Рефераты. Экономика гуманизма в России






 

 

2.2. Федеральная оценка базовых условий

наблюдаемого роста качества экономики

Российской Федерации

в контексте экономических возможностей обеспечить

гуманистическую направленность государства


Председатель правительства Российской Федерации Михаил Фрадков подписал постановление «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I и II кварталы 2004 г.». Величина прожиточного минимума в целом по России установлена в размере 2293 рублей за первый квартал и 2363 рублей за второй. Прожиточный минимум установлен по представлению Министерства здравоохранения и социального развития РФ. По сравнению со I кварталом 2004 года прожиточный минимум во II квартале увеличен на 70 руб., или на 3%. На I квартал текущего года для трудоспособного населения прожиточный минимум установлен на уровне 2502 руб., для пенсионеров - 1747 руб., для детей - 2259 руб., на II квартал - 2588 руб., 1793 руб. и 2313 руб. соответственно. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составит в 2004г. 17,5% от общей численности населения РФ, в 2005г. - 14,5%, в 2006г. - 12,5%, в 2007г. - 10,5%. Вместе с тем, реальные располагаемые доходы населения вырастут в 2004г. по отношению к предыдущему году на 9,4%, в 2005г. - на 9%, в 2006г. - на 8,1%, в 2007г. - на 8,3%. В то же время правительство постановило, что с 1 января 2005г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет установлен в размере 720 рублей. Кроме того, в 2005г. на 250 рублей увеличится пенсия по старости: на конец года она в среднем составит 2 тыс. 467 руб., и средний размер пенсии по стране будет на 5-6% превышать прожиточный минимум. В целом пенсии граждан увеличатся в 2005г. на 12%.

По нашему мнению, ситуация с уровнем денежного обеспечения государственным бюджетом уровня жизни граждан России вполне оправданная и объективно обусловленная тактическая линия, отражающая, во-первых, общемировые тенденции наступления глобализации, во-вторых, непреодолимость (для современных ресурсов безопасности страны) фактора массового изъятия мигрантами реальных денежных доходов, располагаемых гражданами России.

Следовательно, экономика гуманизма в Федеральном масштабе для Российской Федерации, пока не возможна.

У России есть все основания считаться одним из главных двигателей экономики соседних стран.

В прошлом году нефинансовые организации вывезли из России $12 млрд. Большую часть этой суммы составили денежные переводы рабочих-мигрантов. Об этом заявил в ходе встречи глав финансовых ведомств стран "большой семерки", прошедшей недавно во Флориде, министр финансов России А.Кудрин. Сумма таких переводов из России, например, в Грузию составляет 25% ВВП этой страны. У Молдавии этот показатель еще выше - 30%.

По неофициальным оценкам, в России нелегально живет примерно 5 млн. иностранцев, больше половины которых приехали из стран СНГ и Балтии, остальные - из дальнего зарубежья, прежде всего из Юго-Восточной Азии. Почти все они (около 90%) работают на российских предприятиях. Как показало исследование Международной организации по миграции, проведенное в 2001-2002 годах, только российская китайская община насчитывает примерно 400 тыс. человек.

 К сожалению, бизнес часто эгоистичен и недальновиден. Рабочие руки нужны здесь и сейчас, сегодня, сию минуту — и заплатить за них хочется поменьше. Беда настает, когда политика идет вслед за экономикой — не только поощряя въезд малоквалифицированных работников, но и обращаясь с ними так же, как подмосковный прораб с нелегальными иммигрантами из бывшей советской Средней Азии.

Филипп Мэйсон начинает свою книгу «Структуры доминирования» замечательной историей. Африканский царек, показывая британскому офицеру свое ружье, выстрелил с веранды, где они сидели, прямо в идущего мимо мужчину. «Боже! — воскликнул британец. — Вы убили человека!» «Это не человек, — объяснил тот. — Это слуга». Мы не знаем, принадлежал ли несчастный слуга, ставший живой мишенью, к тому же племени, что и сам царек. Но вот Леваника, король Баротце (на территории нынешней Замбии), оправдывал перед белым миссионером свои набеги на соседние племена тем, что они, в сущности, не люди. Дегуманизация — главный инструмент цивилизационного отторжения.

