Рефераты. Разработка и оценка типового бизнес-проекта






С показателем «Чистая текущая стоимость» (NPV) может быть связано множество недоразумений, связанных с неоднозначностью перевода английских терминов. Например, Net Present Value (NPV) переводят как «чистая текущая ценность», «чистая приведенная стоимость», «чистый дисконтированный доход». Поэтому, целесообразным является использование в тексте бизнес-проекта английской аббревиатуры после названия критерия.

Инвестору, следует отдавать предпочтение проектам с положительным значением NPV. Отрицательное значение NPV свидетельствует о неэффективности использования денежных средств.

Одним из основных факторов, определяющих величину NPV, является масштаб деятельности, проявляющийся в «физических» объемах инвестиций, производства или продаж. Отсюда вытекает естественное ограничение на применение данного метода для сопоставления различающихся по этой характеристике проектов: большее значение NPV не всегда будет соответствовать более эффективному варианту капиталовложений.

Так как при определении величины прибыли от операции не учитываются проценты за кредиты, чистый доход представляет собой ту сумму, в пределах которой могут осуществляться платежи за привлеченные источники финансирования (как собственные, так и заемные) без ущерба для основного капитала проекта.

Особый интерес представляет сопоставление суммарного чистого дохода с полными инвестиционными издержками. Таким образом, потенциальный инвестор (акционер или кредитор) может определить максимально возможный общий уровень доходности вложенного капитала. В то же время для владельца проекта или собственника более значимым будет расчет величины чистого дохода с учетом того, что часть его может быть направлена на выплату процентов и погашение внешней задолженности.

Индекс прибыльности (PI) или коэффициент чистой текущей стоимости – показывает относительную прибыльность проекта или дисконтированную стоимость денежных поступлений от проекта в расчете на единицу вложений. Используются различные подходы к его исчислению.

При оценке наиболее часто PI рассчитывается следующим образом (см. формулу 8).

 ,                                                (8)

где PI – индекс прибыльности;

PVI – дисконтированная стоимость инвестиционных затрат.

В этом случае критерием принятия решения является неотрицательная величина индекса прибыльности.

Проекты с большим значением PI являются более устойчивыми. Однако, очень большие значения PI не всегда соответствуют высокому значению NPV и наоборот. Дело в том, что проекты, имеющие большое значение NPV не обязательно эффективны, а значит, имеют небольшой индекс прибыльности.

Для использования метода чистой текущей стоимости проекта необходимо заранее устанавливать величину ставки сравнения (коэффициента дисконтирования), что представляет собой определенную проблему и требует использования тщательной экспертной оценки. Поэтому более широкое распространение получил метод, в котором субъективный фактор сведен к минимуму, а именно, расчет внутренней нормы прибыли или окупаемости.

Внутренняя норма доходности проекта (IRR) – это значение ставки дисконтирования, при которой чистая текущая стоимость проекта (NPV) равна нулю.

В этой точке суммарный дисконтированный поток затрат равен суммарному дисконтированному потоку выгод. Критерий позволяет инвестору оценить целесообразность вложения средств. Если банковская учетная ставка больше значения внутренней нормы доходности, то инвестору выгоднее будет положить деньги в банк.

За рубежом в финансовой практике часто расчет IRR применяют в качестве первого шага количественного анализа капиталовложений. В дальнейшем отбирают те проекты, IRR у которых не ниже 15%-20%. Значение внутренней нормы доходности проектов, принятых для инвестирования, варьируется в зависимости от отрасли экономики (оценивается степень риска) и формы собственности (частные инвесторы, преследуя только свои интересы, требуют гораздо большего уровня нормы прибыли, чем государство, решающее социальные задачи).

Точный расчет значения внутренней нормы доходности можно провести только на компьютере, а приближенный расчет можно провести в ручную.

Возможна ситуация, когда точек пересечения (ставок сравнения) будет несколько, например, в случае оценки проектов с двумя разнесенными во времени фазами инвестирования. В таком случае рекомендуется ориентироваться на наименьшее значение ставки сравнения (внутренней нормы прибыли).

Формальное определение значения внутренней нормы прибыли заключается в том, что это та ставка сравнения, при которой сумма дисконтированных притоков денежных средств равна сумме дисконтированных оттоков. При расчете этого показателя предполагается полная капитализация получаемых чистых доходов, то есть все образующиеся свободные денежные средства должны быть либо реинвестированы, либо направлены на погашение внешней задолженности.

