Рефераты.  Государственный и частный сектор экономики 
 
                 
• продолжение инвестиционного кризиса, причем снижение                  
капиталовложений более чем в 2 раза превысило сокращение                  
производства;
                 
• высокая инфляция, приостановить которую удалось лишь на                  
пятом году реформ и то ценой непредвиденного роста  задолженности предприятий и
неплатежей;
                 
• повторяющиеся провалы макроэкономических прогнозов о начале                  
стабилизации экономики.
                 
Все это привело к отказу от крайних проявлений либерализма и                   монетаризма.
В практическом плане предпринимался ряд мер                   государственного
регулирования, в том числе и  административного, по ограничению негативных
последствий  стихийного развития рыночных отношений, прежде всего там, где оно
сопровождалось усилением нестабильности и кризисных   тенденций. Возможности
осуществления подобных мер зависели не                   столько от
концептуальных соображений, сколько от размеров  средств, имевшихся у
правительства, и способности органов государственного управления выполнять
принимаемые решения. Эти меры касались усиления контроля за сбором налогов,  
денежными расчетами и платежами, ценообразованием на продукцию  естественных
монополий (энерго- и топливоснабжение,   транспортные тарифы на перевозки
грузов), внешнеэкономической  деятельностью (уменьшение льгот, возврат в страну
выручки от    экспорта), обеспечением устойчивости курса рубля и др.
                 
Уточнение программы реформ в части системы государственного                  
управления экономикой шло в двух направлениях: развитие   механизма и
инструментов текущего регулирования и увязка этих   инструментов с системой
перспективного управления, создание   которой после отказа от директивного
государственного     планирования особенно задержалось.
                 
Заключение. 
Частный
сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под     контролем
государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы,     принадлежащие
частному капиталу.   Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный,
финансовый и индивидуальный секторы экономики.  
Можно
выделить две группы причин, сдерживающих развитие                        
частного сектора экономики в современной России. Первая - это причины 
кардинального (общеэкономического) характера, заложенные      в экономической
политике государства,  вторая - локального (преимущественно организационного)
характера.
Государственный
сектор - государственные унитарные   предприятия (на правах хозяйственного
ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества
(открытые   акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей  50%
уставного капитала, а также открытые акционерные общества    с государственным
участием, в которых государство наделено     правом “золотой акции”.
В
смешанной экономике роль государственного                              
регулирования весьма велика.
Существующая
в настоящее время система                   государственного регулирования
носит переходный и   незавершенный характер. Ход реформ уже показал
невозможность  эффективного развития экономики в режиме автоматического    
саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен   инструментами,
компенсирующими его недостатки там, где он не                   срабатывает или
приводит к результатам, не отвечающим   интересам всего общества. Поэтому
дальнейшее развитие реформ    будет происходить путем определенных компромиссов
между либерализацией и восстановлением инструментов государственного
регулирования рынка и социальной сферы.
   
В заключение отметим, что реального перелома в тенденции                  
снижения государственных инвестиций в экономику до сих пор не                  
произошло. За последние годы доля затрат на финансирование                  
промышленности, энергетики и строительства в расходах  федерального бюджета
сократилась более чем в 4 раза. В то же  время для большинства госпредприятий
кредитные ресурсы    по-прежнему недоступны из-за высоких процентных
ставок,                   превышающих рентабельность вложений. Доля их
собственных                   средств, направляемых на развитие производства,
незначительна,     а стимулирующий потенциал косвенных регуляторов остается
ниже                   возможного. В этих условиях прямые инвестиции в
госсектор      должны сохранять свое значение, а бюджет развития в
ближайшей     перспективе может стать одним из основных инструментов, 
регулирующих восстановление инвестиционного процесса в его   рамках.
Прямое
участие государства в производстве необходимо и неизбежно, особенно в тех
сферах экономики, которые не могут быть подняты силами российского частного
капитала. Речь идет об обновлении производственной инфраструктуры отдельных
предприятий легкой и пищевой промышленности, способных выпускать недорогую
массовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом, остро необходима
государственная поддержка экспорта продукции обрабатывающей промышленности, но
на практике, сталкиваясь с нехваткой средств, государство продолжает довольно
бессистемно распылять ресурсы.
Исследуя
опыт зарубежных стран, Россия может много полезного почерпнуть из практики
проведения приватизации в развивающихся европейских странах, а правила и методы
руководства государственным сектором экономики – из опыта США, Японии, Франции,
Германии и других высокоразвитых экономически стран. Так, например, очень
быстрое по сравнению с Россией хозяйственное оживление в восточноевропейских
странах связано, по мнению многих российских авторов, с продвинутостью реформ.
В частности, в более развитых странах Восточной Европы прошла не формальная, а
подлинная приватизация, которая привела к возникновению слоя «эффективных
собственников», сложился «новый» частный сектор. Государство занимается не
столько текущим регулированием экономики, сколько регулированием институциональной
ситсемы, в т. ч. развитием рыночного законодательства и контролем за его
соблюдением.
Таким
образом, по мнению российских авторов, суть новой социально – экономической
стратегии и стержень концепции реформирования страны – в ее постепенном, поэтапном
движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с
современными характеристиками качества жизни людей, динамичной рыночной
экономикой при значительной роли государства в ее трансформации и
регулировании.
А
функции государства здесь будут следующими:
Ø    
Создание
общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для лиц,
действующих в рыночной экономике
Ø    
Прямое
государственное владение и управление основными элементами инфраструктуры
народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом,
экономическом и финансовом  отношении производствами;
Ø    
Разработка и
проведение активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных,
структурно – технологических программах путем полного или частичного их
финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и
других видов финансовой помощи частного сектору экономики.
 
