Рефераты. Сборник заданий к практическим и самостоятельным работам по предмету микро экономика






p> ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ. б) ответьте на следующие вопросы:

- Почему в плановой экономике качество товаров, как правило, одна из самых сложных проблем?

- Почему техника при плановой экономике развивается медленнее, чем при рыночной?

- Что такое "черный рынок" и почему он возникает в плановой экономике?

- Почему в плановой экономике цена не играет роли "регулятора" производства и потребления товаров и услуг?

- Как взаимосвязаны между собой право собственности и ассортимент товаров и услуг?

- Какова взаимосвязь между конкуренцией производителей и уровнем жизни населения?

- Что мешает, по вашему мнению, составлению идеального плана для всей страны?

- Почему некоторые люди так боятся рыночной экономики и предпочитают, чтобы все регулировалось государством?

3. В кибернетике есть хрестоматийный пример "ямщик—тройка лошадей", характеризующий степень управляемости объектом. Например, управление движением кареты допускает следующие степени управляемости: а) ямщик может предоставить лошадям полную безоговорочную свободу действий; б) может взять на себя общее руководство, оставив за лошадьми самоуправление там, где они могут справиться сами; в) ямщик контролирует каждое движение лошади и выглядит при этом таким же взмыленным, как и лошадь. Как вы считаете, для того, чтобы эффективно использовать рыночный механизм,

"ямщик" в лице государства должен (ответ обоснуйте): а) предоставить полную экономическую самостоятельность предприятиям; б) взять на себя общие функции управления, используя косвенные методы экономического воздействия, оставив за предприятиями полное право самостоятельного распоряжения факторами и результатами производства; в) жестко регламентировать и осуществлять мелочную опеку производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

4. В начале 30-х годов известный советский журналист М. Кольцов в одном из очерков описал следующий случай. Однажды служащий Еланского потребительского общества разослал по селам директивную телеграмму краткого содержания "Усильте заготовки" и подписал ее своей фамилией

"Воробьев". Правда в телеграмме фамилия служащего была написана с маленькой буквы. Задача, поставленная в телеграмме, была воспринята местными органами власти как безусловный приказ. По всему району начались массовые заготовки ни в чем на повинных пернатых. Как вы считаете, для какого типа экономики характерен данный эпизод? Ответ прокомментируйте.

5. На диаграмме представлено соотношение плановых и фактических темпов роста экономики СССР. Проанализируйте графики. Чем обусловлен разрыв между плановыми и фактическими показателями?

6. "Утверждение об ограниченности ресурсов и безграничности потребностей на самом деле неверно. Ресурсы в действительности безграничны, т. к. бесконечен процесс открытия новых источников ресурсов. Потребности же, напротив, ограничены, поскольку существуют физические пределы их удовлетворения". Верно ли это утверждение? Почему?

7. На территории России, по оценкам экономистов, в 1992 г. около 85% населения проживало за чертой бедности. Происходило ли это вследствие катастрофической ограниченности ресурсов? Предложите возможные пути выхода из сложившейся ситуации.

8. Почему неосуществим на практике принцип распределения "от каждого—по способностям, каждому—по потребностям"?

Тема 9. Экономический выбор

Вопросы для подготовки к зачету


1. Вспомните, какие основные экономические проблемы решает любое общество?
2. Что приходится учитывать обществу в целом и каждому предприятию в частности при решении эти проблемы?
3. В чем суть проблемы экономического выбора?
4. Как взаимосвязаны понятия "выбор экономических ресурсов" и