Иммигранты — как любые чужаки — дегуманизированы в глазах большинства коренных жителей.

Их воспринимают не как полноправных граждан и, разумеется, не как ближних в христианском смысле слова, а как средство производства или источник повышенной опасности (часто и то, и другое одновременно).

В Москве названия одних этносов стали синонимами дешевой, безотказной и практически бесправной рабочей силы, названия других — синонимами неправедно нажитого богатства.

Названия третьих обозначают угрозу жизни и собственности местных жителей.

Все это не только не способствует складыванию общероссийской гражданской нации, но и дает все новые и новые импульсы для этнизации политической жизни и дегуманизации отношений по всем социальным азимутам. Потому что, перефразируя известный тезис, не может быть гуманным народ, дегуманизирующий другие народы.

Иммиграция — уже сложившаяся данность. Не может быть и речи о том, чтобы ее отныне и навсегда запретить, иммигрантов в течение года интегрировать, а не согласных или не сумевших интегрироваться — депортировать. Равно непродуктивной представляется отмена всех квот и ограничений. От проблем, которые несет с собой иммиграция, нельзя укрыться за риторикой — либеральной или националистической. Главной задачей является обеспечение законных прав иммигрантов — в этом, в конечном итоге, гарантия их лояльности и дальнейшей интеграции.

Рубежи цивилизаций, проходящие по нашим городам, в обозримом будущем сохранятся. Национальная перспектива любой европейской страны, включая Россию, будет определяться тем, как она выстроит свою иммиграционную политику и отношения с уже сложившимися иноцивилизационными общинами. (См. оригинальный адрес документа - Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа /#"#">islamUA.net — Ислам для всех/

Глобализация и религия

Впервые идею единства человечества провозгласила именно религия. Тем не менее, по мере того, как глобализация ведет человечество к определенной модели взаимозависимого мира, религиозное мировоззрение едва ли не полностью предано забвению.

Религиозные представления о единстве человечества имеют мало общего с глобализацией. Мотивы и цели глобализации основываются на процессе, в ходе которого капиталы, товары, услуги и рабочая сила пересекают национальные границы, приобретая транснациональный характер. Сопровождающий их поток ценностей, представлений и предпочтений способствует изменению образа мира, который, в конечном счете, будет представлять собой единую глобальную систему и единый мировой союз.

Глобализация

Глобализация приводит к полной экономической либерализации, т.е. открывает двери крупному бизнесу. На передний план выходят транснациональные корпорации, правительства же создают климат, максимально благоприятный для развития бизнеса. Региональные объединения, такие как АТЭС (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество), ГАТТ (Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле) и ВТО призваны служить именно этой цели.

Связь между крупным бизнесом, правительствами, региональными и международными организациями в формировании среды в условиях глобализации не случайна. Свои исторические корни она берет в колонизации, поэтому ее основная сила находится на Западе.

Однако было бы неправильным называть глобализацию сегодня повторением опыта западного колониализма. Одним из центров силы данного процесса является Япония. Другие центры развиваются в Северо-восточной и Юго-восточной Азии. Иными словами глобализация не является процессом перетекания капиталов, товаров и идей из каких-то одних центров в остальной мир. Хотя определенные центры управления находятся на Западе, имеет место обратный поток, в том числе и на многих других уровнях.

Этому сложному процессу следует дать оценку с точки зрения религии.

Позитивные аспекты глобализации

1.                 Прямые иностранные инвестиции посредством создания рабочих мест и увеличения доходов способствовали уменьшению бедности.

2.                 Рост торговли и иностранные инвестиции ускорили социальные преобразования и укрепили средний класс.

3.                 Новые коммуникационные и информационные технологии способствовали ускоренному распространению информации во многих областях науки.

