Прибыль является
основным фактором экономического и социального развития не только для
предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически
обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.
Прибыль
планируется раздельно по видам, а именно:
прибыль от
продажи продукции и товаров;
прибыль от
реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
прибыль от
реализации основных средств;
прибыль от
реализации другого имущества и имущественных прав;
прибыль от оплаты
выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
прибыль (убыток)
от внереализационных операций
Существует три основных метода
планирования прибыли :
1. метод прямого
счета
2. аналитический
метод
3. метод
совмещенного расчета
Метод
прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте
выпускаемой продукции; прибыль при этом исчисляется как разница между выручкой
от реализации товарной продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и
акцизов) и полной ее себестоимостью:
П
= (О × Ц) ― (О × С),
где П – плановая
прибыль
О – объем выпуска товарной
продукции в планируемом периоде в натуральном выражении
Ц – цена на единицу продукции (за
вычетом НДС и акцизов)
С – полная себестоимость единицы
продукции
Прибыль от
реализуемой продукции (Прп) рассчитывается по формуле
Прп
= Врп – Срп,
где Врп – планируемая
выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых
и сбытовых скидок)
Срп – полная себестоимость
реализуемой в предстоящем периоде продукции
Объем реализуемой
продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется
как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода
(пн) и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода (Птп)
без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода
(Пк). Плановая прибыль от реализации продукции рассчитывается по формуле
Прп
= Пн + Птп – Пк
Достоинством
данного метода является его простота. Однако его целесообразно использовать при
планировании прибыли на краткосрочный период.
Аналитический
метод
планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции
и заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При
аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в
планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по
несравнимой продукции определяется отдельно.
Метод
совмещенного расчетавключает элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной
продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года
определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких
факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение
ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.
Указанные выше
методы не единственные, существуют и другие способы составления плана прибыли,
такие как анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ
перекрытия ликвидности и многие другие аналитические методы.
Существуют
факторы, которые влияют на величину прибыли. Они классифицируются по различным
признакам:
- внешние
- внутренние
В свою очередь
внутренние факторы подразделяются на:
-
внепроизводственные
-
производственные (экстенсивные и интенсивные)
Факторы,
влияющие на величину прибыли
Внутренние
Внешние
Производственные
Внепроизводственные
Экстенсивные
Интенсивные
Рис.
1.4 Классификация факторов, влияющих на величину прибыли
Внешние
факторы –
это природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов,
налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от
деятельности предприятия, но оказывают значительное влияние на величину
прибыли.
Производственные
факторы –
это факторы которые непосредственно влияют на производство; интенсивные – качественные
изменения, экстенсивный – количественное изменение.
Внепроизводственные
факторы –
снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда
и быта и др.