Социальная сфера – это сложный многоотраслевой комплекс. В городе Воронеже за последние годы отдельные отрасли социальной сферы развивались динамично.
Розничная торговля и общественное питание. По состоянию на начало 2003 года по сравнению с аналогичной датой предыдущего года число учтенных в едином государственном реестре предприятий и организаций (ЕГРПО) увеличилось на 13,6 % , из чего следует, что в этой отрасли сосредоточено наибольшее количество хозяйствующих субъектов.
[22,стр.3]
Оборот розничной торговли и общественного питания за последние годы.
Таблица 1
[23,стр44]
Динамика оборота розничной торговли.
|Площадь жилых помещений, |15339,3 |16014,2 |16302,6 |16753,2 |17026,1 | |тыс.кв.м. | | | | | | |Число квартир, тысяч |295 |309,7 |313 |321,8 |326,5 | |Площадь жилищ, |17,0 |17,7 |18,1 |18,6 |18,9 | |приходящаяся в среднем на | | | | | | |одного городского жителя, | | | | | | |кв.м. | | | | | | |Площадь муниципального |4604,3 |5778,0 |5545,2 |5887,5 |4518,9 | |жилищного фонда | | | | | | |Площадь государственного |3071,5 |1293,3 |1217,8 |1144,7 |1415,5 | |жилищного фонда (жилищный | | | | | | |фонд министерств и | | | | | | |ведомств) | | | | | | |Площадь общественного |3,0 |2,2 |1,8 |5,3 |13,3 | |жилищного фонда | | | | | | |Площадь частного жилищного|5969,4 |7979,2 |8675,6 |9245,3 |10891,3 | |фонда | | | | | | |В том числе: | | | | | | |Площадь жилищного фонда |1373,8 |1408,8 |1462,5 |1618,1 |575,3 | |жилищно-строительных | | | | | | |кооперативов (ЖСК) | | | | | | |Площадь частного жилищного|4468,7 |5714,0 |6499,6 |6924,5 |10316,0 | |фонда, находящегося в | | | | | | |собственности граждан | | | | | | |Площадь жилищного фонда |1691,1 |961,5 |862,2 |470,0 |187,1 | |смешанной формы | | | | | | |собственности | | | | | |
На основе данных таблицы рассчитано: в 2001 площадь частного жилищного фонда составляет 64%, от всей площади жилых помещений, тогда как в 1995 году она составляла всего 39%. Стоит отметить, что явные изменения в структуре жилищного фонда произошли в 2001 году. Например: площадь муниципального жилищного фонда уменьшилась на 1368,6 тыс.кв.м. , что составляет ј часть, площадь общественного жилищного фонда возросла на 8 тыс.кв.м. в 2,5 раза, площадь жилищного фонда жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) снизилась на 1042,8 тыс.кв.м., 1/3 доля всего жилищного фонда.
Уровень благоустройство жилищного фонда города медленно повышается, что отраженно в таблице.
Таблица 3
[23,стр 33]
Благоустройство всего жилищного фонда города | |1995 |1998 |1999 |2000 |2001 | |Площадь всего жилищного| | | | | | |фонда, оборудованная, в| | | | | | |% | | | | | | |Водопроводом |97,7 |97,8 |97,9 |97,7 |98,1 | |Канализацией |95,5 |95,8 |95,9 |95,8 |96,5 | |Центральным отоплением |95,7 |95,5 |95,6 |95,4 |96,3 | |Газом |88,3 |88 |88,1 |87,9 |91 | |Ваннами |91,8 |92,9 |93,2 |93 |93 | |Горячим водоснабжением |91,5 |94,1 |94,1 |93,4 |93,8 | |Напольными |7,6 |8,0 |8,1 |8,1 |5,0 | |электроплитами | | | | | |
Из таблицы видно, что благоустройство динамично повышается. Население города, как видно из таблицы в 2001 году отдает предпочтение газовым плитам, поэтому снизился % напольных электроплит.