Вместе с тем, смысл показателя внутренней нормы прибыли может быть интерпретирован в нескольких вариантах:

1. внутренняя норма прибыли может трактоваться как максимальная ставка платы за привлекаемые источники финансирования проекта, при которой этот проект остается безубыточным. В случае оценки эффективности общих инвестиционных затрат, например, это может быть максимальная процентная ставка по кредитам, а при оценке эффективности использования собственного капитала – наибольший уровень дивидендных выплат;

2. значение внутренней нормы прибыли может трактоваться как нижний гарантированный уровень прибыльности инвестиционных затрат. Если он превышает среднюю стоимость капитала в данном секторе инвестиционной активности и с учетом степени инвестиционного риска данного проекта, то этот проект может быть рекомендован к осуществлению;

3. внутренняя норма прибыли может трактоваться также как предельный уровень окупаемости (доходности) инвестиций, что может быть критерием целесообразности дополнительных капиталовложений.

Внутренняя норма прибыли находится обычно методом итерационного подбора значений ставки сравнения при вычислении чистой текущей стоимости проекта (NPV). Специальные микрокалькуляторы, а также все деловые пакеты программ для персональных компьютеров, включая табличные процессоры, содержат встроенную функцию для расчета значения внутренней нормы прибыли.

Недостатком критерия внутренней нормы доходности является то, что он не может использоваться при анализе инвестиционных проектов с неординарными потоками платежей. В ординарном инвестиционном проекте один или несколько оттоков сменяются серией поступлений денежных средств. Если же в проекте предполагается отток денежных средств в ходе его реализации или по окончании, этот поток называется неординарным.

Наиболее распространена проблема при анализе неординарного проекта – множественность IRR, так как уравнение NPV=0 – это многочлен n-ной степени, который может иметь n различных корней.

Поэтому в качестве критерия эффективности неординарных потоков используется показатель модифицированной внутренней нормы доходности (modified IRR, MIRR), который определяется из следующего уравнения (см. формулу 9).

,                             (9)

где It – первоначальное вложение средств;

d – коэффициент дисконтирования;

CFt – поступление денежных средств в конце периода t;

Норма прибыли – отношение приведенной прибыли к приведенным затратам.

Если значение нормы прибыли больше единицы, то доходность проекта выше, чем минимально требуемая, и проект считается привлекательным. Таким образом, данное отношение показывает до какого уровня можно увеличить затраты, чтобы не превратить проект в финансово непривлекательное предприятие.

Период окупаемости (PBP) – это тот период времени, за который поток дисконтированных проектных доходов станет равным дисконтированному потоку затрат. Значение критерия не должно быть больше срока жизни проекта.

Срок окупаемости инвестиционного проекта – это период времени, необходимый для получения такого объема денежных поступлений, который превысил бы инвестиционные капиталовложения.

Вторая группа показателей оценки эффективности инвестиционного проекта – показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджета.

Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект, который определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта.

На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются дополнительные показатели бюджетной эффективности: внутренняя норма бюджетной эффективности, срок окупаемости бюджетных затрат, степень финансового участия государства в реализации проекта.

Третья группа – показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. Для крупномасштабных проектов (существенно затрагивающих интересы города или региона) рекомендуется обязательно оценивать их экономическую эффективность.

Данная группа показателей разбивается на три части: показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов всего государства (в их состав входят: конечные производственные результаты, прямые финансовые результаты, кредиты и займы иностранных государств, банков, фирм, поступления от импортно-экспортной деятельности); показатели экономической эффективности на уровне региона (в их состав входят: региональные производственные результаты, косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением региона) и показатели экономической эффективности на уровне предприятия (выручка от реализации, эффективность использования основных и оборотных средств и фондов).

Четвертая группа – показатели оценки социальных и экологических последствий проекта, а также затрат, связанных с социальными мероприятиями и охраной окружающей среды.

Оценка социальных результатов проекта предполагает, что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию, сохранению рабочих мест, поддержанию нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры.

Основными видами социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются: изменение количества рабочих мест в регионе, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников, изменение условий труда, изменение структуры производственного персонала, изменение надежности снабжения населения отдельными видами товаров, изменение уровня здоровья, экономия свободного времени населения.

