Рефераты. ОАО НОВОШИП и условия работы флота






p> Таблица 10

Возрастной состав судов ОАО «Новошип» на конец соответствующих годов


|Возрастной период |1996 |1997 |
|До 5 лет |6 |6 |
|От 5 до 10 лет |11 |9 |
|От 10 до 15 лет |19 |17 |
|От 15 до 20 лет |18 |16 |
|Более 20 лет |6 |3 |
|Всего судов |60 |51 |

Как видно из таблицы 10 удельный вес судов ОАО «Новошип» имеющий возраст от 10 до 20 лет гораздо выше, чем в целом по флоту совместно с дочерней компанией, что свидетельствует о более низком техническом состоянии балансового флота. Кроме того, уменьшилось количество судов в
1997 году в сравнении с 1996 годом – на 9 единиц.

Рассмотрим теперь динамику изменения среднего возраста судов ОАО
«Новошип» и дочерней компании «Новошип ЮК» и для наглядности динамику изменения отобразим графически.

Рис.4

Средний возраст судов ОАО «Новошип» и дочерних компаний имеет тенденцию к снижению. В 1997 и 1998 годах средний возраст флота снизился по сравнению с 1996 годом в 1,13 и в 1,16 раза соответственно. Средний возраст балансового грузового флота составляет – 14,9 года, пассажирского – 24 года, флота дочерних компаний – 8,7 лет.

Теперь проанализируем движение транспортного флота отдельно по ОАО
«Новошип» и дочерним компаниям в 1996-1997 годах.

Таблица 11

Движение транспортного флота в 1996-1997 годах

|Показатели |Ед. изм.|1996 |1997 |Темп |Отклонен|
| | | | |роста |ие, % |
|Наличие транспортного флота| | | | | |
|Наличие на начало отчетного| | | | | |
|периода | | | | | |
|Судов |единиц |66,0 |59,0 |89,4 |-10,6 |
|Грузоподъемность |тыс.тонн|2901,1 |2506,1 |86,4 |-13,6 |
|Дедвейт |тыс.тонн|3220,2 |2794,8 |86,8 |-13,2 |
|Пополнение | | | | | |
|Судов |единиц |3,0 |- |- |- |
|Грузоподъемность |тыс.тонн|60,0 |- |- |- |
|Дедвейт |тыс.тонн|67,2 |- |- |- |
|Списание | | | | | |
|Судов |единиц |10,0 |9,0 |90,0 |-10,0 |
|Грузоподъемность |тыс.тонн|455,0 |591,4 |130,3 |30,0 |
|Дедвейт |тыс.тонн|493,6 |647,3 |131,1 |31,1 |
|Изменение технических | | | | | |
|характеристик судов | | | | | |
|Грузоподъемность |тыс.тонн|- |- |- |- |
|Дедвейт |тыс.тонн|1,0 |- |- |- |
|Наличие на конец отчетного | | | | | |
|периода | | | | | |
|Судов |единиц |59,0 |50,0 |84,7 |-15,3 |
|Грузоподъемность |тыс.тонн|2506,1 |1914,7 |76,4 |-23,6 |

Продолжение таблицы 11


|Показатели |Ед. изм.|1996 |1997 |Темп |Отклонен|
| | | | |роста |ие, % |
|Дедвейт |тыс.тонн|2794,8 |2147,5 |76,8 |-23,2 |
|Наличие пассажирского флота| | | | | |
|на конец отчетного периода | | | | | |
|Судов |единиц |1,0 |1,0 |100,0 |- |
|Пассажировместимость |человек |254,0 |254,0 |100,0 |- |
|Наличие флота дочерних | | | | | |
|компаний на конец отчетного| | | | | |
|периода | | | | | |
|Судов |единиц |28,0 |32,0 |114,3 |14,3 |
|Грузоподъемность |тыс.тонн|1270,5 |1542,1 |121,4 |21,4 |
|Дедвейт |тыс.тонн|1375,2 |1662,2 |120,9 |20,9 |

На конец 1997 года наличие балансового флота сократилось на 15,3% по сравнению с 1996 годом, снижение дедвейта на 647,3 тысяч тонн, что произошло вследствие продажи крупнотоннажных судов.

Однако произошло увеличение состава флота дочерних компаний на 14,3% или на 287 тысяч тонн дедвейта, из-за покупки двух новых судов и передачи из балансового флота ОАО «Новошип» т/х «Маршал Конев» и т/х «Маршал Жуков».