"производственные издержки"?
5. Какие издержки возникают одновременно с производственными? В чем их сущность? Почему это происходит?
6. Как по-другому могут именоваться альтернативные издержки?
7. Как принято обозначать альтернативные издержки?
8. Как будет звучать ответ на вопрос "ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ?" с точки зрения альтернативных издержек? Прокомментируйте его на любом примере.
9. Что показывает кривая производственных возможностей? Как принято ее обозначать?
10. Как строится график РРС? Какую форму он имеет?
11. Что такое эффективность производства?
12. Дайте определение полного объема производства.
13. Где на графике находится область эффективного производства? Почему?
14. Где на графике находится область неэффективного производства? Почему?
15. Какими путями можно, находясь в области неэффективного производства, увеличить производство одного товара без ущерба для производства другого товара?
16. В чем смысл области, лежащей выше РРС? При каких условиях она становится достижимой?
17. Какие 4 основные экономические положения можно наглядно доказать с помощью РРС?
18. Следствием действия какого закона является выпуклая форма РРС? В чем суть этого закона?
19. В чем суть правила максимизации дохода с точки зрения альтернативных издержек?
20. Что представляет собой процесс экономического роста? Как это отображается графически?
21. Какие существуют типы экономического роста? За счет чего происходит экономический рост по каждому из этих типов?
22. Возможна ли ситуация сужения границ производственных возможностей?

Тесты


1. Ответьте на следующие вопросы, используя приведенную на рисунке кривую производственных возможностей РРС:

1) Если выпуск товаров соответствует точке С, то чему равны издержки упущенной возможности дополнительной единицы товара Х? а) 1 единица товара Y; б) 7 единиц товара Y; в) 1/7 единицы товара Y; г) невозможно дать однозначный ответ.

2) Если производство товаров последовательно проходит этапы, соответствующие точкам A, B, C, D, E, F, то издержки упущенной возможности выпуска очередных единиц товара Y составят: а) 3, 7, 10, 15, 20 единиц товара Х соответственно; б) 20, 15, 10, 7 и 3 единицы соответственно; в) 10, 7, 3, 15 и 20 единиц соответственно; г) 3, 15, 10, 7 и 20 единиц соответственно.

3) Состояние выпуска товаров описывает точка D. Если трудовые ресурсы будут использоваться на в полной мере, т. е. возникнет безработица, то этому случаю будет соответствовать точка: а)C; б)E; в)L; г)K.

4) Как изменится вид кривой РРС, если в производстве товара Х и товара Y произойдут серьезные технологические сдвиги? а) кривая сместится влево; б) кривая сместится вправо; г) кривая станет более крутой; д) кривая станет менее крутой.

5) Какое из перечисленных событий не приведет к сдвигу кривой РРС? а) рост населения страны; б) повышение уровня квалификации рабочих; в) снижение заболеваемости населения; г) снижение уровня безработицы.
6) Первоначально состояние производства соответствует точке D. Если в стране произойдет экономический рост, то какая точка будет определять состояние выпуска товаров X и Y? а)N; б)L; в)M; г)нет однозначного ответа.

7) Экономика функционирует с максимально возможной эффективностью используемых ресурсов. Можно ли при этом переместиться из точки С в точку

D за счет перераспределения ресурсов между производством товаров Х и Y? а) нельзя, т. к. это означает увеличение альтернативных издержек в производстве и Х, и Y, что противоречит теории; б) можно, но только если расширение производства Y не связано с увеличением издержек на выпуск дополнительных единиц товара Y; в) можно, если Х и Y не относятся к товарам, предназначенным для удовлетворения биологических потребностей человека; г) можно, и такое перемещение происходит всегда при распределении ресурсов.

2. Может ли кривая РРС представлять собой прямую линию? а) может; б) не может; в) может в случае абсолютной взаимозаменяемости ресурсов; г) нет однозначного ответа.

3. В экономике, функционирующей в условиях полной занятости и полного использования других ресурсов на постоянной технологической основе: а) для увеличения производства средств производства необходимо расширить производство предметов потребления; б) для сокращения производства средств производства необходимо уменьшить производство предметов потребления; в) увеличение производства средств производства невозможно; г) для увеличения производства средств производства нужно сократить производство предметов потребления.

4. Экономика эффективна, если в ней достигнуты: а) Полная занятость. б) Полное использование производственных ресурсов. в) Или полная занятость, или полное использование остальных ресурсов. г) И полная занятость, и полное использование других производственных ресурсов.

