Рефераты. Финансово-промышленные группы: проблемы становления и развития






Объединение активов участников ФПГ и ведение консолидированного баланса должны оказать значительное содействие в решении проблемы неплатежей как внутри ФПГ, так и по отношению к внешним контрагентам. Сводный баланс позволяет вести централизованный учет однородных групп расходов и усилить финансовый контроль за использованием финансовых ресурсов, что вместе с взаимозачетом неплатежей дает возможность избежать их неэффективного расходования.

Во-вторых, статус ФПГ как консолидированного налогоплательщика может оказаться действенным инструментом управления финансами. Его последовательное использование позволяет планировать себестоимость производства. Статус консолидированного налогоплательщика позволяет центральной компании ФПГ  свободно распределять собственные и привлеченные ресурсы внутри группы.  Эта свобода перемещения ресурсов выражается в том, что распределение средств в рамках группы может происходить между формально различными юридическими лицами. Такое перемещение средств не должно сопровождаться соответствующими изъятиями налогов в бюджет. Вне ФПГ любое перемещение средств от одного юридического лица к другому без налогового обложения, если это только не банковская ссуда, обязательно оформляется либо как авансовый платеж, либо как временная финансовая помощь. В обоих случаях в конечном итоге происходит отчисление в бюджет НДС и налога на прибыль. Исключение составляет перемещение средств в соответствии с договором о совместной деятельности, но практические возможности его использования сильно ограничены.

Таким образом, право ведения консолидированного баланса предоставляет центральной компании беспрепятственно с точки зрения налогового законодательства распределять финансовые ресурсы между участниками ФПГ. Это, в свою очередь, дает возможность говорить о центральной компании как об институте формирования и распределения финансовых ресурсов внутри ФПГ и как об инвестиционном институте. Консолидированный баланс позволяет группе при осуществлении налогового планирования не ограничиваться определением сроков амортизации, но и использовать данные налоговые льготы.

Еще одно достоинство подобной формы финансовой отчетности заключается в том, что участники транснациональных финансовых групп, по крайней мере, в рамках СНГ, будут избавлены от двойного налогообложения: «одна из допускаемых законом России льгот для участников ФПГ исключает их «двойное» налогообложение».

Не следует, однако, рассматривать ФПГ как способ минимизации налогов. Консолидированный баланс и сокращение налогооблагаемой базы всего лишь исправляет в некоторой степени закрепившуюся в процессе приватизации практику дробления взаимозависимых финансово-хозяйственных структур на независимые хозяйствующие субъекты. Независимость хозяйствующих субъектов для целей налогообложения определяется формально по признаку обособления собственности, что приводит к увеличению налогооблагаемой базы внутри фактически неделимых производственных цепей. Вне этих производственных цепей производственные стадии продукта зачастую могут не иметь самостоятельного значения и ценности, но с точки зрения налогообложения они соответствуют формально независимым юридическим лицам. Это многократно увеличивает конечную цену реализации продукта, большая часть из которой взыскивается в бюджет, чтобы впоследствии возвратиться в производство в виде государственных дотаций и прочих льгот.

Поэтому с полной уверенностью можно говорить о том, что в настоящее время формирование налогооблагаемой базы в российской экономике происходит за счет ее многократного умножения в производственных цепях, а не в результате увеличения собственно производства.  Тем самым мы имеем дело с ситуацией налоговой инфляции. В этой связи, в контексте отклонения Государственной Думой Налогового кодекса и его замены на ряд налоговых законов, связанных с исполнением бюджета, хотелось бы отметить, что России требуется не введение тех или иных налогов и пересмотр отдельных ставок, а комплексное формирование налоговой системы, существенной структурообразующей частью которой могло бы стать налоговое законодательство об ФПГ, учитывающее взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями.




1.6 Вопросы составления консолидированной отчетности в современном российском законодательстве.

Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1997г. №24.

