Рефераты. Занятость населения и проблемы её регулирования в рыночном хозяйстве






Некоторые из названных видов занятости могут сочетаться друг с другом в разнообразных комбинациях, что крайне осложняет статистический учет. "Атипичным" характеристикам рабочих мест присуща тенденция "притягиваться" друг к другу. Одно отклонение от "стан­дарта", как правило, влечет за собой другие. Например, немало занятых в неформальном секторе не имеют постоянного контракта, работа­ют не по найму, трудятся неполный рабочий день и т.д. В результате они одновременно попадают в разные категории нестандартно заня­тых. Дополнительная сложность связана с тем, что один и тот же ра­ботник может как совмещать, так и чередовать стандартные и нестан­дартные формы занятости. Скажем, работающий в организации на вполне стандартных условиях может быть одновременно вовлечен в не­формальную деятельность или подрабатывать на другом предприятии в свободное от основной работы время. Наконец, даже те рабочие ме­ста, которые по формальным признакам, казалось бы, являются "стан­дартными", по своему реальному статусу часто неотличимы от "нестан­дартных". Так, лица, заключившие договор на полную рабочую неде­лю, могут периодически перерабатывать или, наоборот, трудиться по сокращенному графику (отсюда феномен "недозанятости").

Соответственно "нестандартность" трудовых отношений может рассматриваться с двух точек зрения. Речь идет: во-первых, о не­стандартности трудового договора, то есть об отклонении формаль­ных условий контракта от принятого стандарта (суженная трактов­ка); во-вторых, о нестандартности фактических условий занятости (расширенная трактовка). В этом смысле к нестандартным работ­никам могут относиться не только те, кто заключил нестандартный контракт, но и вообще не имеющие контракта (например, самозаня­тые, занятые у физических лиц и занятые на основе устных догово­ренностей) или те, кто при наличии стандартного контракта реально трудится в нестандартном режиме.

Масштабы расхождения между более узкой и более широкой интерпретациями характеризуют степень деформализации экономики, а также эффективность и качество инфорсмента трудового законода­тельства и заключенных контрактов. К сожалению, с учетом доступ­ных данных разделить их не всегда возможно. В нашем эмпиричес­ком анализе мы придерживаемся более широкой трактовки. Это свя­зано не только с особенностями имеющихся данных. Российское тру­довое законодательство жестко ограничивает любые отклонения от стандарта для наемных работников, но реальные тенденции в сфере занятости во многом формируются независимо от предписаний закона. 

В наиболее общем виде преимущества и недостатки нестандарт­ной занятости обусловлены тем, что, обеспечивая гибкость рынка тру­да, она вместе с тем ослабляет позиции работников. Эта двойствен­ность получила отражение в специальной литературе: одни исследо­ватели делают упор на социальные издержки, порождаемые нестан­дартной занятостью; другие подчеркивают ее важность как инстру­мента адаптации фирм и работников к непрерывным изменениям ус­ловий экономической и социальной жизни.

Для работодателя гибкость означает расширение возможностей снижения издержек на труд и повышение конкурентоспособности в кратко- и среднесрочной перспективе. Это позволяет сохранять имеющиеся рабочие места и создавать новые. В то же время из-за чрез­мерной гибкости трудовых отношений вследствие либерализации за­конодательства о защите занятости или его игнорирования (если оно остается слишком жестким) повышается доля работников с неболь­шим специальным стажем. Это, в свою очередь, подрывает стимулы к инвестициям в специфический человеческий капитал и разрушает трудовую мотивацию работников, что чревато снижением качества вы­пускаемой продукции и ослаблением конкурентоспособности.

Для работника гибкость рынка труда, проявляющаяся в созда­нии временных, неполных или неформальных рабочих мест, ассоции­руется прежде всего с отсутствием социальной защиты и перспектив карьерного роста, а также с низкой оплатой труда. При этом благода­ря такой гибкости поддерживается более высокий уровень занятости, тем самым снижается риск безработицы и повышаются шансы трудо­устройства и для занятых, и для незанятых. Подобные рабочие места зачастую обеспечивают наиболее эффективную возможность для без­работных вернуться в сферу занятости, включая регулярную и стан­дартную. Поэтому "социально оптимальная" мера гибкости рынка труда — это точно выверенный и меняющийся во времени баланс между защитными мерами для работника и либеральными нормами использования труда для работодателя при наличии эффективной системы инфорсмента.

Многое из сказанного выше можно отнести и к России. "Стандар­тизация" следовала за индустриализацией и хорошо вписывалась в рамки социалистического хозяйства, облегчая планирование и мобилизацию трудовых ресурсов и политико-идеологический контроль за работника­ми. До начала рыночных реформ 1990-х годов так работали практи­чески все советские граждане, а "иное", как правило, запрещалось.