5. Выгоднее выпускать продукцию, альтернативные издержки которой а) минимальны б) равны нулю в) максимальны г) отрицательны д) нельзя дать точный ответ, т.к. альтернативные издержки не являются показателем, на который следует ориентироваться при выпуске продукции


Задания


1. Верны ли следующие утверждения: а) Зная состояние экономики, иллюстрируемое точкой на линии производственных возможностей, можно ответить на вопрос, "для кого развивается производство", на чьи потребности оно ориентируется. б) РРС иллюстрирует существование альтернативных издержек и проблемы выбора. в) В экономике, если она движется вдоль границы производственных возможностей, альтернативные издержки постоянны. г) Неполное использование ресурсов в графической интерпретации означает, что производство располагается влево от линии производственных возможностей. д) Если в модели производственных возможностей экономика находится за границей производственных, возможностей, она недостаточно эффективно использует свои ресурсы. е) Экономический рост означает, что увеличится объем производимых благ и услуг, а РРС сдвинется вправо. ж) Если производственные возможности двух стран одинаковы, и они осуществляют выбор между производством средств производства и производством потребительских товаров, то страна, в которой он сделан в пользу расширения производства средств производства, возможно в будущем периоде сдвинет линию производственных возможностей вправо быстрее, чем другая, избравшая противоположный вариант.

2. Компания, которой Вы управляете, инвестировала 5 млн. $ в разработку нового товара, но исследования еще не закончены. На последнем заседании отдел сбыта представил отчет, в котором говорилось, что выход на рынок конкурентов с аналогичным товаром снизил ожидаемые объемы продаж до 3 млн. $. Если на завершение разработки товара потребуется 1 млн. $, продолжите ли Вы работу над ним? Что на самом деле Вам придется заплатить за завершение разработки?

3. Опишите выбор, с которым сталкивается: а) семья, решающая, покупать ли новый автомобиль; б) депутат Думы, решающий вопрос об увеличении расходов на содержание заповедников; в) президент компании, рассматривающий вопросы об открытии нового производства; г) студент, решающий, готовиться ли ему к занятию.
4. На острове с тропическим климатом живут 5 человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо

10 яиц. а) Начертите РРС экономики этого острова. б) На остров завезли технику, с помощью которой каждый из пяти его работающих жителей ежедневно может собирать 28 кокосов. Покажите на графике, какие изменения произошли с РРС.

5. На рисунке изображена РРС экономики страны, в которой производится только 2 товара: кинокамеры и наручные часы. а) Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства: 60 кинокамер и 200 часов, 60 часов и 80 кинокамер,

300 часов и 35 кинокамер, 300 часов и 40 кинокамер, 58 часов и 250 кинокамер. б) Предположим, что в обществе производится 300 часов и 40 кинокамер, но спрос на кинокамеры вырос на 20 единиц. Что произойдет с объемом производства часов, если возросший спрос на кинокамеры будет удовлетворен полностью? в) Как изменится производство часов, если требуется произвести дополнительно еще 20 кинокамер?

6. В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране в условиях военного времени. а) Постройте РРС экономики страны. б) Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны находилась на РРС? в) Рассчитайте альтернативные издержки производства одного дополнительного миномета по данным таблицы. Какие изменения происходят с альтернативными издержками производства каждого последующего миномета, при увеличении производства минометов на каждую дополнительную единицу?

7. На рисунке изображена кривая производственных возможностей экономики.

Предположим, что мы находимся в точке С. Что характеризует эта точка? К каким изменениям приведет перемещение в точку Н? Каковы возможные пути возвращения в точку С? Что показывает точка М? Как технический прогресс влияет на подожение кривой производственных возможностей? Изобразите это графически

8. Какая точка на кривой производственных возможностей характеризует выбор в пользу будущих товаров? В пользу товаров сегодняшнего дня? Ценой отказа от каких благ достигается будущий экономический рост? Какую точку на кривой Вы бы считали целесообразным занять экономике России? (Товары для будущего: средства производства, научные исследования, образование, профилактическая медицина; товары для настоящего: чисто потребительские товары—предметы питания, одежда, автомобили и пр.)