В результате рыночных преобразований в Российской Федерации прежняя система бухгалтерского учета не смогла полностью отразить новые финансово-хозяйственные операции организаций. Потребовались перемены в законодательстве, уточнение концептуальных основ и методологии бухгалтерского учета и отчетности.

До недавнего времени составление консолидированной отчетности в Российской Федерации регулировалось приказом Минфина России «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации» от 28 июля 1995г. №81 и Порядком ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы.

Оба документа давали лишь начальную информацию о консолидации отчетности. В первом речь шла об отношениях между головной (материнской) компанией и зависимым (дочерним) предприятием. Во втором предусматривалось составление консолидированной отчетности центральной (головной) компанией, учрежденной всеми участниками договора ФПГ и уполномоченной на ведение дел ФПГ.

 Кроме указанных  документов Минфином России был принят приказ «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30 декабря 1996г. №112, отменивший приказ от 28 июля 1995г. В приказе Минфина №112 конкретизируются положения приказа №81, дается более точное определение  сводной отчетности и определяются случаи, в которых она составляется.

Введение в действие этого документа – важный этап в развитии консолидированной отчетности в России. Однако в документе необоснованно уравнены различные по своему содержанию понятия сводной и консолидированной отчетности (28, с.53).

Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель – показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная особенность составления консолидированных отчетов – элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная – несколькими собственниками  по совместно контролируемому имуществу.

Составление консолидированной отчетности, сопряженное с элиминированием операций между компаниями, входящими в группу, осуществляется в специальных таблицах, внесистемно, а не в учетных регистрах, предназначенных для отражения текущих операций.

Вместе с тем текущий учет компаний группы должен предоставить необходимую информацию для элиминирования и составления консолидированной отчетности, для чего и в плане счетов, и в отчетности  выделены необходимые счета и статьи. Кроме того, компании могут получить необходимую для составления консолидированной отчетности дополнительную информацию, вводя нужные аналитические счета. Однако никакого специального подразделения в группе для ведения текущего учета, как правило, не создается, а составление отчетности поручается материнской компании.

Понятие консолидированной отчетности требует также уточнения некоторых казавшихся незыблемыми аксиом отечественного учета. Ранее не подвергался сомнению факт, что в балансе компании отражается имущество, принадлежащее ей на основе права собственности. Наличие забалансовых статей (арендованных средств, товаров, принятых на комиссию, и др.) лишь подтверждало этот факт. В консолидированной отчетности,  в частности в консолидированном балансе, отражается имущество, находящееся под контролем группы, так как каждая компания группы является самостоятельным юридическим лицом и обладает обособленным имуществом.

Составление консолидированной бухгалтерской отчетности осуществляется на основе следующих принципов (при условии принятия участниками ФПГ единой учетной политики):

·        показатели активов и пассивов бухгалтерских балансов участников ФПГ суммируются;

·        в отчетности отражается инвестиционная деятельность ФПГ в целом. Инвестиции, направленные участниками ФПГ в центральную компанию, и средства, внесенные ими в ее уставный капитал, в отчетности не отражаются;

·        показатели бухгалтерского баланса и финансовые результаты, отражающие объемы реализации товаров (работ, услуг), обязательства и расчеты между центральной компанией и участниками в отчетность не включаются;

·        прибыль и убытки каждого участника ФПГ показываются в отчетности в развернутом виде;

·        показатели бухгалтерской отчетности участников ФПГ включаются в развернутом виде;

·        показатели бухгалтерской отчетности и участников ФПГ включаются в отчетность с даты ее регистрации ФПГ;

·        показатели финансово-хозяйственной деятельности банков и иных кредитных и страховых организаций, а также инвестиционных институтов (за исключением центральной компании) в отчетность не включаются. При наличии в составе ФПГ двух или более банковских или страховых организаций либо инвестиционных институтов составляется отдельная консолидированная отчетность по видам деятельности этих организаций.

