однако исходя из смысла ст. 210 УК РСФСР очевидно, что закон в данном случае имел в виду вовлечение несовершеннолетних в преступление со стороны взрослых, то есть достигших 18 лет. В новом Уголовном кодексе этот пробел исключен, и в ст. 150 УК записано, что ответственность за такое преступление несут лица с 18-летнего возраста.

       При распространительном толковании устанавливается, что закону надо придать более широкий смысл, чем это буквально сформулировано в самом его тексте. Статья 32 УК Российской Федерации говорит, что "соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие лиц в совершении умышленного преступления". Пленум Верховного суда, признав видом пособничества заранее данное обещание реализовать (сбыть) или приобрести похищенное, дал тем самым расширительное толкование определению пособничества.

     К ограничительному и распространительному толкованию закона прибегают в исключительных случаях, когда, например, норма закона сформулирована не совсем четко и требуется ее разъяснение с тем, чтобы не допустить искажение воли законодателя. В подавляющем же большинстве случаев используется буквальное толкование уголовных законов.[10]


Заключение


     На рубеже веков преступность превратилась в одну из самых острых социальных проблем государства и общества. Появились новые виды преступлений, формы и способы преступной деятельности. Тем не менее, следует отметить, что эти крайне неблагоприятные тенденции не привели к всеобщему ужесточению карательной направленности закона, как это уже не раз имело место в Российской истории. Они лишь обусловили необходимость выработки соответствующих уровню развития государства и общества научно обоснованных критериев и новых подходов к оценке преступного поведения, учету личности правонарушителя и определения вида и меры наказания в полном соответствии с содеянном, что прослеживается во всех статьях закона.

     Посредством законодательного закрепления в УК воплощены наиболее значимые обще социальные идеи справедливости, равенства и гуманизма. Закон является фундаментом правового государства, защитником свободы и равенства граждан, порядка и организованности в обществе, гарантом принципа социальной справедливости. В условиях формирования правового государства закон приобретает исключительно значение. Широкая правовая реформа, проводимая в стране, призвана обеспечить верховенство закона во всех областях общественной жизни.

     Применение уголовного закона предполагает его неукоснительное исполнение в точном соответствии с его буквой и смыслом всеми органами государства, должностными лицами и гражданами.

     Закон живет и действует лишь тогда, когда он исполняется, он обязателен для всех, его должны соблюдать все без исключения, независимо от положения, чина и ранга; сила и залог успешной деятельности органов государства, ведущих борьбу с преступностью, заключается в строгом соблюдении конституционных норм, законность, правопорядок – основа нормальной жизни общества, его граждан.




Библиография:

  1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под общей редакцией В.Д. Карповича. 2-е издание дополненное и переработанное.  Москва. Юрайт. Новая Правовая культура.2002г

2.      Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Ответственный редактор В.М.Лебедев. 2-е издание дополненное и исправленное. Москва. Юрайт.2003г

  1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Москва. Под редакцией Ю.И. Скуратова,  В.М. Лебедева. Инфра-М. 1999г.
  2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. Под редакцией С.И. Никулина. Москва. Юрайт. 2002г.
  3. Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по Уголовным делам. Составители С.Г. Ласточкина, Н.Н. Хохлова.  3-е издание переработанное и дополненное. Москва. ООО Велби. Проспект. 2003г.
  4.  Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.1997г.№8
  5. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.2001г.№7
  6. Российская Юридическая Энциклопедия. Под редакцией А.Я. Сухарева.  Москва. Инфра – М. 1999г.
  7.  Под редакцией профессора Б.В. Здравомыслова. Учебник  Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Издание второе переработанное и дополненное. Москва. Юристъ. 2002г.
  8. В.Н. Хропанюк. Под редакцией В.Г. Стрекозова. Теория Государства и права. Москва.  Интерстиль. 2001г.
  9. М.М. Смирнов. Уголовное право. Общая часть (конспект лекций). Москва. Приор. 2002г.
  10. Под редакцией В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. Курс Российского уголовного права. Общая часть.  Москва. Спарк. 2001г.
  11. В.Ф. Щепельков. Уголовный закон. Преодоление противоречий и неполноты. Москва. Юрлитинформ. 2003г.
  12. В.Д. Филимонов. Принципы уголовного права. Москва. ЮрИнфоР. 2002г.
  13. Ю.Г. Васильев. Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве. Москва. Современная экономика и Право. 2003г.

[1] Под редакцией профессора Б.В. Здравомыслов. Учебник  Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Издание второе переработанное и дополненное. Москва. Юристъ. 2002г.с.26.

[2] М.М. Смирнов. Уголовное право. Общая часть. (Конспект лекций) Москва. Приор.2002г. с10.

[3] Комментарий к УК РФ. Ответственный редактор В.М. Лебедев. 2-е издание дополненное и исправленное. Москва. Юрайт. 2003г. с253.  

[4] Под редакцией Б. В. Здравомыслова. Учебник Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Москва. Юристъ.2002г. с37.

[5] Комментарий к УК РФ. Ответственный редактор В.М.Лебедев. 2-е издание дополненное и исправленное. Москва. Юрайт.2003г. стр.24.


[6]  БВС РФ. 1997г. №8. стр.12


[7]  Комментарий к УК РФ. Ответственный редактор В.М. Лебедев. 2-е издание дополненное и исправленное. Москва. Юрайт.2003г. стр.29.



[8] Комментарий к УК РФ. Ответственный редактор В.М.Лебедев.2-е издание дополненное и исправленное. Москва. Юрайт. 2003г.

[9] БВС РФ. 2001.№7. С.18-19

[10] Под редакцией профессора Б.В. Здравомыслов. Учебник  Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Издание второе переработанное и дополненное. Москва. Юристъ. 2002г.с.47.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.