Партнерские отношения между частным сектором и государством являются  
основополагающим элементом функционирования экономики стран. Эти  отношения
включают в себя широкий спектр видов деятельности и различных   действующих
лиц, что затрудняет четкое определение понятия партнерства.   Партнерские
отношения формируются в процессе объединения ресурсов, финансовых   средств и
знаний частного сектора и государством с целью: (а) снижения затрат;   (б)
обеспечения повышения качества услуг и (в) совершенствования механизма их  
предоставления. Деятельность, в рамках которой складываются партнерские  
отношения, сравнима с созданием некоего общественного блага, которое частный  
сектор либо не может, либо не желает создавать самостоятельно.
В
России данный механизм до конца еще не сформирован.
Список литературы. 
Законодательные акты 
1.     Г ражданский Кодекс Российской Федерации. 
2.     Европейская Хартия о местном самоуправлении. Страсбург, Совет Европы. Отдел изданий и документов, 1990. 
3.     Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий". 
4.     Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1994. 
5.     Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. 
6.     21 декабря 2001 года N 178-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
Учебники, учебные пособия 
7.     Г осударственное
регулирование рыночной экономики /под ред. Столярова М. И., МГУ – М.: Дело,
2001 – 279 с.
8.     Государственное
регулирование экономики: Учебное пособие для ВУЗов / под ред. Морозовой Т. Г. –
М.: ЮНИТИ, 2001 – 253 с.
9.     Ивашковский
С. Н. «Макроэкономика» - М.: Дело, 2000, 470 с.  
10. Орешин
В. П. «Государственное регулирование национальной экономики» Учебное пособие –
МГУ им. М. Ю. Ломоносова – М,: ИНФРА- М, 2000 – 122 с.
11.     Пикулькин А.В., Система государственного управления. Учебник. М.: Закон и право, 1997.
12. Шамхалов
Ф. И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия» Учебное пособие – М.:
Экономика, 200 – 381 с.
Монографии 
13. А ткинсон Эн.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. – М.: Аспект Пресс, 1995.
14. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.И. Основы управления муниципальным хозяйством. СПб.: Институт управления и экономки, 1996. 
15. Гневко В.А., Когут А.Е. Местное самоуправление: основы системного подхода. СПб.: Институт управления и экономики, 1996. 
16. Логуа
Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики                   России. - М.:
1994. - 272 с.
17. Лузин
С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и                       рыночных
методов экономического регулирования в условиях                        переходного
периода. - Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 1993. -    178 с.
18. Основы местной социально-экономической политики. Рекомендации по разработке и   практической рекомендации. Под ред. Когута А.Е. СПб.: РАН, 1995.
19. Стиглиц Дж.Э. Экономика государственного сектора. – М.: МГУ, 1997.
20. Хавина С.А. Основные тенденции развития  государственного регулирования экономики за рубежом и в   России. В сб. Государственное регулирование экономики:     мировой опыт и реформа в России (теория и практика)".   Институт экономики РАН. - М.: 1996, С. 16-55.
21. Широков А.И., Юркова С.Н. Реформа местной власти в России. СПб.: Вести, 1995. 
22. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М., Наука, 1995.
23. Якобсон Л.И. Государственный сектор рыночной экономики. Изд-во ГУ-ВШЭ, 2000.Научные статьи 
24. А балкин
Л. «Роль государства и борьба с экономическими догмами» // Экономист, 1998, №
9. с. 3 – 17
25. Андрианов
В. «Государственное управление: Мировой опыт и российские реалии (бюрократизация
управления экономическим развитием)// Общество и экономика – 2001 - № 11-12, с.
117 – 129
26. Андрианов
В. «Государство и рынок: механизмы взаимодействия» // Маркетинг. – 1999. - №
5.. с. 3 – 20
27.  Асаул
А. Н.   «Роль государства в смешанной системе хозяйствования»  //        
«Регион: политика,     экономика, социология», 2002, № 1-2
28.  Белова
В. Л. «Ввдение в макроэкономику: экономические функци государства» // Социально
– политический журнал. – 1998 - №4, с. 82 – 94
29. Бирюков
В. и др. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика
и международные отношения – 2001 – № 12, с. 57 – 64
30. Варнавский
В. Г. «Партнерство государства и частного сектора: теория и практика»// Мировая
экономика и международные отношения, 2002 - № 7, с. 28 – 37
31. Государство
и бизнес: опыт партнерства в условиях рыночной экономики: Обзор международной
практики //  Рынок ценных бумаг – 2001. - № 15. с. 15-21
32. Гребенников
В. Г. «Великая монополия (отношения государства и экономики)» // Экономическая
наука современной России. – 1999. – №3 , с. 64-78
33. Демидова
Л. «Пути повышения эффективности государственного сектора (опыт стран Запада)
// Проблемы теории и практики управления, 1998. - №4, с. 38 – 43
34.  Денисов
Б. А. «Государство – экономический интегратор» // Менеджмент в России и за
рубежом – 2000,. - №4, с. 25-33
35. Денисов
Б. И др. «Современный взгляд на экономическую роль государства» // Маркетинг.
2000. - № 4 , с. 16 – 25.
36.  Донцова
Л. В. «Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления 
и формы» // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, №4, с. 34 – 40.
37. Дробот
Р. А. «Меняющаяся роль государства в мировой экономике 20 века»// Вестник МГУ,
сер. 18, Социология и политология.  2002. - №3, с. 25 – 38
38. Журавлев
С. Государственное регулирование экономики в                         переходный
период//Экономист, 1991. - N 5. - С. 28-38.
39. Копейкин
М. Ю. «роль государства в регулировании экономики» // Копейкин М. Ю.
«Реформирование экономики в России» (сборник статей), Ярославль, МАПН, 2000, с.
15 – 17
40. Коробов
С. К. «Социальные функции государства с рыночной экономикой»// Государственная
власть и местное самоуправление – 2001. - № 1. с. 10 – 17.
41. Котов
В. В. «Государственное управление рыночной экономикой» // Экономика
строительства. – 1999, № 10, с. 2 – 12.
42. Кудров
В. «Государство и экономика: меняющаяся равновесие»// Проблемы теории и
практики управления», 2002. - №3, с. 8 – 13.
43. Малахов
С. А. «Когда необходимо вмешиваться государству?» // ЭКО. 1998. № 9. с. 123-
137
44. Место и
роль государства в процессе развития // Международные отношения и мировая
экономика, 1998, № 12. с. 59 – 93
45. Мясников
М. В. «Экономическая политика государства в современных условиях» //
Международные отношения и мировая экономика . – 1999. - №1., с. 48 – 52
46. Осадчая
И. «Государство в переходной экономике: между Левиафаном и анархией» //
Международные отношения и мировая экономика, 1998. - №1, с. 140 – 147.
47. Осадчая
И. «Государство в постиндустриальной экономике и социал – демократия» //
Мировая экономика и международные отношения. – 1999, № 7, с. 79 – 88
48. Симонян
Н. «О роли государства в общественном развитии: Запад vs.
незападные модели»// Общество и экономика. – 2000, № 3 –4, с. 4 – 17
49. Супян
В. «Роль государства в экономике (на примере США) // Независимая газета. 200 –
26 дек. С. 15
50. Танци
В. «Роль государства в экономике: эволюция концепций» // Международные
отношения и мировая экономика, 1998. - № 10. с. 51 – 62
51. Шишков
Ю. «Экономическая роль государства в современном мире» // Экономист, 1999, № 1.
– с. 25 – 34
52. Штиль
Х. –П. «Государство и экономика: сотрудничество и конкуренция» // Проблемы
теории и практики управления – 2000. - №5. с. 36-39
53. Эльянов
А. «Место и роль государства в экономическом развитии: опыт развивающихся стран
и Россия» // Общество и экономика – 1999, №12, с. 148 – 174
Приложение
1. 
 
Схема 1. Провалы рынка обуславливающие
содержание экономических функций государства
 
Приложение 2. 
 
Приложение 3. 
 
  
  Цели
  приватизации 
   
  
 
  
  Страны
  рыночной  экономики
  q       сокращение задолженности государственного сектора,
  q       развитие рынка, 
  q       стимулирование предпринимательства,
  q       расширение индивидуальных свобод,
  q       развитие народного капитализма, ослабление профсоюзов.
   
  
  Россия
  q       формирование слоя частных предпринимателей, 
  q       повышение эффективности деятельности предприятий, 
  q       создание конкурентной среды, содействие демонополизации экономики, 
  q       привлечение иностранных инвестиций, 
  q       социальная защита населения и развитие объектов социальной
  инфраструктуры за счет средств от приватизации.