Рефераты. Экономическая теория






Смысл равновесия: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не имеет тенденции к изменению.

Закон рыночного равновесия: фактор цены на данный товар в ситуации рын.равновесия не ведет к его нарушению, т.к. избыток предложения и дефицит равны нулю. Стабильное равновесие - состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена - цена равновесия, образованная на конкурентном рынке.

Таким образом на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствющая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.


32. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ И ФУНКЦИИ.

Слово конкуренция в переводе с латинского означает столкновение, состязание. В переводе на экономический язык конкуренция-это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку, т.е. это соперничество между людьми, фирмами, организациями территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Предмет конкуренции- товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.

Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

В зависимости от социально-экономических отношений, сложившейся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы и виды конкуренции. В хозяйствах, основанных на частной собственности, развиваются несколько основных видов конкуренции:

·      простых товаропроизводителей;

·      единоличных капиталов:

·      монополий:

·      национальных капиталов;

·      интернациональных капиталов.

Для бывших соц. стран с развитыми рыночными отношениями характерны такие виды:

между индивидуальными изготовителями товаров:

между крупными товаропроизводителями (государственными и коллективными предприятиями, акционерными обществами, стремящимися получить побольше прибыли;

между региональными экономическими образованиями;

между предприятиями СНГ;

с иностранным капиталом. Конкуренция в сфере маркетинга бывает -нескольких видов:

функциональная конкуренция (товары, с помощью которых можно удовлетворить потребность, выступают конкурентными друг другу;

видовая конкуренция(результат того .что имеются товары обслуживающие одну и ту же потребность, но различающиеся между собой по каким то существенным характеристикам:

предметная конкуренция (возникает по тому. что производители создают одинаковые товары, различающиеся только качеством, а нередко одинаковые по качеству). Функции:

выявление и установление рыночной стоимости товара:

выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда:

регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

33. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ. РАЗНОВИДНОСТИ МОНОПОЛИЙ

1. Монополизм нашей экономики имеет исторические корни. 0сновы монопольной структуры в сфере производства и обращения были сформулированы до 1917 года. Монополизация рынка осуществляется предпринимательскими монополиями. Под предпринимательской монополией понимается предприятие, концентрирующее такую долю совокупного предложения на соответствующем рынке, которая позволяет ему, манипулируя объемом продаж, влиять на Формирование рыночных цен. Чем выше доля предпринимательских монополий на том или ином рынке и чем выше доля на этом рынке каждой из них, тем соответственно выше степень его монополизации, тем менее конкурентным является данный рынок. Как правило, в странах, экономика которых длительное время развивалась в рамках плановой системы, степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Это связано прежде всего с различиями путей формирования предпринимательских монополий. В рыночном хозяйстве монополистические объединения формировались "снизу"; они являются следствием развития конкуренции, приводящей к росту концентрации и централизации производства и капитала. Государственные органы опираясь на антимонопольное законодательство, пытались препятствовать значительному повышению степени монополизации. В плановой экономике монопол.-ие структуры формировались "сверху"'. Государственные органы не только не препятствовали, а, наоборот, активно способствовали повышению степени монополизации хозяйства. Известно, что эффективность жесткого централизованного управления, основанного на административных методах, снижается со значительным увеличением числа управленческих связей. Поэтому государственные министерства и ведомства, стремясь ограничить рост таких связей, пытались сконцентрировать производство каждого вида продукции в рамках мак­симально узкого круга предприятий, соединить в производственных объединениях производителей одинаковой и аналогичной продукции. В результате складывалась высокомонополизированная экономика. После принятия закона "О предприятиях в СССР" в 1987 г. монополизм " расцвел махровым цветом" и предприятия стали получать реальную экономическую самостоятельность, т.к. административное регулирование и централизованное планирование стали отходить в прошлое, а сами монополии при этом получили полную свободу. Всплеск проявлений монополизма произошел в 1992г., когда правительство России объявило со 2-го января переход на рыночные отношения.

Моно - один; монополия-господство на рынке. 1/3 рынка занимает 1 фирма-рынок монопольный, 60%-абсолютно монопол. рынок. Реестр антимонопол. комитета. Если >35%, то предприятие монополист.

2. РАЗНОВИДНОСТИ МОНОПОЛИЙ. Виды: абсолютная и чистая, Формы: естественная, техническая, экономическая, административная. Виды мон.объединений: ПУЛ, РИНГ, КАРТЕЛЬ, СИНДИКАТ, ТРЕСТ, КОНЦЕРН.

