Рефераты. Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь






·        основные и оборотные фонды и вложения;

·        денежные средства и прочие финансовые активы.

В имущественный комплекс предприятия, подлежащий оценке, включаются не отраженные в учете по каким-либо причинам объекты, а именно: временно находящиеся в капитальном ремонте и модернизации, на консервации, в запасе или резерве; объекты, переданные в пользование или в аренду; не оконченные,   не   оформленные  актами  приемки  объекты   строительства; средства, вложенные приватизируемым предприятием в акции, паи других предприятий на территории республики и за рубежом; иные ценные бумаги, вклады, финансовые вложения, денежные средства на счетах банков, в том числе за рубежом.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной практике оценки стоимости объектов, подлежащих приватизации, выявилось несколько подходов — затратный, рыночный и доходный, что нашло отражение в использовании различных методов оценки.

Затратный подход. Согласно затратному подходу стоимость материальных и нематериальных активов оценивается по затратам, необходимым для воспроизводства, или их замены за вычетом обоснованной поправки на начисленный износ активов. При этом могут использоваться следующие методы.

Рыночный подход. Этот подход основывается на предположении, что:

·        у продавца имущества есть возможность выбора наиболее выгодных и
наиболее интересных для него покупателей, которые могут больше заплатить
за приватизируемые активы;  лучше соблюдать условия послеприватизационного использования объекта и т.п.

·        у покупателя имущества (например, на аукционе или по конкурсу) тоже есть
возможность из нескольких активов примерно одинакового назначения и полезности выбрать тот, который его больше всего устраивает по качеству, по цене, по длительности срока службы и т.п.

Доходный подход. Основная идея этого подхода состоит в том, что экономическая ценность конкретного приватизируемого объекта в настоящее время определяется тем доходом, который можно получить от его использования в будущем.


2. Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности как средство перехода к рыночной экономике

 

    2.1. Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности

В плановой экономике выделялись две формы собственно­сти на средства производства: государственная (общенарод­ная) и колхозно-кооперативная. Кроме того, существовала личная собственность граждан на предметы потребления. Од­нако коренной чертой всех этих форм было огосударствление, т.е. подавление государством всех несанкционированных им форм жизнедеятельности, господство во всех сферах экономи­ческих отношений тоталитарного контроля. Особенно ярко это проявлялось в рамках самой государственной собственности, охватывающей 90% всех средств труда в народном хозяйстве. Однако и развитие кооперативной собственности регулирова­лось государственными директивами. Личная собственность граждан также была «обставлена» ограничениями и запрета­ми со стороны государства (размеры садового дома, его высо­та и т.д.).

Поэтому основное содержание преобразований отношений собственности, сформировавшихся в плановой экономике, - это преодоление названного огосударствления, т.е. ликвидация тоталитарного государственного господства в этой сфере.

Разгосударствление охватывает все формы собственности. В рамках самой государственной собственности оно проявляется прежде всего в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм - допуске плюрализма форм собственности. Сохраняющиеся государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования,  перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (субсидии, льготы, выгодные цены, твердые заказы и т.п.); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования, в частности на жесткое бюджетное ограничение; широко использовать в целях большего динамизма акционерную форму и др. Наконец, один из путей разгосу­дарствления в этой области - приватизация, т.е. смена государ­ственной формы на частную.

Кооперативная собственность присуща и рыночной систе­ме. Процесс разгосударствления ее в переходной экономике состоит в обеспечении реальной добровольности всех ее членов, самостоятельности в хозяйственной деятельности, всех возмож­ностей и прав как субъекта рыночных отношений. Устранение тоталитарных ограничений в области личной собственности проявляется в преодолении уравнительности в распределении, ликвидации ограничений в правах иметь определенное личное имущество, появлении многоканальных источников личных доходов.

Важный момент в преобразовании собственности в рамках переходной экономики - быстрое развитие частной собствен­ности. Это наиболее динамичный сегмент переходной эко­номики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринима­тельства. Как показывает практика, естественно, на началь­ных этапах переходной экономики частная собственность воз­никает преимущественно в сфере обращения, охватывает мелкие, реже - средние предприятия [ 11, 148 c.].