Возможности отклонения от "стандарта" в плановой экономике были весьма ограниченными, хотя и тогда имелись занятые в неформальном секторе или ЛПХ, занятые временно или случайно, работавшие неполный рабочий день или "вкалывав­шие" на многих работах одновременно. Шабашники, частные репетиторы, "мастера" частного извоза, сельские жители, которые de facto кормились со своего подворья, совместители на нескольких работах, полуставочники и многие другие, не вписывав­шиеся в прокрустово ложе социалистического КЗоТа, вместе составляли, по-видимо­му, значительный отряд советских граждан. Некоторые из них осваивали узкие ниши в рамках советского законодательства или на грани его нарушения, другие существо­вали вне действовавших законов.

В связи с началом системного перехода "от плана к рынку" в постсоциалистических странах, включая Россию, возникла необхо­димость значительного повышения гибкости трудовых отношений. Во-первых, такая гибкость облегчала процессы масштабной реаллокации рабочих мест и рабочей силы, неизбежной в условиях глубоких структурных реформ. Во-вторых, она ослабляла влияние разнообразных макроэкономических и структурных шоков переходного периода. В-третьих, по мере "взросления" переходной экономики и углубления ее интеграции в мировое хозяйство инструментальные возможности национальной монетарной, бюджетной, торговой, структурной и других видов политики заметно сужались. При этом гибкость рынка труда становилась одним из немногих реально доступных инструментов адап­тации экономики к изменяющимся условиям ее функционирования.

Подчеркнем, что сам по себе переход к рынку еще не перечеркивает "стандарт". Характерные для него условия и сегодня типичны для подавляющего большинства россиян, работающих на промышленных предприятиях или в государственном секторе. Однако реформы запу­стили в действие такие механизмы, как структурные сдвиги в занятости, стремление фирм к экономии издержек, поиск населением дополни­тельных источников заработка и т.п. Например, удельный вес сектора услуг в общей численности занятых вырос с начала 1990-х годов почти на 20 п.п. Это во многом объясняется развитием торговли, различных видов бытового обслуживания и финансовых услуг, широко практикую­щих отклонения от "стандарта" занятости. Кроме того, реформы легали­зовали и расширили спектр доступных нестандартных форм занятости. Ко многим существовавшим и в советское время добавилась, в частно­сти, такая форма, как неполная занятость по инициативе администрации (сокращение рабочего времени или административные отпуска).

На этапе спада (1992-1998 гг.) нестандартная занятость (особен­но относящаяся к неформальному сектору) могла выступать своего рода "подушкой безопасности", или субститутом системы социальной защиты, сдерживая отток рабочей силы в сферу экономической неактивности или безработицы. На стадии экономического роста (начиная с 1999 г. и по настоящее время) она стала основным сегментом увеличения чис­ленности рабочих мест, корректируя запретительную жесткость трудо­вого законодательства по отношению к "стандартным" работникам.


Пункт 3. Особенности эволюции российского рынка труда


В период рыночных реформ российский рынок труда также раз­вивался в основном нестандартно. В его становлении можно выде­лить два этапа. Первый (1991-1998гг.) стал отражением глубокой трансформационной рецессии, растянувшейся почти на целое десяти­летие и обусловившей сокращение занятости, рост открытой безрабо­тицы, снижение продолжительности рабочего времени, резкое падение реальной заработной платы. Второй (1999-2005 гг.) связан с энер­гичным постгрансформационным подъемом, сопровождавшимся по­ложительной динамикой базовых индикаторов рынка труда.

Отметим, что в России формирование новых отношений в сфере занятости протекало во многом иначе, чем в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Это позволило говорить о существовании двух альтернативных моделей переходного рынка труда.

Однако первоначально ничто не предвещало, что развитие рос­сийского рынка труда пойдет по иному сценарию и приведет к воз­никновению специфической национальной модели. Вслед за другими реформируемыми экономиками Россия "импортировала" стандартный набор институтов, действующих в данной сфере. Было разработано новое законодательство о минимальной заработной плате, создана си­стема страхования по безработице, легализована забастовочная дея­тельность, сформирована сложная многоступенчатая система коллек­тивных переговоров, установлены налоги на фонд оплаты труда, вне­дрена политика налогового ограничения доходов, предпринимались попытки индексации заработной платы и т.д.

