Рефераты. Инфляция в странах с переходной экономикой






82

95

88

105

117

110

103

112,5

112

111

114

Перевозки грузов

88

77

86

87

104

106

102

98

104

104

109

107

Розничный товарооборот1)

94

100,3

105

97

94

109

111

109

109

113

113

114

Индексы цен производителей промышленной продукции2)

275

126

107

119

171

132

108

118

113

129

113

110

Индексы потребительских цен

2312)

1222)

1112)

1842)

1372)

1202)

122

116

114

111

113

110

Экспорт в страны Содружества

103

109

105

82

78

129

106

107

 130  

144

111

130

Экспорт в другие страны

129

109

99

84

108

144

96

107

 124  

134

137

124

Импорт из стран Содружества

133

106

98

79

74

139

97

91

129

135

107

118

Импорт из других стран

117

95

123

83

68

102

138

117

123

131

138

145


Таблица 1:Основные макроэкономические показатели (в % к предыдущему году).

1)Без оборота предприятий питания.

2)Декабрь к декабрю.


Рост ВВП России по итогам 2007 года ожидается на уровне 7,2%, прогнозирует Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в ежегодном докладе о развитии переходной экономики (EBRD transition report).

"Темпы роста экономики России, согласно прогнозам, повысятся до 7,2% по итогам 2007 года (по сравнению с 6,7% в 2006 году) и затем вновь упадут до 6,5% в 2008 году", - говорится в документе.

При этом прогноз ЕБРР по инфляции в России - 8,5% - звучит гораздо оптимистичнее того, что делают российские власти.

В начале ноября Минэкономразвития РФ признало, что инфляция в РФ в этом году может достичь 11% вместо запланированных в начале года 8%. Ранее глава Минфина Кудрин заявил, что уровень инфляции в 2007 году может превысить 10%.

В России инфляция по-прежнему остается одной из основных проблем в сфере макроэкономики, отмечается в докладе ЕБРР.

Главным фактором позитивной динамики роста российского ВВП стабильный внутренний спрос на товары и услуги, а также значительное увеличение иностранных инвестиций в Россию. Однако основным тормозом роста экономики России аналитики ЕБРР по-прежнему видят недостаточное развитие инфраструктуры.

При этом банк предостерегает российские власти от административного регулирования внутренних цен. "Любая попытка применить административные меры для сдерживания цен может обернуться дальнейшими перекосами в экономике и повредить слабым банкам", - говорится в докладе.

В то же время ЕБРР отмечает прочность российской банковской системы, которая смогла выдержать отток капитала и резкий рост процентных ставок на внутреннем финансовом рынке в условиях нестабильности на мировых кредитных рынках.

Специалисты банка предупреждают, что хотя темпы экономического развития во всех странах региона с трансформируемой экономикой должны по итогам текущего года установить новый рекорд в 7% (в 2006 году - 6,9%), разразившийся в мире летом текущего года "кредитный голод" может в долгосрочной перспективе привести к замедлению темпов роста.


    

Январь-март

Январь-июнь

Январь-сентябрь

Валовой внутренний продукт

107,9

109,12)

108,62)

Продукция промышленности

108,4

107,7

106,6

Продукция сельского хозяйства

101,9

102,5

...

Инвестиции в основной капитал

120,1

122,3

121,2

Розничный товарооборот1)

113,6

114,2

114,8

Индексы цен производителей промышленной продукции

106,6

108,7

109,3

Индексы потребительских цен

107,7

107,9

108,2

Экспорт в страны Содружества

109,8

120,9

120,13)

Экспорт в другие страны

105,1

106,7

108,23)

Импорт из стран Содружества

140,5

142,4

139,63)

Импорт из других стран

153,4

149,9

149,83)


Таблица 2:Основные макроэкономические показатели в 2007 г. (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

1) Без оборота предприятий питания

2) Индекс выпуска продукции по базовым видам экономической деятельности, исчисляемый на основе данных об изменении физического объема производства продукции сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, строительства, транспорта, розничной и оптовой торговли.

