Рефераты. Договорное право: купля-продажа






Покупатель по своему выбору вправе потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товаров. Еще более жесткие последствия предусмотрены в отношении продавца, допустившего существенное нарушение требований к качеству товара (например, передачу покупателю некачественных товаров с неустранимыми недостатками). В этом случае покупатель наделен правом по своему выбору отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы или потребовать замены товаров ненадлежащего качества на товары, соответствующие договору.

Однако чтобы иметь возможность реализовать свои права, покупатель должен помнить об установленных Гражданским кодексом правилах, касающихся порядка проверки качества товаров и сроков обнаружения недостатков в товарах. Лучше всего регулировать эти правила в договоре. Но при их отсутствии следует иметь в виду, что недостатки в товарах должны быть обнаружены в срок, не превышающий двух лет с момента их передачи покупателю. Проверка качества товара должна осуществляться с соблюдением требований закона, иных правовых актов или государственных стандартов[17].

Обязанность покупателя проверить качество переданного ему товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи. Что касается порядка осуществления такой проверки, то он определяется договором и должен соответствовать обязательным правилам (если они имеются). Если же такой порядок не введен ни договором, ни иными обязательными правилами, а в силу требований закона, правовых актов либо государственных стандартов покупатель должен проверить качество товаров, такая проверка производится согласно обычаям делового оборота или иным обычно применяемым условиям проверки качества товара, подлежащего передаче покупателю по договору купли-продажи.

Обязанность проверить качество реализуемых товаров может быть возложена и на продавца (предварительное испытание, анализ и т. п.). В этом случае продавец должен предоставить покупателю документы, подтверждающие осуществление им проверки качества передаваемого товара и ее результаты, например сертификат качества товара. В отношении подобных ситуаций важно подчеркнуть, что порядок и иные условия проверки качества товара, производимой как продавцом, так и покупателем, должны быть одинаковыми.

Принципиальное значение для покупателя имеет соблюдение сроков обнаружения недостатков в переданных ему товарах. Как правило, покупатель вправе предъявить свои требования продавцу только в связи с недостатками товаров, обнаруженными в пределах сроков, определенных в ст. 477 ГК.

При наличии лишь законной гарантии на товары, то есть когда на эти товары не установлены гарантийный срок или срок годности, недостатки в товарах должны быть обнаружены покупателем в разумный срок (что зависит от свойств товара и его обычного использования), но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю. Правда, законом или договором может быть предусмотрен более длительный предельный срок для обнаружения недостатков в товаре.

При наличии договорной гарантии недостатки в товаре должны быть обнаружены покупателем в пределах гарантийного срока.

Как быть в ситуациях, когда гарантийные сроки введены не только в отношении товаров, но и отдельных комплектующих изделий? Здесь возможны два варианта: если гарантийный срок на комплектующее изделие окажется меньшей продолжительности, чем на товар (основное изделие), недостатки в комплектующем изделии могут быть выявлены покупателем в пределах гарантийного срока, установленного на основное изделие.

В случаях, когда на комплектующее изделие в договоре определен гарантийный срок большей продолжительности, нежели на основное изделие, истечение гарантийного срока на основное изделие не имеет правового значения, поскольку недостатки в комплектующем изделии должны быть обнаружены покупателем в пределах гарантийного срока, установленного именно в отношении этого комплектующего изделия.

Если в отношении какого-либо товара предусмотрен срок годности, недостатки в этом товаре должны быть обнаружены покупателем, во всяком случае, в пределах указанного срока годности. Только при соблюдении этого условия покупатель вправе предъявить продавцу свои требования в связи с недостатками такого товара.

Некоторые организации разрабатывают стандартные формы договоров купли-продажи

(договор присоединения), в которые включают условия, ущемляющие прав потребителей.

Так, в частности, договор, заключаемый фирмой «ЦЕПТЕР», предусматривает «пожиз-

-ненную гарантию» на посуду со знаком "ZEPTER". Однако такое условие договора не

раскрывает содержания понятия «пожизненная гарантия», которое в значительной мере

является абстрактным и требует дополнительной конкретизации в тексте договора.

Договор устанавливает обязанность фирмы в случае обнаружения изъянов в материале, функциональных или фабричных погрешностей устранить погрешности либо, если это невозможно, заменить товар на аналогичный. Данное положение противоречит Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить любое из перечисленных в данном пункте требований (о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; о соразмерном уменьшении покупной цены; о замене на товар аналогичной или другой марки; о расторжении договора). Таким образом, рассматриваемый пункт договора ограничивает права потребителей по сравнению с Законом. На основании п. 1 ст. 16 Закона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В договоре указано, что фирма не несет ответственности за все интерпретации презентанта, т.е. устные обещания и заявления лица, представляющего фирму, сделанные при заключении договора не порождают прав и обязанностей. Обещания и заявления презентанта следует считать информацией о фирме, товаре и за ненадлежащую информацию фирма должна нести ответственность в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

При передаче заказанной посуды фирма не предоставляет покупателям инструкцию по эксплуатации этого товара, имеющего особые свойства, и следовательно, требующего особых знаний и умений при его использовании. Это нарушает положение ст. 10 Закона, устанавливающей обязанность продавца предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, в том числе сведения об основных потребительских свойствах товара, правилах и условиях его эффективного и безопасного использования. Ст. 12 названного Закона предусмотрена ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре: если предоставление недостаточно полной информации о товаре повлекло невозможность его использования по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор, потребовать полного возмещения убытков.