По состоянию на 2001 год, площадь аварийного жилищного фонда, составили16,5 тыс.кв.метров, что на 3,9 тыс.кв.метров больше, чем в 2000 году, капитальный ремонт жилищного фонда 72,7 тыс.кв.метров, это на 7,8 тыс.кв.метров меньше, по сравнению с прошлым годом, число приватизированных квартир увеличилось на 6749 единиц, число семей и одиночек, улучшивших жилищные условия составили 371, это на 281 меньше прошлого года.
В 2002 году было введено в эксплуатацию 52 здания, общая площадь которых 330 тыс.кв. метров и водопровода, 12,4 тыс. куб. метров воды в сутки.
Динамика объема услуг ЖКХ отражена в таблице.
Таблица 4
[22,стр 25]
Объем реализации платных услуг жилищно-коммунального хозяйства. | |2002 год, млн. |В % к | | |рублей | | | | |итогу |2001 году | |Всего оказано платных |6019,3 |100,0 |98,3 | |услуг | | | | |В том числе | | | | |Жилищных |318,3 |5,3 |114,7 | |коммунальных |1218,6 |20,2 |89,1 |
Из таблицы видно, что объем жилищных услуг по сравнению с прошлым год вырос на 14,7%, а коммунальных снизился на 1,9%. Качество коммунальных услуг остается низким, а тарифы увеличиваются постоянно.
В городе развиваются первичный и вторичный рынки жилья.
[pic]
Рисунок 2. Уровень цен на рынке жилья [22стр, 29]
На рынке жилья в конце 2002 года по сравнению с 2001 годом стоимость жилья возросла. На первичном рынке квартиры подорожали на 18,5%, а на вторичном, на 23%%.
Здравоохранение – наиболее важная отрасль социальной сферы. Главная цель функционирования этой отрасли – обеспечение конституционного права граждан на получение медицинской помощи, направленной на поддержание и укрепление здоровья.
Здравоохранение города Воронеж располагает следующими ресурсами:
Таблица 5
[23,стр 30]
Сеть и кадры медицинских учреждений города
На конец года
| |1995 |1998 |1999 |2000 |2001 | |Численность врачей | | | | | | |всех | | | | | | |специальностей, | | | | | | |человек: | | | | | | |1 всего |7842 |8301 |8498 |8436 |8523 | |2 на 10000 человек |80,2 |84,8 |86,9 |86,4 |87,3 | |населения | | | | | | |Численность | | | | | | |среднего | | | | | | |медицинского | | | | | | |персонала, человек:| | | | | | |1 всего |13527 |13726 |13894 |13516 |12920 | |2 на 10000 человек |138,3 |140,3 |142,1 |138,4 |132,3 | |Число больничных |40 |36 |36 |36 |37 | |учреждений | | | | | | |Число больничных | | | | | | |коек: | | | | | | |1 всего |13835 |13281 |13175 |13139 |13111 | |2 на 10000 человек |141,4 |135,7 |134,8 |134,5 |134,3 | |населения | | | | | | |Число |89 |87 |87 |100* |111* | |амбулаторно–поликли| | | | | | |нических учреждений| | | | | | |Мощность | | | | | | |амбулаторно–поликли| | | | | | |нический | | | | | | |учреждений, | | | | | | |посещений в смену: | | | | | | |1 всего |21881 |22085 |20144 |22578 |22910 | |2 на 10000 человек |223,7 |225,7 |206 |231,1 |234,6 | |населения | | | | | | |* - включая частные поликлиники |
Из таблицы видно, за последние годы в сети и кадрах лечебных учреждений существенных изменений не произошло. Число больничных учреждений увеличилось всего на 1 единицу, а амбулаторно-поликлинических учреждений увеличилось по сравнению с 2000 годом на 24 единицы за счет платных медицинских учреждений. Увеличилась численность врачей, а число среднего медицинского персонала уменьшилось на 956 человек.
