Перечисленные торгово-экономические суперблоки объединят практически половину государств планеты. К ним волей-неволей будут тяготеть страны экономической периферии. Суперблоки во многом станут определять правила и нормы международного перемещения товаров, услуг и капитала. Обходить эти правила будет все труднее и опаснее, за их нарушение придется платить все более высокую экономическую и политическую цену.
Очевидно, что главным направлением эволюции правил и норм международных экономических отношений в русле целей создания данных суперблоков может быть повышение степени открытости национальных хозяйств, дальнейшая либерализация режимов международного перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Мировой опыт показывает, что открытие экономики расширяет возможности использования внешнего фактора в интересах ускорения развития.
Оно позволяет в более значительных масштабах применять в национальном хозяйстве уже освоенные за рубежом передовые технологии, новые поколения машин и оборудования, современный опыт управления производством и сбытом, привлекать из-за границы дополнительные материальные и финансовые ресурсы, включаться в международную производственную кооперацию.
Вместе с тем экономическая открытость несет с собой, в особенности странам с развивающейся и переходной экономикой, определенные опасности. Они связаны в первую очередь с возникновением угроз подавления национальных производителей иностранными конкурентами, возрастания зависимости отдельных отраслей хозяйства от мировой конъюнктуры, торговой и финансовой политики промышленно развитых стран, дестабилизации финансовой системы и денежного обращения и развития других негативных процессов.
Россия, будучи членом АТЭС, а в перспективе и ВТО, в принципе будет вынуждена идти по пути дальнейшей либерализации торгового и валютного режимов или, по крайней мере, не вводить новых ограничений на внешнеэкономические операции. Опыт последних лет позволяет говорить о том, что выигрыш от усиления открытости при нынешнем состоянии отечественной экономики вряд ли окажется большим, чем потери, связанные с отмеченными опасностями внешнеэкономической либерализации в странах с переходной экономикой. Недостаточная конкурентоспособность отечественной экономики, неразвитость российского финансового рынка и банковской системы страны, неустойчивость финансового состояния предприятий вряд ли позволят России в полной мере воспользоваться теми преимуществами, которые несет с собой экономическая открытость. Это - самое общее соображение, вытекающее из прогноза перспектив формирования многополярного мира.
Не менее важно, видимо, ответить на вопросы о том, каким путем и в каком качестве будет взаимодействовать Россия со складывающимися полюсами экономической мощи, в чем состоят достоинства и недостатки каждой из возможных моделей ее экономического сотрудничества с внешним миром.
На наш взгляд, существует несколько вариантов включения России в меняющуюся мировую экономику: в качестве участника одного или сразу двух суперблоков (европейского и восточноазиатского);
- в качестве лидера самостоятельного интеграционного объединения постсоветских государств;
- в качестве независимого аутсайдера.
При любом из этих вариантов Россия, скорее всего, не может рассчитывать на то, чтобы занять ведущие позиции в мировой экономике: ее доля в мировом ВВП составляет ныне 1,7%. Потенциальные конкурентные преимущества России - ресурсный потенциал ее сибирской и дальневосточной частей, в которых сосредоточено, по оценкам, до 40% всех доступных запасов планеты, и уникальные научно- технические разработки, воплощенные в не имеющих аналогов в мире изделиях, - требуют для своей реализации громадных финансовых затрат. На такие затраты страна в ближайшем будущем не способна.
Вариант подключения к суперблокам. По мнению сторонников сближения России с ЕС, членство в Евросоюзе либо более «мягкая» форма присоединения сулит очевидные выгоды. Этот шаг мог бы позволить объединить усилия с Европой в освоении и использовании природных богатств Сибири и Дальнего Востока. К тому же, сближение с ЕС не стало бы препятствием для развития сотрудничества России с восточно-азиатским суперблоком. Напротив, страны АТР имели бы возможность подключиться к российско-европейским проектам, ускорив тем самым их реализацию.