Заключение

Оценивая состояние дел, достигнутый уровень применения договора купли-продажи,

можно сказать, что имеет место не только распространение сферы действия института ку

пли-продажи, но и качественное его наполнение. Так, квалификация договора розничной

купли-продажи в качестве публичного договора дает Правительству Российской Федера

ции возможность издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполне

нии данного договора. В настоящее время одним из основных правовых актов, регули

рующих отношения, связанные с розничной куплей-продажей, являются Правила продажи

отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98г.

Большое значение в деле защиты прав и законных интересов покупателей – граждан по

договору розничной купли-продажи имеют акты официального судебного толкования.

            Вместе с тем механизм реализации прав граждан по договору купли-продажи, в частности розничной, требует изменений путем совершенствования законодательства в этой сфере.

            Считаю, что необходимо четко урегулировать правоотношения между гражданами-покупателями и продавцами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, т.к. повсеместно имеет место выделение в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи, так называемого предпринимательского договора купли-продажи.

            Также имеет место при разрешении конфликтных ситуаций по ненадлежащему качеству товара, разночтения обязательной формы заключения договора купли-продажи.

В юридической литературе часто встречается утверждение, что преобладающей формой договора розничной купли-продажи является его устная форма. Но отнесение договора розничной купли-продажи к договорам присоединения практически исключает устную форму договора, поскольку предполагает использование стандартных форм, формуляров и т.п.

            Правовой нигилизм не позволяет нашим гражданам защищать свои потребительские права, поэтому необходимо на практике обеспечить права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей: школьное образование по изучению основ потребительского права, публикации и рубрики в средствах массовой информации, создание органов по защите прав потребителей, в т.ч. и общественных, где интересы граждан должны представлять юристы. Необходимо, чтобы ими осуществлялись такие виды деятельности как информационные, образовательные, просветительские, консультативные, юридические.

            Если досудебное разрешение конфликтов по договорам купли-продажи можно возвести в ранг обычая, т.к. около 60 % их рассматривается в добровольном порядке, то в судебной системе эти дела рассматриваются очень долго и зачастую много несправедливых решений.

Есть надежда, что институт мировых судей упростит систему рассмотрения небольших дел, какими являются договоры купли-продажи. Считаю также, что привилегированное положение покупателя в договоре розничной купли-продажи не стыкуется с тем положением, что все стороны по всем договорам равны.

Законодатель установил, что продавец почти всегда не прав, и он должен нести весь груз ответственности. Наверняка не все продавцы пытаются ущемить права и интересы потребителей, да и возросший потребительский экстремизм подтверждает это. Необходимо законодательно соотнести степень ответственности обеих сторон, исходя из опыта накопленных отношений.

Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации является солидной нормативной базой для коренной перестройки системы гражданского права в целом, а с ней и области договорных отношений.

Гражданский кодекс прямо называет около тридцати законов, из которых примерно двадцать приходится на долю актов, посвященных договорам купли-продажи (законы о поставках товаров для государственных нужд, энергоснабжения, подряде для государственных нужд и др.). Наряду с ними следует принять с целью развития правового регулирования договоров купли-продажи большое число и других законов, таких как закон о розничной торговле, оптовой торговле, об ограничении монополистической деятельности в области поставок энергоресурсов, о внешнеэкономических сделках.


 

Нормативные акты:


1.   Гражданский кодекс РФ. Ч.1. и ч.2 от 30 ноября 1994 № 51-Ф3. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года и ч.2. от 26 января 1996 № 14-Ф3 Принят Государственной Думой 22 декабря 1995. – М., Юристъ, 1997.

2.   Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года. – М., 1996.

3.   Гражданский процессуальный кодекс РФ. – М., Юристъ, 2003.

4.   Закон РФ «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 года N 2-ФЗ. // «Российская газета», 16.01.96 г. N 8.

5.   Закон РФ «О стандартизации». - СЗ РФ от 26 июня 1995 г., N 26, ст. 2397.

6.   Закон РФ «О сертификации продуктов и услуг». // Приложение к "Российской газете" N 14, 2000 г.

7.   Закон РФ от 29 декабря 1994 г. "О государственном материальном резерве"  - СЗ РФ, 1995, № 1, ст. 3.

