Из таблицы 3.2 следует, что лучшим решением с точки
зрения рентабельности является R1=3 тыс. руб., E=5 тыс. руб. При
этом r=15.6 %.
Можно отметить, что в данном конкретном случае
рентабельность слабо зависит от E. И это естественно, так как расходы kI
´ R ´ значительно
меньше общей прибыли фирмы I, а вложение E много меньше капитала С. То есть
рентабельность в основном будет определяться отношением I/С.
Однако мы рассмотрели оптимизацию закупок только
одного наименования (или нескольких наименований) ассортимента продукции.
Применяя же аналогичный подход ко всему ассортименту реализуемой продукции,
можно значительно увеличить рентабельность вкладываемого капитала. И наоборот,
принимая каждый раз неоптимальные решения по закупкам товара, можно значительно
ухудшить рентабельность, т.е. уменьшить отдачу вкладываемого капитала.
Теперь рассмотрим вариант, когда транспорт берет
несколько наименований ассортимента продукции. В этом случае ET =,
где ETi - средняя сумма закупок товара i за
период T;
N - количество видов ассортимента, помещаемого в
данный транспорт.
Далее мы разбиваем сумму E по ассортименту: .
Так, в нашем случае, если закупалось 3 наименования
товаров, имеющих сбыт за месяц ET1=2 тыс. руб., ET2=1,5
тыс. руб., ET3=0,5 тыс. руб., то ET=4 тыс. руб., и при
закупке E=5 тыс. руб., 1-го наименования необходимо закупить E1=5´2/4=2,5 тыс.
руб., 2-го - E2=5´1.5/4=1,875 тыс. руб., 3-го - E3=5´0.5/4=0,625 тыс. руб.
Теперь несколько слов о применении данного метода. Его
можно использовать двояко. Во-первых, с целью принятия решения о количестве
закупаемого товара сопоставимого с плановой рентабельностью. При этом величины
I и ET необходимо спрогнозировать на период времени, в течение
которого будет реализовываться объем закупок Eopt. Кроме того,
необходимо спрогнозировать "транспортные" расходы R и налоговые
льготы по ним .
Во-вторых, данный метод можно использовать каждый раз
для проверки - насколько принятое решение о закупке партий товара отличалось от
оптимального. Естественно, что принятое решение каждый раз будет отличаться от
оптимального. И здесь нужно стремиться к тому, чтобы, во-первых, эти отличия
были небольшими, а во-вторых, чтобы эти отличия были как в меньшую, так и в
большую сторону от Eopt. Если же величина E постоянно меньше Eopt,
это означает, что постоянно недополучается прибыль; если же E больше Eopt,
то неэффективно используется вложенный в бизнес капитал.
Величина С и в том и в другом случае может быть взята
по состоянию актива баланса на день закупки товара.
Отметим, что данный подход предполагает использование
средних величин, в частности, I и ET. На самом деле, это величины
случайные, поэтому и величина r также будет величиной случайной. И более
корректная постановка задачи должна подразумевать максимизацию случайной
величины рентабельности. Однако из экономического смысла ясно, что при
определенных условиях (в частности, при небольшой величине коэффициента
вариации случайных величин I и ET) решения задач при обеих
постановках будут близки.
Выводы.
1. Применяя предложенную методику к ассортименту
реализуемой продукции, можно значительно увеличить рентабельность вкладываемого
капитала. И наоборот, принимая каждый раз неоптимальные решения по закупкам
товара, можно значительно ухудшить рентабельность, т.е. уменьшить отдачу
вкладываемого капитала.
2. Предлагаемая методика применима для оценки принятия
решения о количестве закупаемого товара сопоставимого с плановой
рентабельностью. При этом величины I и ET необходимо спрогнозировать
на период времени, в течение которого будет реализовываться объем закупок Eopt.
Кроме того, необходимо спрогнозировать "транспортные" расходы R и
налоговые льготы по ним .
3. Данный метод можно использовать каждый раз для
проверки - насколько принятое решение о закупке партий товара отличалось от
оптимального.
На один из видов товара, реализуемого ООО “МАП”
установлена цена 10 руб. При этом от реализации этого товара была получена
определенная прибыль (10 тыс. руб. за месяц). Очевидно, что если бы мы
установили другую цену на данный товар, то прибыль была бы другой. При слишком
высоких ценах прибыль будет мала за счет малого спроса на товар (малого объема
реализации товара). При слишком же низких ценах прибыль так же будет мала (или
даже будет убыток), поскольку, несмотря на большой спрос, доходы от реализации
товара не смогут покрыть расходы. Отсюда следует, что существует такая цена,
при которой прибыль будет максимальной.