В пояснительной записке к консолидированной отчетности центральная компания указывает наименования участников ФПГ, их юридические адреса, величину их уставного, долю каждого участника при объединении активов.

Процесс составления консолидированной отчетности ПФГ в настоящее время несовершенен и отрабатывается на практике. Так, законодательством определяется, что показатели бухгалтерского баланса и финансовые результаты, отражающие объемы реализации товаров (работ, услуг), обязательства и расчеты между центральной компанией и участниками ФПГ не включаются. Из этого следует, что в консолидированный отчет группы войдут объемы реализации и расчеты между остальными участниками группы. Возникает двойной счет указанных показателей в консолидированной отчетности группы, поскольку показатели реализации и взаимной задолженности между участниками групп будут наверняка существеннее, чем их расчеты с центральной компанией, осуществляющей в основном административно-управленческие функции.

Не отработана методика составления промежуточных отчетных форм, на основании которых центральная компания будет составлять консолидированную отчетность группы, а также проводить пересчет показателей балансов консолидируемых предприятий при использовании различных методов оценки статей центральной компанией и компаниями группы (28, с.73).

Кроме перечисленных вопросов при составлении консолидированной отчетности ФПГ возникают и другие экономические и юридические вопросы, на которые в российском законодательстве пока нет ответов.





















Глава 2.  Эффективность ФПГ и перспективы их развития.


2.1 Особенности оценки эффективности ФПГ.


Слабое место многих проектов финансово-промышленных групп – дефицит внимания к специфике ФПГ как объектов оценки эффективности (отсюда искажение эффекта группировки предприятий, смещение ориентиров при обосновании закладываемы в проект интеграционных мер и при сопоставлении вариантов этих мер). Эта специфика сопряжена со следующими двумя обстоятельствами. Во-первых, большинство участников создаваемых ФПГ – это действующие предприятия  и организации. Оценка эффективности ФПГ имеет в этой связи два аспекта:

а) изменение результативности использования наличных производственных мощностей, потенциала научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, связанное с их нахождением в единой финансово-промышленной структуре;

б) новые возможности для реальных инвестиций, возникающие  в результате формирования ФПГ.

Во-вторых, в обычных инвестиционных проектах системная (синергетическая) составляющая эффективности не играет самостоятельной роли, хотя и учитывается в оценках эффективности. «Синергия» – преимущество, появляющееся при удачном комбинировании направлений деятельности, когда эффект от совокупности ее направлений превышает сумму эффектов от каждого направления в отдельности. В проектах создания ФПГ синергетическая составляющая становится  оценкой эффективности экономической интеграции.

Анализ эффективности опирается на сопоставление двух сценариев. Первый – развитие участников ФПГ при их полной самостоятельности. Второй – их развитие в рамках ФПГ. Сценарии могут сопоставляться по разным показателям, а в качестве итога оценки интеграционного (синергетического) эффекта выступает соответствующая разновидность значений выбранного показателя. Чистый приведенный доход – традиционный показатель для оценки экономической эффективности, и его приращение в результате создания ФПГ – одна из возможных оценок интеграционного эффекта (19, с.76).

Важно, однако, иметь в виду: традиционные показатели экономической эффективности не вполне адекватны сущности финансово-промышленной группы, ориентированной на обеспечение своей долгосрочной жизнеспособности. Тем не менее на практике такого рода показатели широко применяются при анализе эффективности групп, в том числе, видимо, потому, что в значительной мере отвечают оценке ФПГ со стороны внешних инвесторов.

Особый интерес вызывает влияние интеграции в ФПГ на результативность инвестиционных проектов. Оно может оцениваться по изменению таких показателей, как срок окупаемости инвестиций, внутренняя норма их доходности или приведенные поступления на единицу инвестиций. Речь идет о сопоставлении значений приведенных показателей при реализации инвестиционного проекта (инвестиционной программы) в рамках ФПГ и без объединения  в нее.