Все эти небольшие на взгляд изменения связанны с переход системы Воронежского здравоохранения на другой вид финансирования. С финансирования осуществляемого на численность приписанного к учреждению населения, на систему оплаты лечения по счетам фактуры. Медицинские учреждения стали более самостоятельными, и стали сами планировать штаты учреждения и финансовые возможности.
Главная проблема здравоохранения – нехватка финансирования, хотя и оплата осуществляется за лечение, но размер тарифов (стоимость лечения) формируется бюджетом.
С государственной страховой медициной развивается частная платная медицина в нее же входит и добровольно-страховая медицина. В 2002 году объем платных медицинских услуг, оказанных населению, в целом по области составил 96,8 млн.рублей, что 20,5% больше, чем в 2001 году.
Эпидемиологическая обстановка за 2002 год по сравнению с 2001 годом характеризовалась снижением заболеваемости по отдельным инфекционным болезням. Снизилась заболеваемость краснухой в 5,3 раза, коклюшем в 4,7 раза, бактериальной дизентерией в 3,4 раза, острым вирусным гепатитом в 2 раза, эпидемическим партитом в 1,6 раза, острой и хронической гонореей на 20,4%, сифилисом на 16,8%, острым респираторно-вирусными инфекциями на 12,3%. Впервые выявленными активными формами туберкулеза на 8,7%. Наряду с этим увеличилась заболеваемость носителями вирусного гепатита «С» на 15,7%, острыми инфекциями на 13,3%, педикулезом на 2,9%.
Образование. Государственная политика в области образования основывается на ряде принципов. Основные из них – общедоступность системы образования и светский характер обучения в образовательных учреждениях.
Образовательная система включает:
V детские дошкольные образовательные учреждения,
V общеобразовательные учреждения
V высшие учебные заведения.
В настоящее время сложились и развиваются следующие формы обучения: очная, очное – заочное (вечерняя), заочная, экстернат, дистанционное обучение.
Динамику дошкольных учреждений города характеризуют следующие показатели.
Таблица 6
[22,стр 27]
Дошкольные учреждения
На конец года | |1995 |1998 |1999 |2000 |2001 | |Число постоянных|227 |186 |180 |170 |176 | |дошкольных | | | | | | |учреждений, | | | | | | |единиц | | | | | | |В них – детей |33342 |25660 |24734 |24028 |24927 | |- мест, единиц |28494 |24920 |24454 |23825 |24403 | |Охват |55,8 |56,7 |58,6 |55,7 |60,2 | |дошкольными | | | | | | |учреждениями | | | | | | |детей в возрасте| | | | | | |1 -6 лет, | | | | | | |процентов | | | | | | |Приходится детей|117 |103 |101 |101 |102 | |на 100 мест в | | | | | | |дошкольных | | | | | | |учреждениях, | | | | | | |человек | | | | | |
Из таблицы видно, что число дошкольных учреждений за последние годы имело тенденцию к снижению , в 2001 по сравнению с 2002 годом, количество дошкольных учреждений увеличилось на 6 единиц. За счет увеличения дошкольных организаций улучшились и другие показатели, таки как, «охват дошкольными учреждениями детей в возрасте 1 -6 лет, » и количество мест для детей.
Динамика общеобразовательных школ отражена в таблице.