Эти меры, подчеркнем, не содержали ничего "атипичного". От­сюда и вполне закономерные ожидания, что в России рынок труда будет "работать" примерно так же, как в других постсоциалистичес­ких странах. Правда, с учетом большей глубины трансформационно­го спада можно было предполагать, что масштаб и острота проблем окажутся иными: предприятия будут активнее "сбрасывать" рабочую силу, уровень безработицы станет выше, трудовые конфликты — много­численнее, инфляционное давление со стороны издержек на рабочую силу усилится и т.д. К тому же, обретя дополнительные "ребра жест­кости" в виде вновь введенных институтов, российский рынок труда сохранил немало законодательных норм и ограничений, действовав­ших при прежней системе. Неудивительно, что первые годы реформ в российской экономике прошли под знаком ожидания скорой катас­трофы, которая, как представлялось большинству наблюдателей, неми­нуемо должна была разразиться в сфере занятости.

Однако этим катастрофическим прогнозам так и не суждено было сбыться. Как же в действительности повел себя российский рынок труда в новых экономических и институциональных услови­ях? Остановимся на некоторых наиболее существенных характе­ристиках российской модели с точки зрения развития нестандарт­ной занятости.

1. Несмотря на глубокий трансформационный кризис, россий­ской экономике удалось избежать масштабного сокращения рабочей силы и занятости, которое наблюдалось во многих странах ЦВЕ (наи­более яркий пример — Венгрия). Первоначальное падение уровня занятости с 67 до 53% сменилось последующим его восстановлением до 60%. Если этот показатель пересчитать для населения в возрасте 15-64 лет (что является стандартным в международных сопоставле­ниях), то его значение повышается до 65%. Снижение занятости в российской экономике было явно непропорциональным масштабам сокращения ВВЦ, которое в нижней точке кризиса достигло 40%.

Такая "нечувствительность" занятости была отчасти следствием распространения ее нестандартных форм. Резкое расхождение меж­ду траекториями изменения ВВП и занятости предопределило глубо­кий "провал" в показателях производительности труда. В этом отноше­нии ситуация в странах ЦВЕ складывалась намного благоприятнее: после небольшого снижения производительность труда в них быстро возвратилась к докризисным значениям, а затем и превзошла их.

Начало подъема в российской экономике дало импульс восста­новлению занятости (по различным оценкам, было создано от 3 до 5 млн. дополнительных рабочих мест). России удалось избежать так называемого "экономического роста без создания рабочих мест", ха­рактерного для многих стран ЦВЕ. Но поскольку рост ВВП намного опережал увеличение занятости, стала быстро повышаться производи­тельность труда. В настоящее время ее показатели практически вер­нулись к дореформенным значениям.

2. В различных сегментах экономики процесс общего сокра­щения занятости протекал крайне неравномерно. Как известно, "ядро" российской рабочей силы составляют работники крупных и средних предприятий. Именно здесь сосредоточена основная часть формальной занятости, а нестандартные формы трудовых отноше­ний практикуются лишь в исключительных случаях. Работники малых предприятий, ПБОЮЛов, самозанятые и т.д. находятся на "периферии", где активно используются нестандартные трудовые контракты и занятость носит по большей части неформальный ха­рактер. В период реформ "ядро" и "периферия" демонстрировали совершенно разную динамику.

Занятость на крупных и средних предприятиях сокращалась быстрее, чем в целом по экономике. Среднесписочная численность их персонала уменьшилась более чем на '/, — с 59 млн. в 1991 г. до менее 39 млн. к концу 2005 г. Если в дореформенный период на их долю приходилось 80% всех занятых, то в насто­ящее время — менее 60%. Вклад малых предприятий 6 общую занятость на про­тяжении всего периода оставался на примерно стабильном уровне и составлял около 10%. Отсюда можно заключить, что некорпоративный сектор играл важную демпфирующую роль: если бы он не абсорбировал избыточную рабочую силу, которую "сбрасывали" крупные и средние предприятия, то общее падение занято­сти в российской экономике было бы намного больше. Вполне вероятно, оно мог­ло бы быть пропорционально сокращению ВВП.

Интересно, что даже в условиях возобновившегося экономиче­ского роста "ядро" не только не стало наращивать число рабочих мест, но и продолжало их терять. В 1999-2005 гг. суммарные потери превысили 3 млн. занятых. В результате весь прирост общей числен­ности занятых, о котором говорилось выше, пришелся на "перифе­рию", то есть главным образом на нестандартную занятость. Резкий контраст в поведении "ядра" и "периферии" свидетельствует о том, что при привлечении и использовании рабочей силы величина соот­ветствующих издержек для них совершенно разная. По-видимому, из-за чрезмерной зарегулированности трудовых отношений в формаль­ном секторе новые рабочие места продолжали создаваться почти ис­ключительно на неформальной или полуформальной основе.