Ориентация на прибыль в деятельности крупных хозяйственных структур может трансформироваться в ориентацию на завоевание значительной доли рынка и удержание такой рыночной позиции. С этой точки зрения эффект интеграции выражается в приращении устойчиво контролируемой группой доли рынка по сравнению с суммой долей самостоятельно действующих партнеров по ФПГ.

Напряженная ситуация с государственным бюджетом вызывает повышенное внимание к бюджетной эффективности групп. Бюджетная эффективность интеграции трактуется как приращение приведенных поступлений в бюджет (федеральный, субфедеральный, местный) от участников ФПГ при объединении их в группу (как разность между поступлениями в бюджет в случае такой интеграции и при ее отсутствии). Бюджетная эффективность мер государственной поддержки ФПГ характеризуется изменением поступлений в бюджет вследствие предоставления такой поддержки. Интеграционная составляющая бюджетной эффективности стимулирования – соотношение между результатами поддержки при оказании ее финансово-промышленной группе и при предоставлении сопоставимой поддержки входящим в нее предприятиям, если они действуют самостоятельно.

Эффективность рассматриваемого рода постепенно становится одним из ведущим ориентиров анализа проектов ФПГ в государственных инстанциях, однако, она – лишь один из видов оценки последствий интеграции с народнохозяйственных позиций. Анализ народнохозяйственной эффективности ФПГ требует предварительного рассмотрения обстоятельств, определяющих различия двух вышеотмеченных сценариев (19, с.77). Перечень этих обстоятельств, выступающих факторами эффективности ФПГ, таков:

1.                      Ускорение оборачиваемости средств, уменьшающее потребность в кредитах для пополнения оборотных средств и обеспечивающее экономию на выплачиваемых процентах.

2.                      Преодоление внутренних кризисов сбыта (по технологической цепочке), достигаемое на базе использования трансфертных цен, векселей, товарных кредитов и т.п. инструментов.

3.                      Наращивание прибыли в связи с увеличением объемов производства при сдерживании роста цен на конечную продукцию группы (этот фактор активно задействует, например, ФПГ «Нижегородские автомобили»).

4.                      Оптимизация инвестиционной программы, состоящая прежде всего в последовательной концентрации ресурсов на приоритетных проектах и в расстановке приоритетов с учетом потребности в укреплении инвестиционного потенциала. При этом сначала реализуются менее капиталоемкие, но быстроокупаемые проекты, и полученные средства позволяют приступить к проектам более капиталоемким и длительным; консолидация инвестиционных возможностей позволяет скорее приступить к крупным проектам и снижает потребность в привлеченных средствах. Ускорение реализации инвестиционных проектов при концентрации средств обеспечивает повышение отдачи от инвестиций. Чем быстрее вводятся мощности, тем скорее они начинают давать отдачу.

5.                      Углубление производственной  кооперации и специализации, обеспечивающее реализацию эффекта роста масштаба производства и помогающее уйти от проблемы создания новых мощностей при недогрузке аналогичных мощностей у партнера (тем самым существенно экономятся инвестиционные ресурсы).

6.                      Оптимизация товарно-финансовых потоков (например, по схеме с применением давальческого сырья) и ослабление налоговой нагрузки (так, использование трансфертных цен позволяет сметить НДС на конечную продукцию ФПГ), улучшение финансовые расчетов в рамках договоров о совместно деятельности.

7.                      Использование части эффекта интеграции для финансирования инвестиций, снижающее потребность в привлечении средств и уменьшающее расходы на обслуживание кредитов.

8.                      Привлечение средств под ценные бумаги ФПГ, более надежные по сравнению с ценными бумагами отдельных участников группы (так, выпуск жилищных облигаций в Рязани намечался именно под эгидой ФПГ).

9.                      Предоставление государственной поддержки «под ФПГ» (налоговые каникулы, участие в федеральных целевых программах, и т.п.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.