Рефераты. политика протекционизма экономики Украины






p> Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами.
Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях – мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость.
Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.[1]

3. Нетарифные методы защиты экономики страны.

Удовольствие мое переменилось в равное негодование с тем, какое ощущаю, ходя в летнее время по таможенной пристани, взирая на корабли, привозящие к нам избытки Америки и другие ее произращения, как то сахар, кофе, краски и другие, не осушившиеся еще от пота, слез и крови, их омывших при их возделании.

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»


1. Количественные ограничения.

Во времена, когда Радищев ходил по таможенной пристани и взирал
«драгие на произращения», прибывавшие в Россию из Америки, тарифные методы регулирования внешней торговли не были еще достаточно развиты. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно использовали нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые. Большинство из них, в отличии от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике. Именно эта характеристика нетарифных методов дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговой политики.[3]

Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно- запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер – не только усиление конкурентных условий импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.

Измерение нетарифных методов

Для измерения нетарифных методов обычно используют один из следующих индексов:
. Индекс частотности (frequency index) - индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями. Обычно используется для определения уровня нетарифных ограничений, но не показывает относительную важность ограничения отдельных статей импорта и их эффективность для экономики.
. Индекс покрытия торговли (trade coverage ratio) – показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытыми нетарифными ограничениями. Слабостью этого индекса является то, что он недооценивает влияние наиболее интенсивных нетарифных барьеров.
. Индекс воздействия на цены (price impact index) – соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям. Недостатком индекса является то, что далеко не вся разница между внутренней и мировой ценой на товар зависит от нетарифных ограничений.

Количественные ограничения – административная форма не тарифного государственного регулирования торгового оборота, выделяющего количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.[3]

Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Квотирование/ Контингентирование

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два эти понятия имеют практически одно и тоже значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота (quota) – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:
. Экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90- х годов);
. Импортные –вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся на:
. Глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара;
. Индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы.[3]

Лицензирование

Лицензирование (licensing) – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:
. Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
. Генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничения количества сделок;
. Глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
. Автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Лицензирование используются многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.[3]

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:
. Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;
. Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров.
. Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.

«Добровольное» ограничение экспорта

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.[3]

«Добровольное» ограничение экспорта (voluntary export restraint – VER)
– количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

«Добровольное» ограничение экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольное» ограничение экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

2.Скрытые методы торговой политики.

Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного, характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. Конечно, председатель биржевого комитета под свободной торговлей имел в виду свободу нарушать установленные законы торговли.
Многие методы скрытого протекционизма как раз и являются наиболее ярким нарушением согласованных принципов международной торговли.[3]

Виды скрытого протекционизма

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:
. Технические барьеры – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа.

Наиболее распространенные барьеры технического характера – требования о соблюдении национальных стандартов о получении, сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропустить все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Та же Франции запрещала рекламу шотландского виски, а Великобритания накладывает ограничения на показ иностранных фильмов по английскому телевидению. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями. В Канаде – те же требования, но надписи уже должны быть по-английски и по-французски. В Швеции для продовольственных товаров на упаковке должно быть указано название содержимого на шведском и финском языках.

Технические барьеры далеко не всегда являются методом протекционизма.
Во многих случаях их введения продиктовано не сколько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения. Например, в странах
Европейского союза с 1993 года действует директива о защите потребителей, обязывающая производителей потребительских товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей о всех возможных рисках использования товаров в инструкции, при маркировке, на этикетки.
. Внутренние налоги и сборы (domestic taxes and charges ) - скрытые методы торговой политики, направленные на повешение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводится как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми ( налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу ) или косвенными

( сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы ). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при этом что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.
. Политика в рамках государственных закупок (state procurements) – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1993 года, получившему название «Акт «Покупай американское», платило на 12% больше, а для оборонных товаров – на 50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными. В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.
. Требование о содержании местных компонентов (local content requirement)

– скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требования о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

2. Анализ реализации политики протекционизма в мировой торговле.

2.1. Анализ применения политики протекционизма в США.

2.1.1 Тарифы в США – исторический аспект проблемы.

Должны ли в США облагаться налогом продаваемые там товары иностранного происхождения? В случае утвердительного ответа каким должен быть размер пошлины на импорт? На всем протяжении американской истории эти вопросы порождали ожесточенные споры. Раздоры по поводу тарифов возникали еще на состоявшемся в 1787 г. в Филадельфии съезде, на котором была принята
Конституция США. Фабриканты знали, что высокие тарифы приводят к повышению цен на ввозимые товары и стимулируют потребителей покупать вместо них товары отечественного производства. Жители Юга, отсталого в промышленном отношении, выступали против налогов на импорт, поскольку не желали платить за товары более высокие цены. На съезде Север и Юг достигли компромисса по поводу тарифов, но спорный вопрос не был окончательно решен.[4]

Полемика вспыхнула вновь в 1828 г., когда конгресс утвердил очень высокий протекционистский тариф. Лидеры оппозиции с Юга заклеймили высокий тариф на импорт как «пакостный». Споры едва не привели к гражданской войне, когда Южная Каролина заявила, что не будет выполнять новый закон. Некоторые жители Каролины высказывались за выход из союза. Президент Эндрю Джексон не был намерен терпеть такого неповиновения и начал подготовку использования войск для того, чтобы обеспечить исполнение в Южной Каролине федерального закона. Кризис тем не менее удалось урегулировать без кровопролития: обе стороны сочли приемлемым новый тариф, предусматривающий постепенное уменьшение взимаемых ставок.

Во время гражданской войны в США 1861-65 гг. Конгресс принял высокие тарифы, направленные на защиту американской промышленности. Пошлины на импортируемые товары еще более возросли в 1890 г., когда был принят тариф
Мак-Кинли, оказавшимся весьма эффективным в смысле устранения иностранной конкуренции. Члены прогрессивных партий выступали за отмену высоких тарифов, поскольку, те вынуждали потребителей платить более высокие цены за промышленные товары. Тариф Пейна-Олдрича 1909 г. предусматривал понижение пошлин на некоторые товары, но на большую часть импорта налог оставался высоким.

Вудро Вильсон, будучи избранным Президентом в 1912 г., потребовал введение низких тарифов. Он считал, что высокие тарифы приведут к появлению в США монополий, так как будут способствовать американской конкуренции.
Конгресс отреагировал принятием тарифа Андервуда, что стало первым реальным понижением тарифных ставок во время гражданской войны. Однако после первой мировой войны импортные пошлины вновь возросли. В 1920-е гг. среди американцев были распространены изоляционистские настроения, и возврат к протекционизму встретил сравнительно слабое сопротивление. Согласно закону
Холи- Смута 1930 г. был введен самый высокий в американской истории тариф.
Действительно, ставки тарифа были настолько велики, что некоторые современные экономисты называют закон Холи – Смута одной из причин Великой депрессии. Даже если это была и не основная причина, закон, несомненно, ухудшил положение дел. Мировые державы, со своей стороны, ответили повышением своих тарифов, нанеся таким образом ущерб американской торговле.[4]

Президент Франклин Делано Рузвельт попытался оздоровить обстановку, предложив снизить тарифные ставки по отношению к любой стране, которая пошла бы на ответные меры. Принятый в 1934 г. закон о торговых соглашениях
(известный также под названием закона о торговле на основе взаимности) содержал оговорку о «наиболее благоприятствуемых нациях», которая предусматривала, что любая страна имеет возможность получить «режим наибольшего благоприятствования» по любому тарифному соглашению, если поступит в отношении США аналогичным образом. Согласно этому закону пошлины на импорт были снижены, и объем торговли США с некоторыми странами значительно увеличился.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.