Таблица 7
Государственные общеобразовательные школы
На начало учебного года | |1995 |1998 |1999 |2000 |2001 | |Число |116 |128 |121 |120 |120 | |государственных | | | | | | |дневных | | | | | | |общеобразовательн| | | | | | |ых школ, единиц | | | | | | |Численность |120848 |121503 |116866 |111242 |106295 | |учащихся | | | | | | |Число вечерних |10 |8 |8 |8 |8 | |государственных | | | | | | |общеобразовательн| | | | | | |ых школ, единиц | | | | | | |Численность |3707 |3602 |3478 |2994 |2705 | |учащихся | | | | | | |Число учреждений |23 |22 |22 |22 |22 | |профессионального| | | | | | |начального | | | | | | |образования, | | | | | | |единиц | | | | | | |Численность |11914 |8772 |9187 |8964 |8732 | |учащихся | | | | | | |Число |16 |16 |16 |15 |16 | |государственных | | | | | | |средних | | | | | | |специальных | | | | | | |учебных | | | | | | |заведений, единиц| | | | | | |Численность |16871 |17645 |19119 |20166 |21889 | |учащихся | | | | | |
Как видно из таблицы ,что численность учащихся постепенно падает, так в государственных дневных общеобразовательных школах с 1995 года до 2001 года, она снизилась на 14553 человека, где только с 2000 года количество учащихся понизилось на 4947 учеников. Такая же ситуация наблюдается и в других общеобразовательных учреждениях, кроме государственных средних специальных учебных заведений, где с 1995 года до 2001 года на 5018 учащихся увеличилась численность учебных организаций.
Число государственных высших учебных заведений в 2001 году по сравнению с 1995 годом увеличилась с 9 до 11 единиц, т.е. на 2 единицы. Численность учащихся увеличивалась постепенно с каждым годом, так в 1995 году было 47700, в 1998 году 55203, 1999г. – 60327, 2000г. – 70446, 2001г. – 79362, 2002г. – 98400.
Наряду с государственными учреждениями функционируют и негосударственные учреждения. Государственные учреждения образования также имеют право обучения на платной основе.
Таблица 8
Динамика платных услуг населению
| | | |итогу |2001 год | |Всего оказано платных |6019,3 |100,0 |98,3 | |услуг | | | | |В том числе образования|506,0 |8,4 |95,9 |
Из таблицы видно, что образование составляет незначительную часть из всех оказанных платных услуг городом. В 2002 объем платных услуг образования по сравнению с 2001 годом уменьшился на 4,1%.
В негосударственных учреждениях обучается 7132 учащихся, из них дневные общеобразовательные учреждения 169 учащихся в 2 учреждения, средне специальные учреждения 463 человека – 2 и высшие учебные заведения – 6500 в 8 учреждениях.
Таблица 9
[22,стр 50]
Показатели деятельности образовательных учреждений города в 2002 году. | |Государственные |Негосударственные | |Число дневных |129 |2 | |общеобразовательных | | | |учреждений, единиц | | | |Численность учащихся в |110400 |169 | |дневных | | | |общеобразовательных | | | |учреждениях, человек | | | |Число средних |18 |2 | |специальных учреждений,| | | |единиц | | | |Численность учащихся в |22900 |463 | |средних специальных | | | |учреждениях, человек | | | |Число высших учебных |12 |8 | |заведений, единиц | | | |Численность учащихся в |98400 |6500 | |высших учебных | | | |заведениях, человек | | |
Из таблицы видно, что государственные учреждения образования намного преобладают над частными. Так численность учащихся в негосударственных дневных общеобразовательных учреждениях составляет 0,16% от всех учащихся данной категории, численность учащихся в негосударственных средних специальных учреждениях составила 2,1% от всех учащихся, численность учащихся в высших негосударственных учебных заведениях составила 6,5% .
С полным возмещение затрат на обучение на всех отделениях государственных высших учебных заведениях обучаются 47,3 тысячи студентов, или 48,1% от общего количества студентов, в государственных средних специальных учебных заведениях соответственно – 9,2 тысячи студентов, или 40,2%. По сравнению с 20012002 учебным годом численность студентов и учащихся, обучающихся с полным возмещением затрат на обучение, увеличилось в высших учебных заведениях на 42,5%, в средних специальных учебных заведениях – на 7%.
Культура – отрасль социальной сферы. Основными задачами города Воронеж в сфере культуры являются: сохранение системы общедоступных учреждений культуры и искусства, музеев, библиотек, театров, обеспечение доступности всех слоев населения к ценностям культуры.