Оценка экологичности проекта предусматривает: определение экологичности технологического процесса и производимой продукции, оценка возможности утилизации использованной продукции и ее упаковки, оценка экологичности отходов производства и мероприятий по восстановлению нанесенного ущерба природе.

При оценке коммерческой состоятельности инвестиционных проектов появляется проблема точности этой оценки, которая состоит в сочетании приближенных количественных методов и грамотной интерпретации результатов расчетов. При этом возможно осуществление расчетов одним из двух методов: в постоянных или текущих ценах.

Каждый из этих методов решает свои задачи. Так, расчеты, выполненные в постоянных ценах, обеспечивают сопоставимость во времени показателей, а расчеты в текущих ценах позволяют оценить потоки денежных средств, более соответствующие реальной действительности.

Преимущества расчетов в постоянных ценах состоят в следующем:

1. лицо, принимающее решение, получает возможность взвесить и оценить планируемые результаты осуществления проекта, не выходя за рамки существующего на момент принятия решения масштаба цен;

2. возможность легко рассчитать и проследить реальную динамику таких показателей как объемы продаж, цены реализации, себестоимость продукции, рентабельность продукции и так далее.

Но и здесь возникает ряд проблем. Если вся исходная информация для оценки проекта была подготовлена в едином масштабе цен (без учета инфляции), то все результаты расчетов, включая величину нормы прибыли, также будут получены в реальном измерении. Внутренняя норма прибыли, будучи одной из форм оценки стоимости капитала, должна сопоставляться, в частности, с действующими ставками ссудного процента. Однако практически все объявленные банковские ставки являются номинальными, то есть включают в качестве одной из составляющих темп инфляции. Поэтому для сопоставления с расчетным значением внутренней нормы прибыли и для использования в самих расчетах процентные ставки должны быть очищены от инфляции и пересчитаны в реальные.

При использовании в расчетах постоянных цен делается еще одно допущение, которое состоит в предположении об одинаковых темпах роста всех элементов исходных данных проекта. Если эксперт обладает достоверной информацией, позволяющей ему прогнозировать относительно более быстрый или замедленный рост цен на тот или иной компонент проекта, то это необходимо учесть при расчетах.

В отличие от метода расчета в постоянных ценах метод расчета в текущих ценах позволяет увидеть реальную картину происходящих процессов, а в дальнейшем, после начала осуществления проекта, и сопоставлять проектируемые значения показателей с уже достигнутыми. Но и при использовании этого метода возникает ряд проблем:

1. в условиях инфляции объемы поступлений от реализации продукции, так же как и большая часть всех текущих расходов увеличиваются, соответственно увеличивается и масса прибыли, и сумма налоговых выплат, причем, любые меры по учету и компенсированию воздействия инфляционного роста цен на финансовые и экономические показатели функционирования проекта будут неизбежно иметь запаздывающий характер;

2. поскольку величина амортизационных отчислений, включаемых в текущие затраты, представляет собой фиксированные суммы, то их удельный вес в себестоимости уменьшается, а накопления не позволяют произвести адекватную замену изношенных фондов;

3. процентные выплаты, включаемые в текущие затраты, увеличиваются за счет общего увеличения цен, действительный же отток средств определяется реальной ставкой процента.

Подготовка исходных данных для оценки инвестиционного проекта в случае использования текущих цен происходит в два этапа:

1. определяется реальная, не связанная с инфляцией, динамика ценовых изменений;

2. все значения индексируются в соответствии с прогнозными темпами инфляции.

Поскольку ни один из возможных методов расчетов (в постоянных и текущих ценах) не в состоянии избежать элементов субъективизма, связанного с необходимостью прогнозирования темпов инфляции, определяющим моментом при выборе между ними становится относительная простота использования и интерпретации полученных результатов. По этому параметру предпочтение должно быть отдано методу расчета в постоянных ценах. Выполнение расчета в текущих оценках должно носить вспомогательный характер.

В самом простом варианте сравнение различных инвестиционных проектов или различных вариантов одного и того же проекта рекомендуется производить с использованием следующих основных показателей: чистый дисконтированный доход (чистая приведенная стоимость, интегральный эффект), индекс доходности (индекс прибыльности), внутренняя норма доходности (внутренняя норма прибыли), срок окупаемости проекта, точка безубыточности, норма прибыли, рентабельность капитала.