3. Кардинальные изменения произошли в отраслевой структуре российской занятости. В период реформ доля работающих в сфере услуг достигла 60% общей численности занятых (один из самых вы­соких показателей среди всех стран с переходной экономикой. Именно сектор услуг, как правило, генерирует нестандартные рабочие места. Оговоримся, однако, что этот структурный сдвиг был практи­чески полностью достигнут за счет абсолютного сокращения занято­сти в сфере материального производства (свыше 10 млн. человек), тог­да как прирост занятости непосредственно в сфере услуг не слишком значителен (примерно 2-3 млн. человек). Так что масштабы реальной "передислокации" рабочей силы из вторичного сектора в третичный были довольно небольшими.

4. Своеобразная черта российского опыта резкое сокращение рабочего времени в период реформ. В первой половине 1990-х го­дов среднее количество дней, отработанных в промышленности, умень­шилось почти на целый месяц, что сопоставимо с переходом в СССР в начале 1960-х годов с шестидневной рабочей недели на пятиднев­ную. Только в этом случае сокращение рабочего времени было реаль­ным, а не "счетным", как в те годы (тогда продолжительность рабочей недели, измеренная в часах, не изменилась, поскольку одновременно с переходом на пятидневную рабочую неделю семичасовой рабочий день был заменен восьмичасовым).

Сокращению рабочего времени в России способствовали как ин­ституциональные, так и экономические факторы. На рубеже 1980-1990-х годов была законодательно уменьшена продолжительность стандартной рабочей недели (с 41 до 40 часов), увеличена минималь­ная продолжительность отпусков (с 18 до 24 рабочих дней), появились общенациональные "каникулы" в начале января и в начале мая, был резко расширен круг занятых с льготными режимами рабочего време­ни. Позднее к этому добавились административные отпуска,  и вынуж­денные переводы сотрудников на работу в режиме неполного рабоче­го времени, к которым стали активно прибегать предприятия, находив­шиеся в тяжелом экономическом положении.

И хотя начиная с середины 1990-х годов средняя продолжитель­ность рабочего времени в российской экономике несколько возросла (на 4%),она остается намного ниже, чем до начала реформ. Это кон­трастирует с ситуацией в странах Центральной и Восточной Европы, где показатели рабочего времени по сравнению с дореформенным пе­риодом практически не изменились.

5. "Визитной карточкой" российского рынка труда стали разно­образные "атипичные" способы адаптации — работа в режиме непол­ного рабочего времени и вынужденные административные отпуска, вторичная занятость и занятость в неформальном секторе, задержки заработной платы и теневая оплата труда, натуральная оплата и про­изводство товаров и услуг в домашних хозяйствах населения. Как правило, именно указанные механизмы принимали на себя первый удар, тогда как адаптация в более устоявшихся формах происходила позднее, приобретая благодаря этому более сглаженный характер.

"Атипичностъ" в данном случае не означает уникальности таких механизмов. В различных модификациях и комбинациях они наблюда­лись и в других переходных экономиках, однако нигде их распростране­ние и разнообразие не были столь значительными, а укорененность — столь глубокой, как в России. В результате с определенного момента такие способы адаптации стали восприниматься как повседневная ру­тина, общепринятая практика, своего рода норма трудовых отношении.

В отдельные годы почти  персонала российских крупных и средних предприя­тий переводили на работу в режиме сокращенного рабочего времени или отправляли в административные отпуска. Дополнительные подработки, по данным различных ис­точников, имели 10-15% занятых; неформальной трудовой деятельностью (вне сектора предприятий и организаций) был охвачен каждый седьмой работник. В самые тяже­лые годы задержки заработной платы затронули  всего работающего населения стра­ны, а масштабы неофициальной оплаты труда, по оценкам Госкомстата России, достиг­ли почти половины официальных выплат. Уникальной чертой российского рынка труда остается занятость в секторе личных подсобных хозяйств, в котором в пик аграр­ного сезона работают почти 40% всего взрослого населения страны. И хотя с началом экономического подъема различные "античные" формы адаптации стали использо­ваться менее активно (например, уровень вынужденной неполной занятости упал ниже 1%), они по-прежнему охватывают значительную часть российской рабочей силы.

Всем этим "атипичным" механизмам присуща одна важная об­щая черта — их неформальный или полуформальный характер. Обычно они действуют либо в обход законов и других формальных ограничений, либо вопреки им. Несвоевременная и скрытая оплата труда, неполная и вторичная занятость обусловливали персонализа-цию отношений между работниками и работодателями, вследствие чего явные трудовые контракты уступали место неявным.

6. На протяжении большей части переходного периода россий­ский рынок труда регулировался законодательством, унаследованным от советских времен. Вплоть до конца 2001 г. в стране действовал Кодекс законов о труде (КЗоТ), принятый еще в 1971 г. Таким образом, на наиболее тяжелом, начальном этапе реформирования россий­ской экономики сохранялось законодательство, соответствовавшее осо­бенностям планового хозяйства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.