Важное значение имеет анализ изучения движения и технического состояния основных производственных фондов, для этого рассчитываются следующие показатели: коэффициент износа, коэффициент годности, коэффициент обновления, коэффициент выбытия.

Техническое состояние основных фондов характеризует коэффициент износа, который определятся как отношение суммы износа основных фондов на на чало или конец отчетного периода к их стоимости на ту же дату. По основным производственным фондам ОАО «Новошип» этот показатель выглядит следующим образом:

1) на начало 1996года: 4173,0 млн.руб./ 6249,2 млрд.руб.*100 = 66,8%

2) на конец 1996года: 3906,7 млн.руб./ 5460,4 млрд.руб.*100 = 71,5%

3) на конец 1997года: 3466,3 млн.руб./ 4925,6 млрд.руб.*100 =70,4%

Из приведенных выше вычислений следует, что коэффициент износа очень велик, и к тому же у него достаточно быстрые темпы развития: с начала 1996 года и на конец 1997 года он вырос на 3,6%. Это свидетельствует о высоком проценте физического износа основных производственных фондов, поэтому необходимо предусмотреть ускоренные темпы обновления активной части основных фондов, так как использование устаревшей техники и транспортных средств ведет к большим потерям, что проявляется в несопряженности производственных мощностей, замедлении темпов роста производительности труда и объема перевозок, повышении их себестоимости, увеличении затрат на ремонт основных средств, уменьшении прибыли и снижении рентабельности.

Дополнением коэффициента износа до 100% (или до единицы) является коэффициент годности. Он определяется как отношение остаточной стоимости производственных фондов на начало или конец отчетного периода к их стоимости на ту же дату. На начало 1996 года коэффициента годности составил по ОАО «Новошип» 33,2%, на конец 1996 года – 28,5%, на конец 1997 года –
29,6%, т.е. эти коэффициенты очень низкие и продолжают снижаться.

Рассмотрим коэффициенты износа и годности по видам основных производственных фондов ОАО «Новошип» на конец 1997 года.

Анализируя показатели таблицы 12 следует сделать вывод, что техническое состояние зданий, рабочих машин и оборудования, вычислительной техники и транспортных средств (кроме флота) можно характеризовать как нормальное. Но крайне низким является техническое состояние флота в целом, что требует немед- ленного пополнения флота новыми судами.

Таблица 12

Коэффициенты износа и годности основных производственных фондов ОАО

«Новошип» в 1997 году.
|Виды основных |Балансовая|Износ, в |Коэффициен|Коэффициен|
|производственных фондов |стоимость,|млн. руб. |т износа, |т |
| |в млн. | |в % |годности, |
| |руб. | | |в % |
|Здания |120,2 |22,4 |18,6 |81,4 |
|Гидротехнические |6,2 |4,0 |64,5 |35,5 |
|сооружения | | | | |
|Прочие сооружения |18,8 |11,8 |62,8 |37,2 |
|Передаточные устройства |8,9 |5,4 |60,7 |39,3 |
|Силовые машины и |1,9 |1,2 |63,2 |36,8 |
|оборудование | | | | |
|Рабочие машины и |29,0 |14,1 |48,6 |51,4 |
|оборудование | | | | |
|Погрузо-разгрузочные |7,2 |4,9 |68,1 |31,9 |
|механизмы | | | | |
|Измерительные приборы, |6,4 |4,1 |64,1 |35,9 |
|устройства, лабораторное | | | | |
|оборудование | | | | |
|Вычислительная техника |4,6 |0,9 |19,6 |80,4 |
|Прочие машины и |0,4 |0,3 |75,0 |25,0 |
|оборудование | | | | |
|Транспортные средства |4703,4 |3387,4 |72,0 |28,0 |
|(флот) | | | | |
|в т.ч. наливной |2666,3 |1851,6 |69,4 |30,6 |
| |1139,2 |968,0 |85,0 |15,0 |
|комбинированый | | | | |
| сухогрузный |752,2 |437,2 |58,1 |41,9 |

