Однако веяния времени несут необходимость обновления летного парка. Поэтому в прошлом году он пополнился двумя лайнерами Боинг-737, на подготовку шести экипажей, для которых авиакомпания затратила тогда 90 тысяч долларов. Но движение продолжается. «Эйр Казахстан» приобрел аэробус А-310. Этот наиболее популярный сейчас в мире тип самолета – плод инженерной мысли западноевропейского промышленного консорциума «Эрбас Индастри», в которую входят такие крупнейшие авиационно - космические фирмы, как «Аэроспасьяль» (Франция), «Даймлер – Бенц Аэроспейс Эрбас» (Германия), «Бритиш Аэроспейс» (Великобритания) и CASA (Испания).
ЗАО «Эйр Казахстан» создано постановлением Правительства Республики Казахстан № 1030 от 20.08.1996 года «О мерах по экономической стабилизации гражданской авиации Республики Казахстан» в целях экономического оздоровления и приоритетного развития гражданской авиации, создания конкурентоспособного национального перевозчика, представляющего интересы Республики Казахстан на международном рынке. Уставный фонд общества был образован путем внесения части государственного имущества, ранее находившегося на правах пользования у НААК «Казахстан Ауе Жолы».
В соответствии с Мировым соглашением между ЗАО «Эйр Казахстан Групп», ОАО «Казкоммерцбанк» и ЗАО «Эйр Казахстан» одобренным постановлением Правительства Республики Казахстан № 1581 от 23.10.2000 года 50% акций ЗАО «Эйр Казахстан» передано в собственность ОАО «Казкоммерцбанк», оставшаяся часть акций (50%) находится в собственности государства.
Демонстрируя готовность ЗАО «Эйр Казахстан» в полномасштабном участии в глобальной авиационной системе, в 1997 году ЗАО «Эйр Казахстан» зарегистрировалось в Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization - ИКАО) под кодами KZK, а в 1998 году вступило в Международную ассоциацию воздушного транспорта (International Air Transport Association - ИАТА), где было зарегистрировано с кодами 9Y и 452.
ЗАО «Эйр Казахстан» является активным членом Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) и участником ее Конференций по координации тарифов и расписания, членом Клиринговой Палаты ИАТА. Авиакомпания вступила в члены МИТА (Многостороннее Интерлайн Соглашение), в рамках которого заключила соглашения о признании перевозочной документации с более чем 40 ведущими авиакомпаниями мира, одновременно заключив ряд специальных прорейтовых соглашений.
В течение 1998-2000 годов в ЗАО «Эйр Казахстан» с целью оптимизации была проделана определенная работа по разработке и принятию единой тарифной сетки, поэтапному сокращению штатов авиакомпании, развитию системы оплаты труда.
Схема организационного построения компании представлена на рисунке 1.
Президент
Вице-президент по коммерции и маркетингу
Вице-президент по производству
Вице-президент по правовым и административным вопросам
Вице-президент по финансам
Финансовое управление Летный отряд
Бухгалтерия Юридический отдел Коммерческое
Отдел бюджетного планирования
Отдел экономического анализа и производственного учета
ЦВР
Управление обеспечения
авиаперевозок и
обслуживания на борту
Рис.1. Организационная структура ЗАО “Эйр Казахстан”
Центр Взаиморасчетов (ЦВР)- обеспечивает контроль продажи авиаперевозок авиакомпании, своевременности и полноты получения выручки, учета доходов и расходов, связанных с авиаперевозками, ведет взаиморасчеты с партнерами по авиа бизнесу.
· Осуществляет учет и контроль финансовой деятельности Представительств Авиакомпании;
· Ведет учет движения и остатков бланков строгой отчетности (БСО) в подразделениях Авиакомпании, представительствах и независимых фирмах;
· Проводит обработку полетной и расчетно – финансовой документации.
Сотрудники отдел бюджетного планирования:
· осуществляют технологию планирования, учета и анализа финансовых результатов;
· определяют стратегию развития предприятия в целом и отдельных его подразделениях;
· моделируют бизнес-процессы.