4.                 Связь стала доступней и дешевле. Снизились расходы на телефонную связь и передвижение.

5.                 Все это помогает людям из разных стран лучше понимать друг друга. Общества, хоть и неоднородные по своему составу, могут сотрудничать в значительно большей мере теперь, когда имеется больше возможностей для нахождения взаимопонимания.

6.                 Глобализация делает возможным проявление сочувствия и оказание помощи друг другу, к примеру, в моменты бедствий - стихийных или рукотворных.

7.                 Такие вопросы, как права человека и общественная ответственность вышли на передний план.

8.                 Теперь, когда защите прав женщин отведено одно из основных мест, проблемам, с которыми сталкиваются многие из них, уделяется особое внимание.

9.                 Все эти изменения идут в русле вероучений.

Негативные аспекты глобализации

1.                 Экологическая деградация вследствие неограниченной промышленной деятельности транснациональных корпораций, единственная цель которых - умножение прибылей.

2.                 Наряду с достижением определенного уровня уменьшения бедности, во многих регионах сформировались новые значительные экономические диспропорции.

3.                 Обеспечение основными предметами первой необходимости, необходимыми человеку для поддержания жизни, отложено в сторону, приоритет же отдан обеспечению прибылей. На Юге многие страны были заняты созданием режима благоприятствования для иностранных инвестиций в различных отраслях промышленности, приносящих доход иностранным рынкам, забыв об основных потребностях собственного населения.

4.                 Глобализация способствует устранению контроля государств за международными финансовыми потоками. Внезапные перетекания капитала из одной страны в другую обусловили обрушение ряда валют, в частности в Юго-Восточной Азии.

5.                 Технологический прогресс, усугубленный вывозом капитала в регионы на юге с низкими затратами на производство, вызвал рост безработицы на севере - явление, столь унизительное для человеческого достоинства.

6.                 Глобализация популяризировала культуру потребительства. Потребительство дало рождение материализму, в рамках которого люди придают большее значение тому, что имеют, чем основополагающим человеческим ценностям.

7.                 Глобальное потребительство формирует универсальную мировую культуру, в результате местная культура стран Юга вытесняется западной.

8.                 В системах официального образования предпочтение отдается техническим и управленческим навыкам и умениям в соответствии с требованиями рынка, вместе с тем игнорируются традиционные академические дисциплины.

9.                 Несмотря на то, что бум информационных технологий вызвал рост информации, значительная ее часть бесполезна и бессмысленна.

10.             Двойные стандарты существуют в аспекте защиты прав человека в современном мире, где они являются инструментом внешней политики правительств Запада лишь тогда, когда это им выгодно.

11.             Глобализация интернационализировала преступность.

12.             Как и в случае с ростом преступности, распространение болезней также происходит гораздо более стремительно, что затрудняет контроль за данными процессами.

Вызов

Анализируя обе стороны глобализации, мы обнаруживаем, что в действительности единственный ее положительный результат - это побочный продукт.

Подлинный мотив, каковым является максимизация прибыли, ответственен за ее болезни. Глобализация вполне может быть одним из самых серьезных вызовов целостности человеческой цивилизации за всю историю.

Стратегия

Как следует рассматривать этот вызов?

Так как глобализация несет определенные положительные элементы для религии и культуры, важно не отвергать ее полностью. Этические и моральные правила должны учитываться при ведении экономической деятельности, как в краткосрочной, так и долгосрочной стратегии. Рынок должен регулироваться этическими принципами.

Вызов интеллектуалам,например, ислама и других религий заключается в разработке нравственной и экономически обоснованной политики, встроенной в процесс глобализации в гармонии с религией.

Долговременная стратегия

Экономическое измерение глобализации не единственный фактор, требующий переосмысления.

Культура должна основываться на универсальных моральных ценностях, в соответствии с которыми сильная этика самообладания в рамках одной культуры применяется для предотвращения господства другой культуры.