Продолжение таблицы 12

|Виды основных |Балансовая|Износ, в |Коэффициен|Коэффициен|
|производственных фондов |стоимость,|млн. руб. |т износа, |т |
| |в млн. | |в % |годности, |
| |руб. | | |в % |
| пассажирский|111,5 |106,0 |95,1 |4,9 |
| |34,2 |24,6 |71,9 |28,1 |
|служебно-вспомо | | | | |
|гательный | | | | |
|Мебель |0,6 |0,2 |33,3 |66,7 |
|Хозяйственный инвентарь и|1,9 |0,7 |36,8 |63,2 |
|инструмент | | | | |
|Транспортные средства |8,4 |5,2 |61,9 |38,1 |
|прочие (кроме флота) | | | | |
|Прочие основные фонды |0,4 |- |- |- |
|Флот местный |7,3 |3,7 |50,7 |49,3 |
|ВСЕГО |4925,6 |3466,3 |70,4 |29,6 |

Для характеристики движения основных фондов на предприятиях исчисляются следующие показатели:

1) коэффициент обновления основных фондов определяется как отношение стоимости основных фондов вновь введенных в эксплуатацию в течение данного периода к общей стоимости основных фондов на конец периода.

Рассчитаем этот показатель применительно к основным производственным фондам: в 1996 году: 100,9 млн.руб./ 5460,4 млн.руб. = 1,85% в 1997 году: 57,4 млн.руб./ 4925,6 млн.руб. = 1,17%

2) коэффициент выбытия основных фондов исчисляется как отношение стоимости выбывших основных фондов к стоимости основных фондов на начало того же периода. По основным производственным фондам этот показатель выглядит следующим образом:

в 1996 году: 889,2 млн.руб./ 6249,2 млн.руб. = 14,3% в 1997 году: 592,2 млн.руб./ 5460,4 млн.руб. = 10,8%

Низкий коэффициент обновления и его тенденция к снижению, а также высокий коэффициент выбытия свидетельствуют о недостаточном пополнении пароходства балансовым флотом и это обстоятельство может отрицательно сказаться на увеличении провозной способности пароходства.

2.3. Анализ эффективности использования основных производственных фондов

На морском транспорте эффективное использование основных производственных фондов имеет большое значение. Это связано с тем, что основные производственные фонды преобладают в производственных фондах.
Лучшее использование флота обеспечивает необходимые темпы роста производительности труда, увеличение объема продукции транспорта на один рубль основных производственных фондов. Недостаточное использование основных фондов вынуждает делать огромные вложения в создание новых производственных фондов. Поэтому необходимо постоянно контролировать степень использования основных производственных фондов, выявлять недостатки и разрабатывать меры по их устранению.

Степень и эффективность использования основных производственных фондов характеризуется как стоимостными, так и натуральными показателями, которые подразделяются на общие и частные.

Обобщающими показателями, оценивающими на предприятиях морского транспорта экономическую целесообразность основных производственных фондов и их использование, являются фондоотдача и фондоемкость.

Фондоотдача определяется путем отношения грузообоброта перевозок приходящегося на один рубль среднегодовой стоимости производственных фондов, чем выражается связь между средствами труда и транспортной продукцией.
Фондоемкость – показатель обратный фондоотдаче; она характеризует величину основных производственных фондов, приходящихся на один рубль продукции.

К частным относится совокупность натуральных показателей, которые применяются для анализа использования основных производственных фондов.
Натуральные показатели отражают интенсивное использование флота по мощности в единицу времени, и экстенсивное, т.е. использование флота в единицу времени.

Используя эти показатели произведем анализ использования основных производственных фондов ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах.

Для этого рассчитаем обобщающие показатели фонодоотдачи и фондоемкости и результаты оформим в таблицу.

Таблица 13
Показатели фондоотдачи и фондоемкости по ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах

|Показатели |Ед. |1996 |1997 |Изменения по |
| |изм. | | |сравнению с |
| | | | |предыдущим годом |
| | | | |в |% |
| | | | |абсолютно| |
| | | | |м | |
| | | | |выражении| |
|Грузооборот всего по |млн.тн-|72982,1 |70345,9 |-2636,2 |-3,6 |
|флоту | | | | | |
| |миль | | | | |
|Среднегодовая стоимость |млн. |5854,8 |5193,0 |-661,8 |-11,3 |
|основных |руб. | | | | |
|производственных фондов | | | | | |
|В том числе активной |млн. |5600,1 |4953,9 |-646,2 |-11,5 |
|части фондов (флота) |руб. | | | | |
|Удельный вес активной |% |95,6 |-95,4 |-0,2 |-0,2 |
|части фондов (флота) | | | | | |