34.ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Традиционным субъектом государственного регулирования является деятельность так называемых естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение определенных товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне - систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т.п. Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов о регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике: государст­венные органы управления (общенациональные или региональные) опре­деляют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

35. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

В рамках антимонопольной политики можно выделить два основных направления: демонополизацию и регулирование деятельности пред­принимательских монополий. Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение роста) степени монополизации рынка. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает, во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции. Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” запрещает со­глашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. В том числе, запрещаются соглашения и согласованные действия. направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм и т.д. Положение фирм может быть приз­нано доминирующим, если доля на рынке товара превышает 35%. Этот критерий чрезмерно высок, что снижает действенность политики демонополизации.

Во-вторых, проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся предпринимательских монополий. Высокий уровень концентрации и специализации производства перестает быть экономически оправданным.

В-третьих, содействие конкуренции в монополизированных отраслях. Ее проведение заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий Других отраслей к производству монополизированных видов продукции, в поощрении импорта такой продукции. Средствами осуществления такой политики являются налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий. 2. Объектом регулирования является:

·      деятельность естественных монополий;

·      деятельность предпринимательских монополий;

·      ценовое регулирование по продукции предприятий монополистов.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий, поэтому государственные органы управления определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Регулирование деятельности предпринимательских монополий действующих на конкурентных рынках не заменяет, а защищает конкурентный рыночный механизм. Законодательство РФ запрещает действие предпринимательских монополий, занимающих доминирующее положение на рынке, направленные на ограничение конкуренции.

Также применяется ценовое регулирование по продукции предприятий монополистов. Посредством установления твердых фиксированных цен или так называемых предельных цен, когда предприятию установлен максимальный уровень, до которого оно может повышать цену.

Централизованное регулирование цен блокирует действие конкурентного ценового механизма, препятствует нормальной работе рынка, т.е. ценовое регулирование не следует использовать как универсальное средство антимонопольной политики.

Цели антимонопольной деятельности в нашей стране сформулируем кратко - насыщение рынка товарами и услугами .ликвидация дефицита:

·      развитие конкуренции и пресечение недобросовестной конкуренции и тем самым формирование рыночных отношений;

·      ограничение и пресечение деятельности сложившихся монополий и недопущение образования новых;

·      борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе с коррупцией;

·      поддержка новых, и прежде всего негосударственных экономических структур;

·      защита прав потребителей.

36.Издержки производства, их виды и структура

Понятие издержек основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Издержки со стороны фирмы - выплаты, которые фирма обязана сделать, или доходы, которые фирма должна обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Издержки бывают внутренние и внешние. Денежные доходы, которые фирма несет в пользу поставщиков сырья, топлива, энергию и др., называются внешними. Их называют также явными или бухгалтерскими издержками, потому что они отражаются в бухгалтерском учете предприятия и имеют форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Издержки на собственный ресурс (оборудование), называются внутренними или неявными. Статьи бухгалтерских издержек - это статьи затрат, образующих себестоимость продукции. Статьи следующие: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. Издержки производства зависят от цен необходимых ресурсов, от технологии, т.е. от количества ресурсов, необходимых для производства. Экономисты считают издержками все платежи - внутренние и внешние, необходимые для изготовления продукта (услуги). Постоянные издержки производства - такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Постоянные издержки связаны с функционированием производственного оборудования фирмы, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относится оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, отчисления на амортизацию, страховые взносы, зарплату. Переменные издержки - такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспорт, трудовые ресурсы. Прирост суммы переменных издержек, связанных с увеличением объема производства на одну единицу, не является постоянным. Общая сумма издержек - это сумма постоянных и переменных издержек при данном объеме производства. Она будет уменьшаться при увеличении объема производства и нарастать при уменьшении предельной производительности. Переменными издержками предприниматель может управлять, постоянные - находятся вне контроля фирмы. Средние издержки - издержки в расчете на единицу продукции. Они используются для формирования цены. Средние постоянные издержки определяются путем деления суммарных постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки определяются путем деления суммарных переменных издержек на кол-во произведенной продукции. Средние общие издержки можно рассчитать путем деления суммы общих издержек на кол-во продукции. Предельные издержки - дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Предельные издержки помогают определить предельную загруженность, выше которой производство не эффективно. С помощью предельных издержек можно определить минимальный эффективный размер предприятия.

Издержки обращения - затраты, связанные с доставкой продукции потребителю. Производительные - транспорт, хранение, подработка. Чистые - затраты, обусловленные сменой форм стоимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.