8.   Закон РФ от 27 декабря 1995 г. "О государственном оборонном заказе" - СЗ РФ, 1996, № 1, ст. 6.

9.   Закон от 24 ноября 1996 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" - СЗ РФ, 1996, № 49, ст. 5491.

10. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994, № 347 «Об утверждении «Правил предоставления услуг телеграфной связи»».- «Сборник постановлений правительства Российской Федерации», М., 1995.

11. Постановление Правительства РФ от 15 июня 1994 № 669 «Об утверждении «Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»». – «Российская газета», N 116, 22.06.94.

12. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». – «Российская газета», N 53, 16.03.95.

13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». // "Экспресс-Закон", январь 2001 г., N 1.






Научная литература:


14. Актуальные проблемы гражданского права./Под ред. В. Ф. Яковлева, М. Я. Шиминовой, Т. И. Илларионовой и др. Свердловск, 1986.

15. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. – М.: Издательство «Статут», 1998.

16. Витрянский В.В. Гражданский кодекс о договоре // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995. № 10.

17. Гавзе Ф.И. Социалистический гражданско-правовой договор. М.,ЮЛ,1972.

18. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Научно-практический комментарий. / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин. М., 1996.

19. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник. / Под ред. Е.А.Васильева. М., 1993.

20. Гражданское право / А.М. Белякова, С.Н. Братусь, Е.Н. Гендзехадзе и др.; Под ред. П.Е. Орловского и С.М. Корнеева: В 2-х т. Т.1. М., 1969.

21. Гражданское право. Учебник. / Под ред. Е.А.Суханова. В 2 т., М., 1998.

22. Гражданское право. Часть 1 и 2. Учебник под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П.. - М., ТЕИС, 1998.

23. Договор в народном хозяйстве (вопросы общей теории) / М. К. Сулейменов, Б. В. Покровский, С.С. Жакенов и др.; Отв. ред. М. К. Сулейменов. Алма-Ата, 1987.

24. Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Госюриздат, 1975.

25. Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / М.И. Брагинский, В. В. Витрянский, В. П. Звеков и др.; Под ред. В.Д. Карповича. М., 1995.

26. Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. / Под ред. В.Д. Карповича. М., 1995

27. Меркулов   В.В.   Гражданско-правовой  договор   в   механизме регулирования товарно-денежных отношений. - Рязань, 1994.

28. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Петроград, 1917.

29. Сборник образцов гражданско-правовых документов. Комментарий. Учебно-практическое пособие. / Под ред. С.Е.Андреева. - М.: «Проспект», 1997 .

30. Тихомиров Ю.А. Договоры в экономике. М.: Экономика, 1996.

31. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995.

32. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) М., Спарк, 1995.


[1] Витрянский В.В. Гражданский кодекс о договоре // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995. № 10. С. 71.

[2] Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. / Под ред. В.Д. Карповича. М., 1995. С. 421.

[3] Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Госюриздат, 1975. С. 291.

[4] Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. / Под ред. В.Д. Карповича. М., 1995. С. 429.

[5] Гражданское право. Учебник. / Под ред. Е.А.Суханова. В 2 т., М., 1998. С. 482.

[6] Гражданское право. Часть 1 и 2. Учебник под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П.. - М., ТЕИС, 1998. Т. 2. С. 57.

[7] Сборник образцов гражданско-правовых документов. Комментарий. Учебно-практическое пособие / Под ред. С.Е.Андреева. - М.: «Проспект», 1997 . С. 9.

[8]  Постановление Госкомстата РФ от 1 апреля 1996 г. N 25 "Об утверждении Инструкции по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание" -  "Экономика и жизнь", 1996, N 25.

[9] Письмо Госналогслужбы РФ от 1 апреля 1997 г. N 03-4-09/15 "О налоге на добавленную стоимость". - "Налоги", 1997 г., N 13.

[10] Инструкция Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" - "Российские вести" от 23 ноября 1995 г. N 223, 30 ноября 1995 г. N 228.

[11]  Постановление СМ РФ от 30 июля 1993 г. N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин". - "Российская газета" от 17 августа 1993 г.

[12] Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. / Под ред. В.Д. Карповича. М., 1995. С. 109.

[13] Меркулов   В.В.   Гражданско-правовой  договор   в   механизме регулирования товарно-денежных отношений. - Рязань, 1994. С. 88.

[14] Сборник образцов гражданско-правовых документов. Комментарий. Учебно-практическое пособие. / Под ред. С.Е.Андреева. - М.: «Проспект», 1997 . С. 237.

[15] Тихомиров Ю.А. Договоры в экономике. М.: Экономика, 1996. С. 346.

[16] Витрянский В.В. Гражданский кодекс о договоре // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995. № 10. С. 76.

[17] Витрянский В.В. Гражданский кодекс о договоре // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995. № 10. С. 82.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.