Продолжение табл.13

| |Ед. |1996 |1997 |Изменения по |
| |изм. | | |сравнению с |
|Показатели | | | |предыдущим годом |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | |В |% |
| | | | |абсолютно| |
| | | | |м | |
| | | | |выражении| |
|Фондоотдача, всего |тонно-м|12,46 |13,55 |1,11 |8,7 |
| |или/ | | | | |
| |руб. | | | | |
|В том числе активной |тонно-м|13,03 |14,20 |1,17 |9,0 |
|части |или/ | | | | |
| |руб. | | | | |
|Фондоемкость, всего |руб./ |0,08 |0,07 |-0,01 |-12,5 |
| |тонно-м| | | | |
| |или | | | | |

Увеличение фондоотдачи при снижении грузооборота и снижении стоимости основных производственных фондов явилось результатом незначительного снижения грузооборота на 3,6% при гораздо большем уменьшении основных производственных фондов –11,3%.

Фондоотдача, рассчитанная по активной части (флоту) выше фондоотдачи в целом так же за счет гораздо большего уменьшения активной части. Все это свидетельствует об эффективном использовании основных производственных фондов и в частности, их активной части.

На изменение уровня фондоотдачи также оказывает влияние ряд таких факторов как:

- изменение загрузки основных производственных фондов по мощности (ин

тенсивное использование);

- повышение основных производственных фондов в единицу времени
(экстенсивное использование).

Интенсивное использование основных производственных фондов характеризуется совокупностью показателей работы флота. К таким показателям относятся коэффициенты загрузки и использования грузоподъемности судов, коэффициент балластных пробегов, коэффициент среднесуточной эксплуатационной скорости судна. Обобщающим натуральным показателем работы флота является производительность одной тонны дедвейта в сутки эксплуатации.

Рассмотрим показатели интенсивности использования судов по ОАО
«Новошип» в 1996-1997 годах.

Таблица 14

Показатели, характеризующие интенсивное использование флота по его видам

|Показатели |Ед.изм. |1996 |1997 |Изменение по |
| | | | |сравнению с |
| | | | |предыдущим годом |
| | | | |в |% |
| | | | |абсолютном| |
| | | | |выражении | |
|Наливной флот | | | | | |
|Коэффициент загрузки | |0,81 |0,82 |0,01 |1,2 |
|Коэффициент |% |45,8 |48,6 |2,8 |6,1 |
|использования | | | | | |
|грузоподъемности | | | | | |
|Коэффициент | |0,90 |0,92 |0,02 |102,2 |
|среднесуточной | | | | | |
|эксплуатационной | | | | | |
|скорости | | | | | |

Продолжение таблицы 14

|Показатели |Ед. изм.|1996 |1997 |Изменение по |
| | | | |сравнению с |
| | | | |предыдущим годом |
| | | | |В |% |
| | | | |абсолютном| |
| | | | |выражении | |
|Коэффициент | |0,40 |0,37 |-0,03 |-7,5 |
|балластных пробегов | | | | | |
|Производительность |тонно-ми|72,4 |81,3 |8,9 |12,3 |
|работы флота |ль/ | | | | |
| |двт.-сут| | | | |
| |. | | | | |
|Комбинированный флот | | | | | |
|Коэффициент загрузки | |0,73 |0,80 |0,07 |9,6 |
|Коэффициент |% |42,9 |49,2 |6,3 |14,7 |
|использования | | | | | |
|грузоподъемности | | | | | |
|Коэффициент | |0,95 |0,98 |0,03 |3,2 |
|среднесуточной | | | | | |
|эксплуатационной | | | | | |
|скорости | | | | | |
|Коэффициент | |0,39 |0,38 |-0,01 |2,6 |
|балластных пробегов | | | | | |
|Производительность |тонно-ми|73,3 |86,1 |12,8 |17,5 |
|работы флота |ль/ | | | | |
| |двт.-сут| | | | |
| |. | | | | |