9. Чтобы купить товар дешевле, Вам необходимо отстоять длинную очередь.

Если Вы все-таки решитесь ее отстоять, действительно ли купите данный товар дешевле? Почему основная часть представителей очередей в магазинах—пенсионеры и неработающие женщины-домохозяйки? Ответ обоснуйте с точки зрения альтернативных издержек.

10. Предположим, после курса обучения Вам предлагают покинуть родной город и отправиться на работу, скажем, в район Крайнего Севера. где очень нужны специалисты Вашего профиля. На каких условиях Вы согласитесь принять это место? Чем Вы руководствуетесь в данном случае? Ответ обоснуйте с точки зрения альтернативных издержек.

11. Чтобы посмотреть концерт любимого артиста, Вам необходимо отстоять 4 часа в очереди или купить этот билет в 3 раза дороже на улице. Как Вы поступите, если Вы: а) пенсионер; б) бизнесмен; в) тот, кто Вы есть на самом деле? Почему?

12. На общественном транспорте, в том числе и такси, действуют единые тарифы. Объясните, почему тогда экономисты утверждают, что: а) стоимость проезда в общественном транспорте (кроме такси) для бизнесмена выше, чем для рабочего; б) стоимость проезда в такси для бизнесмена ниже чем для рабочего?

13. Что изображено на рисунке? Что произойдет с объемом выпуска товаров Х и Y при перемещении производства последовательно из точки N в точки B, C,

D, E, F, G?

Тема 10. Теория потребительского поведения.

Вопросы для подготовки к зачету


1. Вспомните, что такое человеческие потребности? Какие виды потребностей вы знаете?
2. Что значит выражение "удовлетворенная потребность"?
3. Какой товар удовлетворит потребность?
4. Как узнать, удовлетворил ли какой-либо товар (услуга) вашу потребность?
5. Что такое полезность товара? Как связана потребность в товаре с его полезностью?
6. Почему полезность является субъективным понятием?
7. Как взаимосвязаны полезность товара и его ценность для потребителя?
8. В чем суть парадокса А. Смита?
9. Объясните суть понятий "общая полезность" и "предельная полезность". Как они обозначаются?
10. Как возникает предельная полезность?
11. Как измеряется полезность товара? Почему такое измерение применимо только в теории?
12. Что происходит с предельной полезностью по мере потребления каждой последующей единицы товара? Как называется эта закономкрность?
13. Какова предельная полезность товара в условиях изобилия и дефицита?
14. Как объясняется парадокс Смита с помощью предельной полезности товара?
15. Что представляет собой кривая безразличия? Почему она так называется

(ответ дайте с точки зрения общей полезности)? Какова общая полезность каждого из товарных наборов, лежащих на одной кривой безразличия?
16. Что такое карта безразличия? Какова общая полезность каждого из товарных наборов, лежащих на кривой безразличия, находящейся выше и правее исходной? Какова общая полезность каждого из товарных наборов, лежащих на кривой безразличия, находящейся ниже и левее исходной? Почему?
17. Какие факторы, кроме потребности в конкретном товаре, определяют выбор потребителя?
18. Если кривая безразличия отражает желание человека приобрести какие-либо товары, то какой график будет обязательно ограничивать это желание, иилюстрируя действие основного экономического противоречия? Что показывает такой график?
19. Как с помощью бюджетной линии определить соотношение товаров, которое даст потребителю максимальное удовлетворение его потребности (принесет максимальную общую полезность)? Почему именно это соотношение будет являться точкой потребительского равновесия
20. Что такое эффект замещения? Ответ проиллюстрируйте с помощью графика.
21. Что такое эффект дохода? Ответ проиллюстрируйте с помощью графика.