2.2. Приватизация и ее роль в преобразовании собственности

Приватизация - одна из форм разгосударствления собствен­ности, важное средство создания экономической структуры про­изводства, адекватной рыночной системе. Приватизация связана с образованием не только индивидуальной частной собственнос­ти, но и (что наблюдается чаще) с образованием собственности коллективно-частной в виде акционерных обществ.

Сама по себе приватизация - это характерное явление и в рыночной экономике. Необходимость приватизации в совре­менном западном обществе возникает вследствие неэффектив­ной деятельности государственных предприятий. Ее чертами здесь являются многообразие форм и методов проведения; ее избирательность, т.е. не широкий, не массовый характер; дли­тельность сроков этого процесса; предварительное санирова­ние убыточного производства; наконец, как правило, возмезд­ный характер. По своим чертам приватизация в переходной экономике существенно отличается от аналогичного процесса в западных странах. Как заметил Я. Корнай, если бы привати­зация в Венгрии осуществлялась «по-английски», то на нее потребовалось бы 100 лет. Впрочем, и для постсоциалистиче­ских стран минимальный срок для приватизации связывается с десятилетием.

Роль приватизации в переходной экономике небесспорна. Иногда с ней отождествляют все преобразования собственнос­ти. Это неоправданное упрощение, ибо, как отмечалось, при­ватизация - лишь одна из форм этого процесса. Кроме того, обращает на себя внимание сложность, длительные сроки при­ватизации, значительные издержки. Наконец, приватизация сама по себе, прежде всего формальный акт. Она не создает ав­томатически ожидаемого повышения эффективности, тесно связана с другими условиями, которых может и не быть в дол­жной мере: нужны институты рыночной инфраструктуры, со­ответствующая система права, должен сформироваться иной (рыночный) тип хозяйственного мышления и т.п.

Наряду с принципиальной позицией о том, что главное - не приватизация, а создание частного сектора, существуют и кон­кретные предложения: основное внимание в переходной эко­номике обращать не на приватизацию старых, а на создание новых частных предприятий. Считается, что это более эффек­тивно, так как сразу исключает инерцию методов плановой экономики; требует в итоге меньших издержек; может быть реализовано быстрее.

Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому  тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной [6].

В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.

Следовательно, приватизация связана прежде всего с прагматическими соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в холе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.

Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.

К главным целям приватизации, следует отнести:

·        формировании новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики — это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к  максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений. 

·        создание    хозяйственно-правовых    условий    для    эффективной    работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной   перестройке    и    активизации   инвестиционного    процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;

·        формирование    новых    экономических    отношений,    построенных     на
многообразии   форм   собственности,   самостоятельности   производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;

·        развитие   конкурентной   среды   и   предпринимательской   деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;

·        сокращение   вмешательства   государства   в   экономические   процессы   и улучшение финансового состояния экономики;

·        уменьшение   расходов   на    государственное    управление   (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета);

·        становление слоя частных собственников (среднего класса).

Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.

Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии наличия в стране обоснованной программы преобразования государственной собственности, в которой должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.

Контроль за разработкой и координацией программ приватизации объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный орган. К примеру, в Республике Беларусь была разработана Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается Президентом Республики Беларусь Программа приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности. Программы приватизации объектов коммунальной собственности разрабатываются органами приватизации местных Советов депутатов и утверждаются соответствующими Советами депутатов.

В Законе о приватизации закреплены основные принципы приватизации. Ими являются:

Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая - продается.

Право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином республики закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.

Пути приватизации сводятся к выбору централизованного подхода (приватизация «сверху») или децентрализованного (приватизация «снизу»). Первый подход означает, что государство занимается приватизацией предприятий. Второй — государство лишь устанавливает необходимые правила, а приватизацией занимаются сами предприятия. В бывших социалистических государствах именно первый способ был осуществлен, так как сторонники приватизации «сверху» считают, что такой способ обеспечивает быструю и эффективную приватизацию.