Однако вхождение России и в европейское, и в азиатско-тихоокеанское интеграционные сообщества вовсе не гарантирует России автоматического прилива финансовых и материальных ресурсов из входящих в эти сообщества стран. Оно отнюдь не возлагает на эти страны обязательств по сотрудничеству в освоении российских природных ресурсов.
Важно также иметь в виду то обстоятельство, что включение сразу в два экономических блока чревато для России невольным усилением тяготения ее европейских областей к Западу, а территории за Уралом - к Востоку. Это - достаточно реальная угроза сохранению территориальной целостности страны и распада ее на отдельные независимые образования. Как известно, некоторые авторитетные эксперты,
3. Бжезинский, например, анализируя перспективы мирового развития, связывают будущее России с вариантом ее раздела на европейскую, сибирскую и дальневосточную республики.
Вариант интенсивного развития интеграции в СНГ. По мнению приверженцев данного варианта, создание единого экономического пространства на территории бывшего СССР (исключая страны Балтии) могло бы помочь оживить экономически оправданные и технологически детерминированные производственно-кооперационные связи российских предприятий с партнерами из постсоветских республик. Такие связи могли бы возродиться в оборонных отраслях, металлургии, химии, машиностроении. Это способствовало бы экономическому росту и поддержанию занятости в отечественном народном хозяйстве, сохранило бы для России освоенный рынок в условиях, когда рынки развитых и развивающихся стран в основном поделены и пробиться на них даже с качественной продукцией чрезвычайно сложно.
Реализуя этот вариант, Россия, кроме того, получала бы преференциальный режим доступа к источникам сырья, находящегося в странах СНГ, за счет которого ранее покрывалось 70-100% ее потребностей (уран, марганец, хром, титан и т.д.).
Экономический союз со странами СНГ, прежде всего с Украиной и Белоруссией, облегчил бы также проблему транспортировки российских внешнеторговых грузов на европейском направлении" сопредельные страны, как и Россия, заинтересованы в надежном и доходном функционировании транспортных объектов и магистралей, являвшихся некогда их общей собственностью
Весьма важными здесь являются еще два обстоятельства. Пространство СНГ,
во-первых, превратилось бы в достаточно крупный рынок с 300 млн. потребителей.
Во-вторых, страны содружества получили бы возможность сообща отстаивать свои экономические интересы в соперничестве с другими экономическими группировками.
В интегрированном сообществе стран СНГ Россия объективно заняла бы лидирующее положение, ее экономический и научно-технический потенциал заметно выше, чем у всех остальных стран содружества, вместе взятых.
По нашему мнению, этот вариант в обозримом будущем является наиболее предпочтительным
Варианты отношений России с мировым хозяйством в качестве независимого аутсайдера. В принципе они маловероятны, но могут реализоваться в случае обострения внешнеполитической обстановки при захвате власти в стране крайне радикальными элементами.
Они могут состояться также в тех случаях, если попытка создания на территории бывшего СССР экономического, таможенного и валютного союзов потерпит неудачу, либо подключение к суперблокам окажется чисто формальным. При таких вариантах развития событий России вряд ли удастся уйти от нынешней неэффективной схемы взаимодействия с внешним миром, и внешнеэкономические связи останутся для нее инструментом решения текущих задач сбалансирования внутреннего спроса и предложения.
Итак, сегодня Россия стоит перед выбором пути дальнейшего развития. Обсуждение связанных с таким выбором проблем приобрело, и будет иметь неизмеримо важное значение. Именно этим определяется тот факт, что данные проблемы постоянно находятся в поле зрения Центра внешнеэкономических исследований РАН. Внешняя торговля России в 90-е годы и перспективы ее развития
Основные тенденции 90-х годов
В 90-е годы торгово-экономическое сотрудничество России успешно развивалось и в целом характеризовалось устойчивым ежегодным ростом его объемов. Однако азиатский
финансово-экономический кризис, в результате которого существенно упали цены на основные товары российского экспорта, прежде всего энергоносители, а также кризис российской финансовой системы в августе 1998 г. ухудшили эти показатели.