Тесты


Выберите правильный ответ из предложенных и прокомментируйте его.
| |Теория потребительского |а)|разницу между общей и предельной полезностью, |
| |поведения предполагает, что| | |
| |потребитель стремится | | |
| |максимизировать: | | |
| | |б)|общую полезность. |
| | |в)|среднюю полезность. |
| | |г)|предельную полезность. |
| | |д)|каждую из перечисленных величин. |
| |Увеличение дохода |а)|измерении наклона бюджетной линии |
| |потребителя графически | | |
| |выражается в | | |
| | |б)|параллельном сдвиге бюджетной линии вправо |
| | |в)|параллельном сдвиге бюджетной линии влево |
| | |г)|уменьшении наклона бюджетной линии |
| | |д)|увеличении наклона бюджетной линии |
| |Какой из следующих перечней|а)|200,300, 400, 500 |
| |значений общей полезности | | |
| |иллюстрирует закон | | |
| |убывающей предельной | | |
| |полезности? | | |
| | |б)|200, 450, 750, 1100 |
| | |в)|200, 400, 1600, 9600 |
| | |г)|200, 250, 270, 280 |
| | |д)|200, 350. 450, 600 |
| |Среди следующих |а)|каждая точка на кривой безразличия означает разную |
| |утверждений одно | |комбинацию двух товаров |
| |является | | |
| |неправильным. | | |
| |Укажите на него | | |
| | |б)|каждая точка на бюджетной линии означает различную |
| | | |комбинацию двух товаров |
| | |в)|все точки на кривой безразличия означают одинаковый |
| | | |уровень удовлетворения потребностей |
| | |г)|все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень |
| | | |денежного дохода |
| | |д)|все точки на кривой безразличия означают одинаковый |
| | | |уровень денежного дохода |
| |Какой из следующих перечней|а)|200, 150, 100, 50 |
| |значений предельной | | |
| |полезности иллюстрирует | | |
| |закон убывающей предельной | | |
| |полезности? | | |
| | |б)|200, 300, 400, 500 |
| | |в)|200, 200, 200, 200 |
| | |г)|200, 250, 270, 280 |
| | |д)|200, 150, 150, 150 |
| |Положение и наклон кривой |а)|его предпочтениями и размерами дохода |
| |безразличия для отдельного | | |
| |потребителя объясняется | | |
| | |б)|только ценами покупаемых товаров |
| | |в)|предпочтениями, размерами дохода и ценами |
| | | |покупаемых товаров |
| | |г)|только его предпочтениями |
| | |д)|ценами покупаемых товаров и размерами дохода |
| |Предположим, что |а)|8А и 1В |
| |потребитель имеет доход н 8| | |
| |долл. Цена товара А равна 1| | |
| |долл., а цена товара В - | | |
| |0,5 долл. Какая из | | |
| |следующих комбинаций | | |
| |товаров находится на | | |
| |бюджетной линии? | | |
| | |б)|7А и 1В |
| | |в)|6А и 6В |
| | |г)|5А и 6В |
| | |д)|4А и 4В |
| |Общая |а)|уменьшается |
| |полезность | | |
| |растет, | | |
| |когда | | |
| |предельная | | |
| |полезность: | | |
| | |б)|увеличивается |
| | |в)|увеличивается в медленном темпе |
| | |г)|увеличивается или уменьшается, но является величиной |
| | | |положительной, т. е. больше нуля |
| |Потребительское |а)|любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия |
| |равновесие на карте| | |
| |безразличия - это: | | |
| | |б)|любая точка на самой высокой из кривых безразличия |
| | |в)|та точка, в которой бюджетная линия касается кривой |
| | | |безразличия |
| | |г)|любая точка, расположенная на бюджетной линии |
| | |д)|любая точка, расположенная на пространстве, |
| | | |ограниченном бюджетной линией |
| |Какое из следующих |а)|каждая точка на кривой безразличия означает комбинацию |
| |утверждений | |двух товаров |
| |является неверным? | | |