Продолжение таблицы 14


|Показатели |Ед. изм.|1996 |1997 |Изменение по |
| | | | |сравнению с |
| | | | |предыдущим годом |
| | | | |В |% |
| | | | |абсолютном| |
| | | | |выражении | |
|Сухогрузный флот | | | | | |
|Коэффициент загрузки | |0,76 |0,78 |0,02 |2,6 |
|Коэффициент |% |55,0 |59,8 |4,8 |8,7 |
|использования | | | | | |
|грузоподъемности | | | | | |
|Коэффициент | |0,96 |0,90 |-0,06 |-6,2 |
|среднесуточной | | | | | |
|эксплуатационной | | | | | |
|скорости | | | | | |
|Коэффициент | |0,21 |0,22 |0,01 |4,8 |
|балластных пробегов | | | | | |
|Производительность |тонно-ми|69,1 |82,8 |13,7 |19,8 |
|работы флота |ли/ | | | | |
| |двт.-сут| | | | |
| |. | | | | |

Из таблицы следует сделать выводы, что коэффициент загрузки и коэффициент использования грузоподъемности увеличились по всем видам флота, что является хорошим признаком более полного использования грузоподъемности.

Коэффициент среднесуточной эксплуатационной скорости увеличился по наливному флоту на 4,2%, по комбинированному флоту на 3,2%, а по сухогрузному уменьшился на 6,2%, что связано с потерей ходовых качеств в связи с большим

возрастом судов.

Коэффициент балластных пробегов уменьшился по наливному флоту на 0,03% и по комбинированному на 0,01%, что повлияло на увеличение объема перевозок по всем видам флота.

Увеличение коэффициента балластных пробегов у сухогрузного флота на
0,01% также свидетельствует о том, что сухогрузный флот в общей своей массе имеет средний возраст около 15 лет и поэтому не пользуется популярностью на фрахтовом рынке.

Производительность одной тонны дедвейта в сутки эксплуатации значительно возросла по всем видам флота, что свидетельствует об его интенсивном использовании в целом. Анализ использования основных фондов должен осуществляться в комплексе с другими показателями, одними из которых являются производительность труда и фондовооруженнсть. Производительность труда определяется отношением количества тонно-миль к среднесписочной численности работников. Фондоворуженнсть рассчитывают как отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности работающих. Динамика производительности труда , фондовооруженности и фондоотдачи – процессы, зависимые друг от друга, поэтому все факторы, влияющие на производительность труда, одновременно воздействуют и на фондоотдачу. Рассмотрим эти показатели с помощью следующей таблицы:

Анализ показателей таблицы свидетельствует о том, что темп роста производительности труда ниже показателя фондоотдачи, а показатель фондовооруженности труда даже снизился. Очевидно, это связано с тем, что в связи с большим списанием балансового флота в анализируемые годы среднесписочная численность работающих уменьшалась незначительно.

Рассмотрим теперь показатели характеризующие экстенсивное использование флота в единицу времени.

Основными показателями бюджета времени флота являются календарный, эксплуатационный и внеэксплуатационный периоды.

Таблица 15

Темпы роста основных показателей эффективности использования основных производственных фондов по ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах


|Показатели |Ед. изм. |1996 |1997 |Темп |
| | | | |роста, % |
|Грузооборот всего по флоту |млн. |72982,1 |70345,9 |96,4 |
| |тонно-миль| | | |
|Среднегодовая стоимость |млн.руб. |5854,8 |5193,0 |88,7 |
|основных производственных | | | | |
|фондов | | | | |
|Среднесписочная численность |Человек |8724,0 |7926,0 |90,9 |
|Фондоотдача |Тонно-мили|12,46 |13,55 |108,7 |
| |/ руб. | | | |
|Фондовооруженность труда |руб./чел. |671114,2 |655185,5 |97,6 |
|Производительность труда |тыс. |8365,7 |8875,3 |106,1 |
| |тонно-миль| | | |
| |/ чел. | | | |

Календарный для находящихся в эксплуатации и несписываемых судов составляет 365 суток. Для вновь поступающих или списываемых судов ее определяют в зависимости от даты поступления или списания.

Внеэксплуатационный период подразделяется на время: стоянки судна в ремонте (в том числе подготовка к ремонту), переоборудования и модернизации, вне эксплуатации по прочим причинам (фумигация, дератизация, дезинсекция, продление документов Регистра, выход из строя главного двигателя, посадка на мель и др.).

Разность между календарным и внеэксплуатационным периодом составляет эксплуатационный период судна или эксплуатационное (рабочее) время флота. В составе эксплуатационного времени обязательно выделяют время на
«перевозках», т.е. время, в течение которого судно участвовало в выполнении перевозок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.