В 1998 г. внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной торговли) сократился по сравнению с 1997 г. на 16% и составил 118,1 млрд. долларов.
Российский экспорт в 1998 г. уменьшился по сравнению с 1997 г. на 16% и составил 72,5 млрд. долларов. При этом из-за падения цен на энергоносители только экспортеры российского минерального топлива недополучили валютную выручку в сумме свыше 11 млрд. долларов.
Российский импорт (без учета неорганизованной торговли) сократился в 1998 г. на 15% и составил 45,6 млрд. долларов. Особенно сильным это снижение было в августе - декабре 1998 г. (47% по сравнению с аналогичным периодом 1997 г.).
В 1999 г. по оценке министра торговли РФ М.Е. Фрадкова, высказанной им на заседании коллегии Минторга РФ в конце февраля 2000 г., развитие внешнеэкономических связей России происходило в достаточно сложных условиях и характеризовалось противоречивыми тенденциями. Оно было направлено на стабилизацию социально- экономического положения в стране, поддержку реального сектора экономики, создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения.
Внешнеэкономические связи играют важную роль в экономике России. По своим масштабам экспорт эквивалентен 38% валового внутреннего продукта страны (ВВП), импорт - 16%. На экспорт отгружается три четверти производимых минеральных удобрений, немногим менее половины добытой нефти, треть нефтепродуктов, газа, круглого леса, целлюлозы. Доля импорта, хотя и снижается, в потреблении отдельных групп продовольственных товаров относительно высока. В потреблении мяса она превысила 20%, растительного масла, молока и молокопродуктов, сахара, овощей составляла порядка 10%.
Поступления от внешнеторговой деятельности (тарифы, НДС, акцизы) составляют около трети налоговых доходов федерального бюджета. Положительное сальдо торгового баланса России составляет порядка 20% ВВП страны и способствует улучшению структуры ее платежного баланса.
В 1999 г. внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной торговли) составил 103,9 млрд. долларов, что на 11 % ниже показателей 1998 г.
Неблагоприятная для России конъюнктура цен и элементы дезорганизации экспортно-импортных операций, сохранявшиеся и в первом полугодии 1999 г., привели к резкому сокращению внешнеторгового оборота в этот период (на 26%). Однако в дальнейшем обстановку удалось стабилизировать. Как экспортеры, так и импортеры заработали в нормальном режиме, что в сочетании с начавшимся ростом цен на мировом рынке энергоносителей позволило во втором полугодии 1999 г. перейти к устойчивому росту товарооборота (по сравнению с I полугодием 1999 г. - на 23%, а со II полугодием 1998 г. - на 7%).
Основной удельный вес во внешнеторговом обороте России занимают страны ЕС (34%).
1998 г. стал первым годом реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Сформированы и приступили к работе предусмотренные этим Соглашением двусторонние органы - Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества и Комитет парламентского сотрудничества. Было заключено Соглашение о торговле текстильными изделиями, предусматривающее полную отмену количественных ограничений в торговле данным товаром, а также Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных.
На долю государств АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) и стран Центральной и Восточной Европы приходится соответственно 17 и 13%.
Ведущими торговыми партнерами России являются Германия, Украина, США, Белоруссия, Италия, Китай, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Финляндия, Польша и Япония, на долю которых приходится более 60% оборота внешней торговли. В
1999 г. доля государств дальнего зарубежья составила 82% (1998 г. - 78%), а доля стран
СНГ - 18% (в 1998 г. - 22%).
В 1999 г. российский экспорт составил 73,0 млрд. долларов (в стоимостном выражении он увеличился по сравнению с 1998 г. на 0,5%, а его физический объем - на 10%).