Интернационализация этических ценностей в сознании, как личности, так и общества, является единственной реальной надеждой для человечества. Эффективная цензура всей информации, распространяемой через интернет, спутниковые средства связи и т.д. едва ли возможна. Человек, который выводит систему ценностей из религии, будет руководствоваться, прежде всего, освященными веками принципами того, что есть добро, а что есть зло.

Для того чтобы выносить решения, основываясь на Божественной этике, необходимо глубоко ощущать свою связь с Богом. Общество, ощущающее свою связь с Богом, противостоит несправедливости, - люди поступают так из глубокого осознания своего места, как представителей Бога на земле. Именно они являют собой наилучшее противоядие от пагубных последствий глобализации.

Религия

Возникновение подобного общества требует подлинных преобразований. Борьбу придется вести в течение длительного времени, начинать, тем не менее, следует с нашей собственной религии. Справедливость, любовь и сострадание, которые присутствуют во всех религиях, должны утверждать добродетель в большей мере, чем формальную сторону, ритуалы и символику.

На благо религии некоторые аспекты глобализации облегчили распространение универсального послания веры. Впервые в истории у нас есть возможность передать всему человечеству универсальную сущность каждой из наших религий. Почему бы вместо того, чтобы позволять недалеким фанатикам монополизировать телеэфир, людям с широким кругозором не излагать свои доводы через всемирную информационную инфраструктуру?

Общества становятся менее однородными и более мультирелигиозными. Общественная реальность вынуждает нас освободиться от наших предрассудков и выработать универсальный курс, более примирительный по отношению к другим.

Возможно, это и есть путь, который нации должны избрать для построения мирового сообщества, основанного на общей всем нам человечности, - сообщества, к которому глобализация никогда не сумеет привести. Может быть, мы поймем, таким образом, лучше слова прославленного мистика Джалауддина ар-Руми: "Светильники - разные, но свет один и тот же".  (Чандра Музаффар /IslamOnline.net)




5. ПРИЛОЖЕНИЕ: Итоги Международного исследовательского проекта "Социальное неравенство этнических групп и проблемы интеграции в Российской Федерации".

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Автор проекта и ответственный редактор
Л.М. Дробижева

Москва, Academia, 2002.


Некоторые социально-культурные характеристики горожан Татарстана, Башкортостана, Саха (Якутии), Оренбургской области и оценка ими межнациональных отношений, % от ответивших (стр. 84)

Социально-культурные характеристики и оценка межнациональных отношений

Татарстан

Башкортостан

Саха (Якутия)

Оренбург-ская область

Тата-ры

Рус-ские

Баш-киры

Рус-ские

Тата-ры

Яку-ты

Рус-ские

Рус-ские

Тата-ры

Доля специалистов высокой квалификации, руководителей высшего и среднего звена. представителей крупного и среднего бизнеса

29

24

32

30

35

49

20

26

22

Отношение доли людей с высшим образованием к доле специалистов и руководителей высшего звена

109

102

114

89

101

122

112

137

185

Доля перешедших из низших страт в высшую

17

11

14

10

18

19

11

9

8

Доля положительных оценок межнациональных отношений в республике (области)

75

59

72

76

73

52

43

70

84

Оценка городским населением Татарстана, Башкортостана, Саха (Якутии) и Оренбургской области своего положения на "лестнице" власти, богатства и престижа, медианные значения оценок (стр. 138)

Этнические группы

Положение на шкале власти

Положение на шкале богатства

Положение на шкале престижа

Татары Татарстана

1,73

3,05

2,94

Русские Татарстана

1,84

2,78

2,82

Башкиры Башкортостана

2,29

2,92

3,02

Русские Башкортостана

1,41

2,68

2,69

Татары Башкортостана

2,09

2,93

2,99

Якуты Саха (Якутии)

2,53

3,1

3,35

Русские Саха (Якутии)

2,1

2,93

3,22

Русские Оренбургской обл.

1,79

2,4

2,38

Татары Оренбургской обл.