Основными задачами отдела является:
· разработка бюджетных технологий, бюджетных программ; Формирование бюджета компании, всех структурных подразделений;
· анализ фактического и планируемого бюджета;
· контроль исполнения бюджета; Выработка рекомендаций;
· создание бизнес модели;
· формирование плана по доходам;
· расчет финансовых показателей (фин. устойчивость, платежеспособность, рентабельность, деловая активность, прибыльность);
· формирование экономического мышления руководителей всех структурных подразделений посредством бюджетирования;
Цели отдела «Управленческий и производственный учет» сводятся к следующим;
1. Определение методики учетной политики совместно с бухгалтерией, формирующей себестоимость;
2. 2.Анализ экономической эффективности деятельности авиакомпании и ее структурных подразделений;
3. Анализ производственных затрат и определение способов их минимизации;
4. Учет и анализ финансовых результатов при выполнении долгосрочных планов;
5. Анализ и учет курсовых разниц и дисконтирования денежных потоков;
6. Анализ и использования чистой прибыли;
7. Планирования и контроль уровня запасов.
А функции отдела включают:
· составление правительственных отчетов авиакомпании;
· предоставление информации по управленческому и производственному анализу руководству и структурных подразделений авиакомпании;
· расчет основных нормативных показателей экономической эффективности.
Отдел труда и заработной платы - занимается составлением штатного расписания авиакомпании, составлением статистических отчетов, установлением должностных окладов.
Коммерческое управление осуществляют следующие отделы:
Отдел расписания - составляет расписание движения воздушных сил.
Отдел организации авиакомпаний – составление и заключение договоров на аэропортовое обслуживание, аэронавигацию, наземное и техническое обслуживание.
Управление по организации полетов и движения воздушных сил- поддерживают связь с бортом на протяжении всего полета и сопровождают до места стоянки.
Управление материально – технического обеспечения и наземного обслуживания – занимается материально техническим снабжением для обслуживания и ремонта АТ, а также снабжением спец.одежды летного состава, бумагой и канцелярскими товарами и др. Осуществляет текущий ремонт воздушных судов, следит за состоянием ВС.
Управление сервиса на борту- занимается подготовкой борт/проводников, заключением договоров на бортовое питание.
Управление по летной эксплуатации – к нему относится летный отряд (командиры ВС, штурманы, 2-е пилоты, борт/инженера и борт /механики), занимается оформление заданий на полет.
Юридическое управление –рассматривает претензии и иски как внутри авиакомпании, так и направленные в адрес авиакомпании, занимается правовым обеспечением деятельности авиакомпании.
Хозяйственная служба - занимается капитальным и текущим ремонтом зданий и сооружений (склады, доки и др.). Осуществляет контроль за средствами индивидуальной защиты, хозяйственного инвентаря и т.д.
Управление по работе с персоналом осуществляется через следующие подразделения;
Отдел кадров- осуществляет контроль за правильностью оформления документов при приеме на работу и следит за соблюдение выполнения трудового кодекса.
Отдел охраны труда – проводит инструктаж и обучение по техники безопасности при поступлении на работу, инструктаж на рабочем месте (плановый и внеплановый), следит за содержанием запасных выходов и пожарного оборудования.
Метрологическая служба – проводит проверку приборов, находящихся непосредственно на ВС.
Итоги деятельности ЗАО «Эйр Казахстан» по оперативным данным свидетельствуют об улучшении финансового состояния в отчетном периоде. Этому способствовало проведение ряда организационных мероприятий в сфере производственной и финансовой деятельности. По итогам работы за 12 месяцев 2001 года прибыль составила 1171,4 млн.тенге ($7,8 млн.). По итогам прошлого года компания имела убытки в размере - 3792 млн.тг ($26,7 млн.). Все предпринятые компанией меры позволили обеспечить выполнение обязательств перед бюджетом по налоговым платежам. Всего за отчетный период в бюджет перечислено налогов в размере 514,0 млн. тт ($3,4 млн.).