Если рассматривать проблемы разработки и оценки бизнес-проектов в России, то можно сказать, что современная социально-политическая и макроэкономическая обстановка в нашей стране неблагоприятна для осуществления активной деятельности в сфере инвестиций.

Можно выделить три основных фактора, в наибольшей степени затрудняющих использование стандартных методов оценки коммерческой состоятельности проектов, реализуемых на территории России:

1. общая нестабильность и непредсказуемость развития событий во всех сферах жизни страны;

2. специфика рынка финансовых ресурсов, характеризующегося отрицательной реальной стоимостью денежного капитала;

3. несовершенство действующего законодательства, не позволяющее в полной мере учитывать отрицательное воздействие высоких темпов инфляции.

В связи с этим исследовательско-консультационная фирма «АЛЬТ» разработала ряд рекомендаций, позволяющих при сохранении методической корректности и объективности оценки инвестиционных проектов учесть особенности российских условий их осуществления.

1. Базовым (исходным) вариантом расчета всегда должен быть расчет в постоянных ценах. Это  требование основывается на признании очевидного факта: прогнозировать развитие макроэкономической ситуации в России не в состоянии ни один эксперт, каким бы прозорливым он ни был.

2. Для выполнения расчетов в постоянных ценах (или, если выражаться корректно, в денежных единицах с постоянной покупательной способностью при фиксированных ставках налогов и процента) необходимо определить реальную стоимость капитала, измеряемую, как правило, размером банковской процентной ставки.

В сложившихся условиях рекомендуется использовать ставку Центрального банка в качестве ставки сравнения или минимальной нормы окупаемости для выполнения расчетов чистой текущей стоимости проекта. Она же должна выступать и в качестве приближенного измерителя инфляции при расчете реальной процентной ставки по коммерческим кредитам.

3. Расчеты в текущих ценах необходимы для анализа риска, связанного с осуществлением инвестиций, с целью исследования устойчивости проекта к вероятным изменениям внешних факторов. Число просчитываемых в процессе анализа сценариев может быть неограниченным. Тем не менее, все расчеты должны выполняться на основе базового варианта, являясь дополнением к нему.

4. Проекты, связанные с импортом оборудования (сырья) или экспортом продукции, а также финансируемые за счет валютных кредитов, могут использовать в качестве основной валюты расчета доллар США. При этом, однако, следует иметь в виду, что доллар США в России не является денежной единицей с неизменной покупательной способностью, и фактически также подвержен воздействию внутренней инфляции.

Таким образом, оценка коммерческой состоятельности инвестиционных проектов, выполненная с учетом приведенных рекомендаций, может обеспечить, в первую очередь, объективность результатов. Кроме того, это предоставляет возможность сопоставлять проекты, подготовленные различными группами экспертов, что особенно актуально для инвестиционных и финансовых организаций, имеющих дело с большим объемом работы по экспертизе предложений.

6. Внедрение бизнес-проекта

На фазе реализации проекта важная роль отводится мониторингу проекта. Тщательный мониторинг всех используемых в проекте ресурсов должен проводиться в течение всего срока службы проекта, что дает возможность установить расхождения между фактическими и планируемыми показателями и характеристиками проекта.

В зависимости от масштаба проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков организаций. У них, как правило, могут быть разные интересы, они могут выполнять разные функции и обязанности, несут различные расходы на его осуществление и имеют разную степень ответственности за сроки и качество работ.

Процесс управления проектом настолько сложен, что для его осуществления требуется менеджер проекта или управляющий проектом, который может быть привлечен из штата собственника (заказчика), из внешней организации или как частное лицо. Управляющий проектом отличается от всех остальных участников инвестиционного процесса тем, что он должен иметь глубокие знания, способности и навыки во всех, а не только в отдельных видах деятельности. Он должен быть универсальным специалистом - инженером, разбираться в вопросах сбыта, финансирования. Основная его задача – связать контрагентов и обеспечить общую эффективность идеи заказчика. Кроме этого он должен уметь устанавливать хорошие взаимоотношения с людьми.

Методология управления проектами предусматривает создание специальной «команды» проекта, с включением в ее состав представителей всех участников инвестиционного процесса. На период активной реализации проектов, из числа членов команды проекта может создаваться единый штаб. Благодаря такой форме управления проектом достигается повышенная активность каждого участника, прогнозируются и оперативно выявляются «узкие места» и эффективно решаются вопросы, связанные с их устранением.