Приватизация государственной собственности в настоящее время осуществляется в основном следующими способами:

Выкуп арендованного имущества арендным предприятием;

Продажа акций, принадлежащих государству;

Продажа объектов государственной собственности на аукционе;

Продажа объектов государственной собственности по конкурсу;

Безвозмездная передача части государственной собственности.

Следует отметить, что на выбор конкретного способа приватизации влияют различные факторы: размер предприятия, отраслевая принадлежность, характеристика основных фондов, технологий и выпускаемой продукции, финансового состояния предприятий и т.д.[ 13, 34 c.].

Таким образом, необходимо подвести итоги, реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться. Не во всем благоприятный первоначальный опыт реформы собственности, когда ставилась задача предельно быстрого разгосударствления и приватизации большинства предприятий, заставил частично пересмотреть не только роль государства, но и место государственного сектора в переходной экономике.

Таким образом,  приватизация в переходной экономи­ке является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвоз­мездную передачу государственной собственности в руки отдель­ных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На ба­зе государственных предприятий могут возникать частные и сме­шанные фирмы в различных организационно-хозяйственных фор­мах—от индивидуальных предпринимательств до всех видов кор­пораций.

Главное содержание приватизации заключается в трансформа­ции предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Ка­питал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.







3 Приватизация государственной собственности в

 Республики Беларусь

 

                3.1.  Этапы проведения  приватизация в Республике Беларусь

После распада СССР Беларусь имела практически одинаковые со многими постсоциалистическими странами стартовые условия, в том числе тотальную государственную экономику.

Долго и мучительно как никогда, рождался у нас закон о приватизации. Его концептуальные положения были одобрены в мае 1991г., но лишь с четвертой попытки – 19 января 1993г. – Закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят верховным советом. Однако полное законодательное оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996г.

Уже в следующем году процесс снова был заторможен. – отсутствовала соответствующая программа. 20 марта 1998г. Александр Лукашенко подписал Декрет  о приватизации, который отменил принятие ежегодных программ и перечней предприятий, подлежащих разгосударствлению.

Тем самым процесс получил возможность стать непрерывным. Однако и на этот раз, несмотря на полное законодательное оформление, реформа крупных предприятий фактически была остановлена. Так и не определившись со стратегическим курсом, Беларусь вернулась к старым методам управления предприятиями.                     

Вернемся к началу истории приватизации в РБ. Не дожидаясь, пока появится соответствующий закон, правительство самостоятельно установило правила игры. Энтузиасты откликнулись и первые 4 десятка предприятий поменяли свой статус.

Среди них была гродненская обувная фабрика «Неман». Как ни трудно сейчас поверить в 1990г. ее работники встали в очередь за акциями. В то время руководство предприятия не сомневалось, что со временем рабочие купят всю фабрику. Кроме этого на приобретение акций направлялась прибыль самого предприятия. В то время белорусское правительство по примеру соседей говорило о недопустимости государственной монополии, поставив перед собой грандиозную задачу: за пятилетку довести долю частного сектора в экономике до 75%. До конца 1990г. планировалось приватизировать 334 предприятия, в том числе 33 предприятия союзного подчинения [8].

В тот период белорусской приватизации никто не вынуждал соблюдать принцип добровольности. Порядок был такой: в Госимущество направлялась заявка с подписями не менее 50 % членов трудового коллектива, после ее рассмотрения создавалась комиссия по приватизации, которая разрабатывала соответствующий план, согласовывала его с трудовым коллективом и представляла на рассмотрение Госимуществу. Эксперты министерства помогали выбрать наиболее  приемлемую форму приватизации : для технологически несложных производств лучшей формой признавалась аренда с выкупом, для крупных предприятий – акционирование. Малоэффективным способом приватизации в Госимуществе считалось преобразование предприятий в народные предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.