Таблица 3
Динамика изменения штатных единиц
01.01.98 г.
01.01.99 г.
01.01.00 г.
01.01.01 г.
Количество штатных единиц
3 259
2 625
2 158
1 430
Доля ФОТ в общих расходах
12,7%
9,6%
5,5%
3,6%
По состоянию на 01.10.2001 года на балансе ЗАО «Эйр Казахстан» сумма основных фондов составляет:
Таблица 4
Стоимость основных фондов ЗАО Эйр Казахстан на 2001
Наименование
Тыс. тенге
%
Здания и сооружения
655 149
5,4%
Машины, оборудование, передаточные устройства
147 637
1,2%
Спец. Транспорт
114 878
1,0%
Воздушные суда
10 377 413
86,0%
Двигатели
681 864
5,6%
Прочие
92 679
0,8%
Всего
12 069 620
100%
Как видно из данной таблицы 4, основная доля основных фондов ЗАО «Эйр Казахстан» приходится на «воздушные суда» – 86%.
В 2001 году ЗАО «Эйр Казахстан» эксплуатировало 32 направления. Полеты выполнялись в следующие страны ближнего и дальнего зарубежья: Китай, Германию, Венгрию, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд, Южную Корею, Израиль, Индию, Россию, Азербайджан. В 2001 году выполнено 2 830 регулярных рейса, из них 58% по Республике Казахстан, 18% – страны СНГ, 23% – страны дальнего зарубежья.
Кадровый потенциал, труд и заработная плата.
Производственные и социальные отношения между работодателем и трудовым коллективом ЗАО “Эйр Казахстан” регулируется коллективным договором.
Трудовые отношения между работодателем и работником регулируются индивидуальным трудовым договором, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации, должности с исполнением актов работодателя, работодатель обязуется своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату и иные выплаты в соответствии с действующими в ЗАО “Эйр Казахстан” Положениями, актами работодателя, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде и коллективным договором.
При найме, на работников заключается индивидуальный договор в письменной форме. В индивидуальном трудовом договоре предусматривается различные доплаты и надбавки за профессиональное мастерство и высокую квалификацию, за классность и высокую степень. Также оговаривается продолжительность ежегодного отпуска.
Уровень заработной платы работников Общества определяется структурными составляющими заработной платы: должностным окладом (месячной тарифной ставкой), системой премирования.
Составляющими элементами дополнительной заработной платы является также доплаты и надбавки к должностным окладам, прочие виды выплат.
Заработная плата бывает: повременная, сдельная.
Кадровый состав авиакомпании может быть охарактеризован.
Таблица 5
Текучесть кадров за 1998/1999 составила: 11% 13,3%
- всего уволено по собственному желанию 184чел. 215чел.
- всего уволено по нарушению
трудовой дисциплины 33чел. 35чел.
- всего работающих женщин 808 900
Всего работает по основным специальностям
- КВС ВС 230чел. 200чел
- Борт/механики 165чел 150чел
- Борт/ проводники 300 чел 250чел
- Борт/инженера 165чел 150чел
- Инженера по обслуживанию ВС 150чел 100чел
- Авиатехники 200чел 130чел
Проведенные компанией в 2001 году меры, направленные на оптимизацию действующего расписания полетов ВС, ликвидация неэффективных направлений и увеличение частоты рейсов на прибыльных направлениях, позволило обеспечить устойчивое изменение основных производственных показателей в положительную сторону.
В 2001 году компания обеспечила увеличение регулярного годового налета (23322 часов), по сравнению с прошлым годом (22732 часа) на 1,5%. При этом увеличение налета произошло несмотря на количественное сокращение общего парка ВС, задействованных в расписании 2001 года по сравнению с 2000 годом (на 3 единицы), что характеризует увеличение интенсивности и эффективного использования действующего парка ВС, что положительным образом сказалось на средней пассажирской загрузке самолетов - 55% против 52% в 2001 и 2000 годах соответственно.
Таблица 6.
Динамика изменения налета часов.
Период
2000 год
2001 год
Налет, час.
22732
23322
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7