Средства ПФР используются на выплаты
государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам,
пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия
пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.
Руководство ПФР осуществляет Правление и его
постоянно действующий орган Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются
отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и
административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах)
имеются уполномоченные Фонда [23, с. 124].
Ежемесячно государство направляет на выплату
пенсий около 10% поступающих в его распоряжение доходов.
Так как к настоящему моменту уже обозначены
цели и задачи бюджетной стратегии РФ на 2008 – 2010 г., можно привести
информацию о размерах отчислений в ПФР в среднесрочном периоде (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Расходы
Федерального бюджета на выплату пенсий
Направление расходов
2006
2007
2008
2009
2010
(бюджет),
млрд. руб
(бюджет), млрд. руб.
Прирост к 2006 г., %
(проект), млрд. руб.
Прирост к 2007 г., %
(проект), млрд. руб.
(проект), млрд. руб.
Межбюджетные трансферты из
Федерального бюджета в бюджет ПФР
На выплату базовой части трудовой
пенсии
487,9
559,8
14,7
707,7
26,4
876,6
1033,0
Пенсии по государственному
пенсионному обеспечению, дополнительное материальное обеспечение, доплаты к
пенсиям, пособия и компенсации
99,2
100,1
0,9
122,4
22,3
151,5
168,3
Покрытие дефицита бюджета ПФР
75,2
88,2
17,9
184,6
109,3
149,1
251,6
Выплаты пенсий из Федерального
бюджета
Пенсии военнослужащим и членам их
семей
127,8
146,6
14,7
173,3
18,2
211,8
245,5
Источник:
[4].
Ожидается, что средний размер трудовой пенсии
за 3 года возрастет в 1,7 раза (табл. 2.2.), а начиная с 2009 года размер
социальной пенсии будет превышать прожиточный минимум пенсионера (рис. 2.4).
Рис. 2.4
Отношение среднего размера трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера в
среднесрочной перспективе. Источник: [4].
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует
в соответствии с Указом Президента РФ oт 7 августа 1992 г. Он предназначен для
финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности,
беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС
осуществляется санаторно-курортное лечение оздоровление трудящихся и членов их
семей.
Фонд социального страхования образуется за
счет: страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих
субъектов независимо от форм собственности; доходов от инвестирования части
временно свободных у него средств; добровольных взносов граждан и юридических
лиц; ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с
предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели.
Норматив отчислений юридических лиц в ФСС установлен на 1996 г. в размере 5,4%
на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям. Работающие в этот фонд
ничего не платят.
Для обеспечения деятельности ФСС создан
центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях аппараты органов
ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях
координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его
председателем, который назначается Правительством РФ [10, с. 289].
В среднесрочной перспективе из государственного
бюджета планируется выделение следующих сумм средств для обеспечения
эффективной деятельности ФСС РФ (табл. 2.3):
Таблица 2.3
Трансферты
в бюджет Фонда социального страхования РФ
Направление трансфертов
2004
2005
2006
2007
2008
млрд. руб
в ценах текущего года/в ценах
предыду-щего, млрд. руб
Рост к 2004 г., %
в ценах текущего года/в ценах
предыду-щего, млрд. руб
Рост к 2005 г., %
в ценах текущего года/в ценах
предыду-щего, млрд. руб.
Рост к 2006 г., %
млрд. руб.
Пособие по уходу за ребенком
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий
0,6
0,8/0,7
16,7
0,9/0,8
2,5
0,9/0,9
3,3
1,0
Пособия гражданам, подвергшимся
воздействию радиации вследствие радиационных аварий ядерных испытаний
24,1
27,7/25,1
4,1
29,9/26,4
-4,6
33,2/30,3
1,4
35,2
Обеспечение инвалидов техническими средствами
реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий
4,2
4,2/3,8
-9,5
5,0/4,4
4,8
6,4/5,8
16
9,0
Пособия по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному
социальному страхованию
10,3
11,3/10,2
-1
12,7/11,2
-1
12,9/14,1
10
17,2
Источник:
разработано автором по [21, 24, 25].
Размеры трансфертов в ценах предыдущего года
были получены посредством деления номинального показателя на коэффициент-дефлятор
цен соответствующего года (TRr=TRn/Iцен): для 2005
г. дефлятор берется равным 1,104; для 2006 г. – 1,032; ля 2007 г. – 1,096 [24].
Для реализации политики в области медицинского
страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского
страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные
учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном
обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном
обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного
Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной
собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не
подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования предназначен для выравнивания условий деятельности
территориальных фондов обязательного медицинского страхования по
обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского
страхования; осуществления контроля за рациональным использованием финансовых
средств обязательного медицинского страхований.
Финансовые средства Федерального фонда
образуются за счет: части страховых взносов предприятий, учреждений,
организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на
обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным
законом; взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ,
выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального бюджета на
выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от использования
временно свободных финансовых средств Федерального фонда; нормированного
страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений [11, с.295].
Объектом выступает начисленная оплата труда по
всем основаниям. Тариф страховых взносов определяется Федеральным законом РФ по
представлению Правительства РФ. С 1996 г. он составляет 3,6% по отношению к
начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах
(0,2% направляется в Федеральный фонд, а 3,4% в территориальные фонды).
Общие затраты Федерального бюджета на сферу
здравоохранения представлены в табл. 2.4:
Таблица
2.4
Основные
расходы федерального бюджета РФ на здравоохранение (млрд. руб.)
Направление расходов
Источник:
[21].
Если рассматривать финансирование за последние
годы и в ближайшей перспективе сферы здравоохранения, то стоит отдельно
выделить средства, направленные на финансирование приоритетного национального
проекта «Здоровье» (табл. 2.5), напрямую связанного с деятельностью ФОСМ, и
начавшего реализовываться с 1 января 2006 года.