3) Январь-август 2007 в % к январю-августу 2006.

3. Общность инфляционных процессов в странах с трансформируемой экономикой. Трансформация экономики Республики Беларусь


3.1 Переход от плановой экономики к рыночной.


Для большинства социалистических стран стартовым уровнем для рассмотрения среднегодовых темпов экономического роста был избран 1950 год, в начале которого, в основном, было завершено послевоенное восстановление экономик СССР, стран Центральной и Восточной Европы (ВЕ). В качестве конечного рубежа, завершившего этот период социалистического развития, можно считать годы накануне отказа от социалистической экономики и с начала перехода к рыночным экономическим реформам.

Для бывшего СССР этим годом стал 1991год, для стран ВЕ - 1989год.

К 1955 году в большинстве бывших социалистических стран показатели душевого ВВП относительно среднемирового уровня по сравнению с 1950 годом практически не изменились.

Затем, в 1956 - 1958 годах в СССР и многих европейских странах экономический рост существенно улучшился. В СССР - от 101 до 116%, в ВЕ - с 95 до 108% среднемирового уровня.

В конце 60-х - первой половине 70-х годов произошло значительное замедление экономического роста в СССР, хотя его темпы еще превышали среднемировые.

К 1976 году  СССР достиг самого высокого относительного уровня экономического развития - 118% среднемирового показателя, после чего его позиции уже только ухудшались. В последнем году существования СССР (1991год) производство ВВП на душу населения (98.9%) было ниже и среднемирового и советского показателя (101.4%).

Таким образом, результатом сорокалетнего периода мирного развития социализма стало ухудшение положения СССР по отношению и к мировому уровню в среднем и к занимающему им месту в 1950 году. Экономический кризис 90-х годов лишь усугубил отставание всех постсоветских стран от среднемирового уровня.

В европейских социалистических странах опережающий по сравнению со Среднемировым показателем экономический рост продолжался дольше, чем в СССР, - до 1984 года. Однако он во многих странах прекратился во второй половине 80-х годов. Тем не менее показатели уровня экономического развития  (относительно среднемировых)  европейских социалистических стран в 1989году оказались лучше их показателей 1950-го года, а в ряде случаев (в ГДР, Болгарии, Чехословакии) - и их показателей 1984года. Тяжелый экономический кризис 90-х годов привел к дальнейшему ухудшению их положения. В то же время преодоление его наиболее острой фазы и возобновление экономического роста позволили ряду стран (Болгарии, Польше, Румынии, Словении, Хорватии и Восточной Германии) достигнуть показателей, по крайней мере, не хуже тех с которых они стартовали в 1950 году.

Проанализируем динамику ВВП бывших социалистических стран в период трансформируемой экономики.  Страны с трансформируемой экономикой характеризуются крайне не равномерной динамикой макроэкономических показателей. По темпам прироста (или спада) производства ВВП можно выделить группу стран, для которых на первом этапе трансформации была характерна своеобразная “макроэкономическая яма”: Значительное снижение объемов ВВП в 1990 -1992гг. и последующий резкий спад и выход в 1993 - 1994гг ( в Польше - уже в 1992г.) на траекторию роста. К этой группе относится Польша, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Венгрия, с несколько менее уверенным выходом из “ямы” - Болгария, Румыния, Эстония, Литва, Латвия и Армения.

Своеобразной динамикой ВВП обладает Югославия. Первоначально эта динамика схожа с динамикой ВВП Закавказских республик (нарастание углубления спада). Но затем происходит внезапный перелом от спада в 27,7%  к экономическому росту. В этом отношении динамика ВВП в Югославии более всего схожа с динамикой ВВП в Армении, но в последней переход к экономическому росту не связан с финансовой стабилизацией. В отличие от других стран ЦВЕ, Югославия обеспечила экономический рост не через 2-4 года после начала программы финансовой стабилизации, а практически  сразу с началом проведения этой программы.