Таблица 10
Культура и искусство | |1995 |1998 |1999 |2000 |2001 | |Число массовых |74 |71 |68 |69 |69 | |библиотек, | | | | | | |единиц | | | | | | |В них книжный |6313 |6353 |6249 |6243 |6209 | |фонд, тысяч | | | | | | |экземпляров. | | | | | | |Число читателей |242,5 |268,2 |270,1 |247,5 |243 | |в массовых | | | | | | |библиотеках, | | | | | | |тысяч человек | | | | | | |Число клубных |35 |32 |32 |33 |33 | |учреждений, | | | | | | |единиц | | | | | | |Число |28 |11 |10 |10 |9 | |стационарных | | | | | | |киноустановок с | | | | | | |платным показом,| | | | | | |единиц | | | | | | |Число мест в |12,6 |4,9 |3,2 |3,2 |3,0 | |зрительных залах| | | | | | |стационарных | | | | | | |киноустановок, | | | | | | |тысяч | | | | | | |Число |4 |5 |5 |5 |5 | |профессиональных| | | | | | |театров | | | | | | |Число мест в |2407 |2101 |2105 |2105 |2031 | |зрительных залах| | | | | | |стационарных | | | | | | |театров, единиц | | | | | | |Число посещений |468,2 |324 |299,8 |337,6 |328,9 | |театров, тыс. | | | | | | |Число музеев, |4 |4 |5 |5 |5 | |вкл. филиалы, | | | | | | |единиц | | | | | | |Число посещений |385,3 |299,7 |493,5 |522,9 |428,7 | |музеев, тысяч | | | | | |
Из таблицы видно, что с 1995 года общее число учреждений культуры и искусства уменьшилось незначительно, со 117 до 112 учреждений. Также уменьшилось внимание населения города к культуре и искусству, так число читателей по сравнению с 2000 годом уменьшилось на 5 тысяч человек, число посещений театров сократилось на 9,7 тысяч, а число посещений музеев на 94,2 тысячи.
При помощи программы Excel проведены исследования тенденции изменения динамики розничного оборота торговли, а также благоустройства жилищного фонда города. Результаты исследований отраженны в приложении 1-3.
2.2 Местные органы управления социальной сферы
Вопросы социального развития являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Однако при разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами центр тяжести практической работы по осуществлению социальной политики перемещен на региональный уровень. При этом многие функции по управлению социальной сферой переданы на уровень муниципальных образований.
В структуре администрации каждого муниципального образования формируются органы управления социальной сферой. Так в соответствии с постановлением Воронежской городской Думы от 27.02.2002 года №41-I «О структуре администрации города Воронежа». Органами управления социальной сферы являются следующие подразделения:
. департамент социальной политики
. управление культуры
. комитет образования
. управление здравоохранения
. комитет социальной поддержки населения
. комитет физкультуры и спорта
. отдел по работе с молодежью
. комиссия по делам несовершеннолетних и защиты их прав
. комиссия по делам реабилитации жертв политических репрессий
. комитет ЖКХ
. управление потребительского рынка
Каждое из указанных подразделений города Воронежа осуществляют свою деятельность на основе положений о каждом из них. В данных положениях отражаются статус и структура подразделения, его задачи, функции, структура, права, а также вопросы ликвидации и реорганизации органа.
Например, в Положении об управлении здравоохранения департамента социальной политики администрации города Воронежа, утвержденным распоряжением администрации города Воронежа от 4 ноября 2002 года №1026-р определенны следующие его задачи:
1. Контроль за соблюдением действующего законодательства в области здоровья граждан;
2. Реализация федеральных, разработка и выполнение региональных программ по развитию муниципального здравоохранения, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан.
3. Формирования развития структуры и сети муниципальной системы здравоохранения, совершенствование форм и методов его деятельности.
4. Проведение единой политики деятельности муниципального здравоохранения.
5. Координация деятельности субъектов муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
6. Контроль за соблюдением стандартов качества оказания медицинской помощи муниципальным и частным учреждениями здравоохранения населению города.
7. Обеспечение развития всех видов медицинской и лекарственной помощи населению.
8. Реализация медицинских мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5