1,39

2,17

2,14

Ранговый ряд выраженности ценностно-трудовых установок экономического сознания этнических групп Саха (Якутии), Татарстана, Оренбургской области. На основе пословиц, % выразивших согласие (стр. 231)

Вера в возможность праведных экономических достижений

Пессимистическое, непроизводительное отношение к труду

Этическое осуждение богатства

(«Кто правдой живет, тот добро наживет»)

(«От работы не будешь богат, а будешь горбат»)

(«Богатому черти деньги куют»)

81,4 – якуты/село Якутия

75,9 – русские/село Якутия

67,7 - русские/село Татарстан

64,5 – русские/село Татарстан

65,0 – русские/село Татарстан

65,5 - русские/город Татарстан

60,0 – якуты/город Якутия

61,2 - русские/город Якутия

64,8 - русские/город Якутия

57,9 – татары/село Татарстан

56,4 - русские/город Татарстан

63,7 - татары/город Оренбуржье

47,5 – татары/город Татарстан

56,4 - татары/город Оренбуржье

59,5 - татары/город Татарстан

45,7 – русские/город Якутия

54,5 - татары/город Татарстан

58,1 - – русские/село Оренбуржье

45,6 - русские/город Татарстан

51,6 - русские/село Оренбуржье

56,8 - якуты/город Якутия

41,4 - татары/город Оренбуржье

48,2 - татары/село Татарстан

55,8 - русские/город Оренбуржье

39,7 – русские/село Якутия

43,7 - татары/село Оренбуржье

54,3 - татары/село Оренбуржье

36,4 – татары/село Оренбуржье

40,4 - русские/город Оренбуржье

52,6 - русские/село Якутия

35,1 – русские/село Оренбуржье

33,0 - якуты/город Якутия

50,1 - якуты/село Якутия

30,1 - русские/город Оренбуржье

30,5 - якуты/село Якутия

31,0 - татары/село Татарстан

Примечание: Верхняя тройка значений каждого рангового ряда демонстрирует наибольшую выраженность исследуемых нами установок, а нижняя тройка - наименьшую.

Мнения мужчин и женщин Татарстана, Башкортостан, Саха (Якутии) и Оренбургской области о предпочтительном виде занятий для женщин, в % от всех опрошенных (стр. 277)

Предпочтительный вариант занятий для женщин

Татары Татарстана

Башкиры Башкортостана

Якуты Саха (Якутии)

Русские Оренбургской обл.

Муж-чины

Жен-щины

Муж-чины

Жен-щины

Муж-чины

Жен-щины

Муж-чины

Жен-щины

Работа

35

39

31

31

44

40

25

36

Домашнее хозяйство

41

42

41

35

20

30

47

26

Этнический состав социальных слоев в самооценках горожан Татарстана, Башкортостана, Саха (Якутии) и Оренбургской области, в % от всех ответивших
(стр. 442)

Социальные слои

Татарстан

Башкортостан

Саха (Якутия)

Оренбург-ская обл.

Тата-ры

Рус-ские

Баш-киры

Рус-ские

Тата-ры

Яку-ты

Рус-ские

Рус-ские

Тата-ры

Высший

0,3

0,9

0,7

0,9

0,7

0,5

1,1

2,1

0,5

Средний

70,4

57,6

75,1

58,8

75,7

72,1

64,8

52,4

49,5

Низший

23,3

41,5

24,2

40,3

23,6

27,4

34,1

45,5

50

 

Авторы Проекта отвечают на следующие вопросы, актуальные для поликультурного общества:

- Насколько обоснованны представления об этническом неравенстве и об этнокультурных препятствиях на пути трансформационных процессов в России?

- Почему ситуация отбора на рынке труда, неизбежная в условиях социально-экономической конкуренции, воспринимается в общественном сознании как проявление неравенства и каковы реальные различия в распределении богатства, престижа, власти в этнических группах?

-  Насколько влияет этничность на положение людей в стратификационной иерархии современного российского общества?

- Каковы перспективы общероссийской гражданской интеграции?






[1] Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. Пер. с англ. М.: Экономика. 1995, с. 103.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.