3.2 Два типа преобразований плановой экономики


Реформы в Восточной Европе и в Беларуси, в сущности, очень похожи: используются одни и те же инструменты (приватизация, либерализация цен и так далее), предпринимаются схожие меры по выходу из кризиса социально-экономической системы. Основные различия в проведении реформ выявляются не из-за принципиально различных методов реформирования, а из-за той базы, на которой начались реформы, которая и является трансформируемой. Необходимо отметить, в чем состоят эти различия:

1.                структура собственности;

2.                уровень либерализации цен в стране;

3.                степень либерализации повседневной жизни граждан;

4.                количество (качество) рыночных элементов в дореформенной экономике.

5.                направленность экономики страны и ее зависимость от других социалистических стран;

6.                проникновение в экономику и ее связь со странами развитого капитализма;

Естественно существуют и другие различия, здесь были перечислены несколько основных.

Страны Восточной Европы имели гораздо более открытые и свободные экономики, их нельзя конечно назвать рыночными, но элементы рынка присутствовали здесь и были достаточно значимы для экономик этих стран. Это определило то, что в этом регионе реформы начались гораздо раньше, чем в СССР, а главное, имели более приближенные к конечному результату базовые условия. В таблице 3 показано, насколько различны были эти условия между социалистическими странами (в качестве примера взята доля государственного сектора в добавленной стоимости).


Страна

Доля (%)

СССР

96,0

Чехословакия

97,0

Польша

81,7

Венгрия

73,6

Таблица 3:Доля государственного сектора в добавленной стоимости


Цифры, приведенные в таблице, показывают нам, насколько экономика страны зависела от государственной системы распределения ресурсов. Если сравнить эти данные с нынешним положение в этих странах, то можно проследить четкую тенденцию: чем выше была доля государственного сектора в добавленной, тем тяжелее проходят реформы в данной стране.

Для анализа исходной базы можно взять и другие показатели, например, доля регулируемых цен. Итог, сравнения других показателей будет приблизительно таким же, как и в рассмотренном нами примере.

Можно выделить два основных сценария развития реформ в бывших социалистических странах.

Рисунок 2. Два сценария кризиса

 а)       




б)







На рисунке 2 схематически изображены два процесса развития кризиса:  рисунок а) характерен для стран, где до реформ были относительно развиты рыночные отношения (Польша, Венгрия, Словакия, Чехия); рисунок б) - для стран с экономикой, где практически не было признаков рынка (Россия, Украина и другие).

Вектор преобразования трансформируемой экономики зависит от исходной точки, в которой начались реформы. Можно выделить общие черты для бывших социалистических стран в 80-х годах, можно предположить, какими они будут после завершения реформ - вновь выделив общие черты. Но у каждой страны экономика, может быть незначительно, но отличалась от других, но именно это и определяло ход реформ в данной стране, делая процесс трансформации сугубо индивидуальным, не похожим на аналогичные процессы в соседних странах.


3.3 Сущность и особенности инфляции в переходной экономике


Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования, или либерализация цен.

Процесс либерализации цен всегда протекает очень болезненно и для предприятий, и для населения. Резко дестабилизируется положение предприятий, нарушается система платежных отношений между ними, падает уровень реальных доходов населения, обостряются  социальные  противоречия в обществе. Инфляция обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала, приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.

Для характеристики особенностей инфляционных процессов стал широко применяться термин «инфляции  издержек», связанный со структурными особенностями постсоциалистической экономики. Против этой точки зрения стали выступать сторонники «макроэкономического» направления, пытаясь доказать, что феномена «инфляции издержек» вообще не существует. Вопрос о причинах и природе инфляции в трансформируемой экономике стал предметом острых экономических и политических дискуссий.

Инфляция как таковая - это, безусловно, денежный феномен, означающий снижение покупательной способности денег. В условиях свободного рыночного ценообразования инфляция выражается, прежде всего, в росте цен, в связи с чем говорят об инфляционном росте цен. Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спрос может повышаться и с увеличением скорости денежного обращения, не связанном с аналогичной динамикой производства (например, при  инфляционных ожиданиях).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.