Произошедшее наращивание физических объемов поставок только частично компенсировало снижение цен на товары российского экспорта, что обусловило увеличение стоимостных объемов экспорта только на 0,5%, несмотря на то, что во второй половине 1999 г. на мировом рынке сложилась благоприятная конъюнктура по сырьевым товарам, составляющим основу российского экспорта (выросли цены на энергоресурсы и цветные металлы, на целлюлозно-бумажную продукцию и продукцию химической промышленности).
Рост физического объема экспорта оказал позитивное влияние на стабилизацию производства ряда отраслей российской экономики, ориентированных на внешний рынок. Улучшилась ситуация прежде всего в топливно-сырьевых отраслях. На фоне стабилизации доли продукции, отгружаемой на экспорт отраслями ТЭК, заметно усилилась экспортная ориентация лесной, целлюлозно-бумажной промышленности.
В то же время произошло сокращение на 4% экспортных поставок продукции российского машиностроения (7,8 млрд. долларов). Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте составила 11 % и сохранилась на уровне 1998 г.
В 1999 г. по сравнению с 1998 г. объемы импорта без учета неорганизованной торговли сократились на 30% и составили 30,9 млрд. долларов. Его физический объем уменьшился на 13%. Основным фактором падения объемов российского импорта было продолжающееся сокращение платежеспособного спроса населения и инвестиционных возможностей российских предприятий, а также переориентация импорта на ввоз более дешевых товаров. Цены по импортным закупкам упали на 19%. В известной степени сокращению импорта способствовало развитие процессов импортозамещения.
Вместе с тем, несмотря на преобладание понижательных тенденций в динамике импорта, с сентября 1999 г. наблюдалось некоторое увеличение его стоимостных объемов, что объясняется, в первую очередь, постепенным восстановлением потребительского и инвестиционного платежеспособного спроса.
Наряду с развитием внешнеторгового комплекса страны правительством особое внимание уделялось либерализации инвестиционного режима в России, созданию благоприятной инвестиционной среды, привлекательной как для отечественного, так и для иностранного капитала.
В соответствии с действующим инвестиционным законодательством иностранные предприниматели имеют возможность осуществлять свою деятельность на условиях национального режима.
В ряде случаев инвесторам предоставляются даже лучшие условия, чем национальным. Так, при создании предприятия не взимаются таможенные пошлины на имущество, ввозимое на территорию России в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.
Для предприятий с иностранными инвестициями в первые четыре года работы установлен льготный налоговый режим.
Иностранным инвесторам гарантируется репатриация прибыли. Российское земельное законодательство не содержит различий в порядке приобретения и пользования приватизированными участками земли для российских и иностранных инвесторов.
Емкость российского рынка, объем природных ресурсов, имеющийся производственный потенциал в условиях ограниченности в настоящее время собственных средств создают взаимную заинтересованность и открывают значительные возможности для осуществления капиталовложений в российскую экономику.
Стратегическое направление внешнеэкономической политики
Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой
научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно- сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенном этапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.
В этой связи для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей:
- повышение конкурентоспособности российской экономики;
- сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг; обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений; проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;
- сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.
Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) позволит более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках. Сейчас Россия пока находится вне рамок действия согласованного «кодекса поведения» участников мирового внешнеэкономического обмена и не может использовать механизм разрешения споров в рамках ВТО в случаях дискриминации торговых интересов российских производителей. Сегодня это наиболее ярко проявляется применительно к российской сталелитейной и химической продукции.
В настоящее время в основном уже завершен так называемый «информационный этап» этого процесса. Начаты консультации и переговоры на двустороннем и многостороннем уровнях по выработке конкретных условий принятия России в ВТО. В ходе этих переговоров имеется в виду добиться обеспечения таких условий членства России в этой международной организации, которые способствовали бы улучшению торгово-политического режима в целом, учитывали бы интересы российских производителей и экспортеров, а также интересы стран - членов ВТО в плане условий доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5