Методы управления проектами предполагают создание для этих целей специальной организационной структуры. В качестве организационной структуры управления проектами, как правило, используется матричная или проектная структура и их модификации.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработка любого вида бизнес-проекта является важнейшим звеном в ходе оценки стратегии развития предпринимательского начинания. Процесс бизнес-планирования – это творческий процесс, который требует большого количества различного рода ресурсов: финансовых, трудовых и интеллектуальных. Кроме этого, необходимо знать общие правила оформления и представления бизнес-проекта. Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с разработкой и внедрением бизнес-проекта, можно найти в данном учебно-методическом пособии.

Цель пособия – в сжатой, но достаточной для понимания сути вопросов форме провести систематизацию как теоретического, так и практического отечественного и зарубежного опыта в разработке бизнес-проекта.

Разделы учебно-методического пособия расположены в такой последовательности, чтобы читатель мог кратко ознакомиться с основными подходами к решению большинства вопросов, встающих перед разработчиком бизнес-проекта. Изложение материала построено так, чтобы не перегружать читателя тонкостями финансового менеджмента, практического маркетинга, что с одной стороны упрощает восприятие новой информации, а с другой стороны требует от читателя начальных знаний в области экономики, финансов, бухгалтерского учета, правоведения, маркетинга и менеджмента.

Для более подробного ознакомления со специальными понятиями, методами расчета показателей или методиками проведения анализа и получения профессионального уровня владения всеми инструментами бизнес-планирования необходимо обратиться к списку литературы, который приведен в настоящем пособии.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.: Учебник- 3-е изд. перераб.-М.: Финансы и статистика,1994.-288с.

2.   Беликов А.Ю. Теория рисков: Учебное пособие.­– Иркутск: Издательство ИГЭА, 2001.– 96 с.

3.   Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ.-М.: АОЗТ “Интерэксперт”, ИНФРА-М,1995.-528с.

4.   Бизнес-план - инвестиционного проекта/ Рабочая тетрадь предпринимателя для разработки бизнес-плана.-М.:Агроконсалт,1996.-144 с.

5.   Боумэн К. Основы стратегического менеджмента/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой.-М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-175с.

6.   Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы ( предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ.-М.: ИНФРА-М, 1996.-288с.

7.   Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.-685с.

8.   Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов.- г.Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ “Крылья”,1997.-400с.

9.   Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. Методическое пособие.-М.:ИНФРА-М, 1997.- 334с.

10.Менеджмент/ П.А. Кохно, В.А. Микрюков, С.Е. Комаров.-М.: Финансы и статистика, 1993.-224с.

11.Правила рынка: иностранные инвестиции; внешняя торговля; трудовая миграция; конкурентоспособность; дипломатия; помощь/ Под ред. проф. В.Д. Щетинина.-М.:Международные отношения, 1994.-352с.

12.Практикум по финансовому менеджменту: Учебно-деловые ситуации, задачи и решения / Е.С. Стоянова, И.Г. Кукукина, Е.В. Быкова, В.А. Перов; Под ред. Е.С. Стояновой.-М.: Перспектива,1995.-160с.

13. Современный маркетинг/ В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева, Е.Э. Автухова. Под ред. В.Е. Хруцкого.-М.:Финансы и статистика,1991.-256с.

14. Управление проектами: Учебник. / Ильин Н.И. и др.; под ред. Шапиро В.Д.-СПб.: ДваТри,1996.-610с.

15. Уткин Э.А. Управление фирмой.-М.: “Акалис”, 1996.-516с.

16. Холт Р.Н., Барнес С.Б. Планирование инвестиций. /Пер. с англ. Агансандляна Г.А.-М.: Дело ЛТД, 1994.-120с.

17. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа.-М.: ИНФРА-М,1996.-176с.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Типовые вопросы бизнес-плана

1. Ваш продукт или вид услуг

1.1. Какие потребности удовлетворяет продукт

1.2. Какие особенности делают продукт предпочтительным для потребителя

1.3. Какие патенты, лицензии, свидетельства, «ноу-хау» содержатся в продукте

1.4. Описание продукта (чертеж, схема, рисунок, фотография)

1.5. Примерная цена, по которой будет реализовываться продукт

1.6. Каковы затраты на производство и реализацию продукта

1.7. Размер прибыли на единицу товара

1.8. Основные характеристики, преимущества и особенности упаковки продукта

1.9. Планируемая организация сервиса для потребителя

2. Оценка рынка сбыта

2.1. Кто будет покупать товар

2.2. Конкурентоспособная цена

2.3. Динамика спроса

2.4. Предпочтения потребителей

3. Конкуренция

3.1. Кто ваши конкуренты

3.2. Каков их объем продаж и доходов

3.3. Какова у них реклама

3.4. Основные характеристики их продукции и сервиса для потребителей

3.5. Уровень цен у конкурентов

3.6. Политика цен конкурентов

3.7. Нововведения конкурентов

4. Стратегия маркетинга

4.1. Схема распространения товара

4.2. Политика ценообразования

4.3. Реклама

4.4. Методы стимулирования продаж

4.5. Формирование общественного мнения

4.6. План расширения объема продаж

5. План производства

5.1. Где будут производиться товары

5.2. Необходимые производственные мощности

5.3. Поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов

5.4. Производственная кооперация вашего предприятия

5.5. Ограничение каких-либо ресурсов

5.6. Контроль качества

5.7. Утилизация отходов

5.8. Место расположения предприятия

6. Организационный план

6.1. Организационная структура предприятия

6.2. Работники предприятия

6.3. Заработная плата и стимулирование работников

6.4. Форма работы специалистов

6.5. Режим работы

7. Юридический план

7.1. Форма собственности предприятия

7.2. Правовой статус предприятия

7.3. Документы для организации и функционирования предполагаемого бизнеса

8. План риска и страхования

8.1. Виды риска, сопутствующие планируемому предприятию

8.2. Источники возникновения рисков

8.3. Меры по уменьшению риска

8.4. Виды страхования

9. Финансовый план

9.1. Прогноз объемов реализации

9.2. Баланс расходов и поступлений

9.3. Точка безубыточности

9.4. Рентабельность инвестиций

10. Стратегия финансирования

10.1. Источник получения средств

10.2. Объем инвестиций

10.3. План погашения кредита

10.4. Срок и размер прогнозируемых дивидендов участникам





















ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ДИАГРАММА ИССИКАВЫ-СИБИРЯКОВА

Методика построения диаграммы проста и включает пять основных этапов.

1. Прямой сплошной стрелкой, направленной слева на право, обозначается нужное, полезное действие или поставленная цель (см. рис. 1).

Главная цель




Рисунок 1

2. Действие, обеспечивающее главный процесс (достижение цели), изображается сплошной стрелкой, параллельной главной и направленной к ней, таких действий как правило несколько (минимум три) (см. рис. 2).

Обеспечение главной цели

 





Рисунок 2

3.  В свою очередь они, обеспечиваются причинами более низкого порядка (обозначаются пунктирными стрелками), которых тоже может быть несколько  (см. рис. 3).

Причины более низкого порядка


 





Рисунок 3

4. При достижении какой-либо цели возникают различные проблемы (нежелательные эффекты), которые обозначаются на диаграмме стрелками отходящими вверх или вниз от полезного действия данного уровня (см. рис. 4). Нежелательных эффектов может быть несколько и все они мешают достижению поставленной цели, а для их ликвидации понадобятся средства устранения, которые выглядят как штрих-пунктирная стрелка направленная к нежелательному эффекту, но в противоположную сторону  (см. рис. 4).

Нежелательные эффекты и средства устранения

 


Рисунок 4

5. С учетом всего вышеизложенного диаграмма существенно усложнится (см. рис. 5), но зато мы получили картину достижения глобальной цели со всеми возникающими проблемами, что позволит выявить иерархию задач и выбрать лучший путь к их решению.

Диаграмма Иссикавы-Сибирякова

 


Рисунок 5







Александр Юрьевич Беликов

РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ТИПОВОГО БИЗНЕС-ПРОЕКТА

Учебное пособие



Издается в авторской редакции










ЛР № ___________ от _____________

Подписано   в   печать  31.07.2001.   Формат   60х90   1/16.   Бумага офсетная.

Печать  офсетная.   Усл.  печ.  л. 5,63.   Уч. – изд.  л. 5,0.   Тираж  500  экз.

Заказ              .


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.