| | |б)|каждая точка на бюджетной линии означает комбинацию |
| | | |двух товаров |
| | |в)|все точки на кривой безразличия означают одинаковый |
| | | |уровень полезности |
| | |г)|все точки на бюджетной линии означают одинаковый |
| | | |уровень полезности |
| |Если потребитель |а)|максимизирует полезность |
| |выбирает комбинацию, | | |
| |представленную точкой, | | |
| |лежащей на плоскости, | | |
| |ограниченной бюджетной | | |
| |линией, то он: | | |
| | |б)|желает купить больше товаров, чем позволяет его |
| | | |бюджет |
| | |в)|не полностью использует свой бюджет |
| | |г)|находится в положении потребительского равновесия |
| | |д)|ни один из ответов не является верным |
| |Что отражает |а)|изменение общей полезности при покупке дополнительной |
| |понятие | |единицы товара Х |
| |предельная | | |
| |полезность | | |
| |товара Х | | |
| | |б)|приращение общей полезности приобретенных единиц товара Х |
| | |в)|реакцию покупателя на изменение цены товара Х |
| | |г)|величину, равную общей полезности товара Х, деленной на |
| | | |число покупаемых единиц товара Х |
| | |д)|верно а) и в) |
| | |е)|неверно все |
| |Если цена товара Х |а)|снижению общей полезности приобретенных единиц |
| |снижается, то увеличение | |товара Х |
| |количества покупаемых | | |
| |единиц Х приведет к: | | |
| | |б)|увеличению общей полезности приобретенных единиц|
| | | |товара Х |
| | |в)|увеличению предельной полезности товара Х |
| | |г)|уменьшению предельной полезности товара Х |
| | |д)|верно б) и г) |
| | |е)|неверны все ответы |
|[pic] | |Если |а)|Px=75 руб., Py=50 руб. |
| | |доход=600 | | |
| | |руб., то: | | |
| | | |б)|Px=100 руб., Py=75 руб. |
| | | |в)|Px=7200 руб., Py=4800 руб. |
| | | |г)|цены на товары не могут быть |
| | | | |однозначно определены |
| | |Если цены |а)|поворот линии ab вокруг точки a |
| | |на оба | |против часовой стрелки |
| | |товара не | | |
| | |меняются, | | |
| | |то | | |
| | |уменьшение | | |
| | |дохода | | |
| | |потребителя| | |
| | |вызовет: | | |
| | | |б)|поворот линии ab вокруг точки a |
| | | | |по часовой стрелке |
| | | |в)|параллельное смещение линии ab |
| | | | |вверх-вправо |
| | | |г)|параллельное смещение линии ab |
| | | | |вниз-влево |
| |Если доход не |а) |повороту бюджетной линии вокруг точки a по часовой |
| |меняется, то | |стрелке |
| |понижение цен товаров| | |
| |X и Y приведет к: | | |
| | |б) |повороту бюджетной линии вокруг точки b против |
| | | |часовой стрелки |
| | |в) |параллельному смещению бюджетной линии вниз |
| | |г) |параллельному смещению бюджетной линии вверх |
| |При неизменном доходе|а) |смещению бюджетной линии вниз |
| |увеличение цены | | |
| |товара Y, когда цена | | |
| |товара Х не меняется,| | |
| |приведет к : | | |
| | |б) |смещению линии ab вверх |
| | |в) |повороту бюджетной линии вокруг точки b против |
| | | |часовой стрелки |
| | |г) |повороту линии ab вокруг точки a по часовой стрелке|
| |При движении |а) |цены на оба товара растут, а бюджет остается неизменным |
| |из точки а в | | |
| |точку b по | | |
| |линии ab: | | |
| | |б) |цены товаров X и Y, а также величина бюджета потребителя |
| | | |остаются неизменными |
| | |в) |цены товаров остаются неизменными, а величина бюджета |
| | | |уменьшается |
| | |г) |бюджет не меняется, цена товара X падает, а цена товара Y|
| | | |возрастает |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.