Рефераты. Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций)






p> В каждый данный отрезок времени существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него – в этом проявляется действие экономического закона спроса: если цены на товары растут, то спрос уменьшается, а если производство предлагает к продаже больше товаров, то возросшее их количество может быть продано по более низким ценам. Следовательно, между рыночной ценой товара и тем его количеством на которое предъявляется покупательский спрос, всегда существует определенное соотношение. Эту взаимосвязь можно выразить условным числовым примером и изобразить в виде графика кривой спроса.

ТАБЛИЦА 1.

Соотношение цены и количества реализуемых на рынке товаров.
|Продаваемые товары |Цена за единицу товара |Спрос, т.е. продажа |
| |в денежном выражении |товара |
|А |50 |10 |
|Б |40 |20 |
|В |30 |30 |
|Г |20 |40 |
|Д |10 |50 |

Это соотношение показывает динамику спроса, изменение количества продаж в зависимости от уровня цены в течении единицы времени.

Соответственно данным таблицы 1 на графике можно нанести точки, соединив которые получим кривую спроса.

(График 1)

Кривая спроса: а) отражает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара; б) характеризует важную закономерность – постепенное убывание спроса: при повышении цены товара и неизменных

прочих условиях, спрос на него будет снижаться; в) сокращаться будет и количество продаж этого товара; г) расширение рынка данного товара, т.е. увеличение его количества в продаже – вызовет снижения цены, т.к. в ином случае он не будет реализован.

На спрос влияют такие факторы:

1) уровень доходов в обществе;
2) размеры рынка данного товара, его количества в продаже;
3) наличие взаимосвязанных (взаимозависимых) товаров, т.е. товаров- субститутов;
4) субъективные вкусы покупателей, их психология покупок.

В механизме рыночного равновесия не менее важное значение имеет и предложение. Представим его таблицей и кривой.

ТАБЛИЦА 2.

Соотношение цены и количества поставляемых на рынок и предлагаемых к продаже товаров в течение фиксированной единицы времени.

|Разновидности товаров |Цена за единицу товара |Предложение |
| |в денежном выражении |товаров |
|А |50 |95 |
|Б |40 |70 |
|В |30 |50 |
|Г |20 |25 |
|Д |10 |0 |

На основе данных таблицы 2 построим график 2.

(График 2)

Условный числовой пример и соответствующая кривая показывает закономерную взаимосвязь между рыночными ценами и количеством товара, производимого и предлагаемого к продаже. Подчеркнем, что в рыночной экономике только уровень цен служит стимулом, сигналом и «командой» к росту или снижению объемов производства товара или услуги. А мотивацией экономической деятельности является прибыль, доход, которые являются наиболее точными критериями целесообразности производства и соответствия его спросу.

Главным фактором, влияющим на предложение, служит издержки производства.
Другие же производимые от него факторы, способные сдвинуть кривую предложения, т.е. динамику предложения, таковы:

1) НТП, способный снизить издержки производства и изменить предложение;

2) Степень монополизации рынка, проявляющаяся в изменении цен при любом производстве;

3) Движение цен на другие товары, в т.ч. взаимозаменяемые.

Как же устанавливается рыночная цена?

Равновесие рыночных цен устанавливается при таких ценах и количествах товаров, при которых:

- когда количество, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству, которое хотят продать;

- при отсутствии тенденций изменения цен и количества товаров.

Ценой равновесия, при этом, считается цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу.

ТАБЛИЦА 3.

Соотношение спроса и предложения.

|Разновидности |Возможные цены за|Спрос, т.е. |Предложение |Движение цен |
|товаров |единицу товара |количество |товара | |
| | |продаж | | |
|А |50 |10 |95 |вниз |
|Б |40 |30 |70 |вниз |
|В |30 |50 |50 |равновесие |
|Г |20 |75 |25 |вверх |
|Д |10 |90 |0 |вверх |

При цене в 50 единиц спрос и предложение совпадают. Понижение цены вызовет превышение спроса над предложением, а рост цен приведет к превышению предложения над спросом.

На основе данных таблицы 3 построим график 3.

(График 3)

На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения. Причем, в реальной действительности (жизни) равновесие постоянно меняется под влиянием как спроса, так и предложения.
(Лишь на графике оно стоит на месте).

За пределами равновесной точки при высоких ценах образуется избыток предложения, и, наоборот, при низких ценах недостаток предложения. Движение цены – это ее колебание в зависимости от соотношения спроса и предложения товаров. Оно дает первые представления о конкуренции производителей и предлагаемой ими продукции. Таков в общем виде механизм установления равновесия цены на конкурентном рынке одноименных товаров. Подобные колебания происходят в отношении любого из огромного количества товаров.
Именно поэтому считается, что существуют рынки каждого отдельного товара: рынок пшеницы, рынок автомобилей, рынок компьютеров, зерновой рынок, рынок тепловозов, вагонов, рельс, шпал, стройматериалов и т.п.

Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов и по-разному реагируют на них. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризуется их эластичностью. 9о ней коротко говорилось ранее).

Эластичность спроса – понятие, характеризующие степень раекции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены. Качественно эластичность описывается одной из 3-х категорий: а) эластичный спрос или эластичность большой единицы, когда процентное снижение цены вызывает такое процентное увеличение количества продаж товара, что выручка (произведение цены на количество) возрастает; б) единичная эластичность спроса (численно равная единице) имеет место тогда, когда процентное снижение цены в точности компенсируется соответствующим процентным ростом количества продаж товара, так что общая выручка остается неизменной; в) эластичность спроса меньше единицы, но не меньше нуля, - когда снижение цены вызывает незначительный рост продаж, что общая выручка снижается; это называется еще неэластичным спросом.

В любом случае главным показателем степени эластичности спроса будет объем и движение дохода, выручки от реализации товаров. Она (степень эластичности спроса) исчисляется просто – произведением цены единицы товара на его реализованное (проданное) количество.

Эластичность предложения – понятие, характеризующее относительные изменения между ценой и предлагаемых к реализации товаров.

Коэффициент эластичности представляется такой формулой:

Процентное изменение количества товаров
Э = процентное изменение цены товаров

В теории рыночного равновесия важное значение придают элементу времени
(А.Маршалл). Поэтому различают: а) мгновенное равновесие, когда предложение неизменно; б) краткосрочное равновесие, когда предложение растет; в) длительное равновесие «нормальной цены» когда предприятие заменяют и увеличивают оборудование, а количество самих предприятий может меняться за счет свободного входа и выхода их из отрасли.

В этих трех типах равновесия в зависимости от времени товаропроизводители: а) могут принимать какие-то меры; б) либо будут приспосабливать переменные факторы производства к изменившимся условиям; в) либо будут приспосабливать все факторы производства (издержки) к изменившейся цене.

Эта ситуация длительного равновесия, или «нормальной цены», удерживающейся на высоком уровне в течение длительного времени, стимулирует приспособление экономических условий к соответствующему уровню спроса.

Подчеркнем, что цена равновесия устанавливается в конкурентной борьбе.
Но соблюсти все условия конкуренции невозможно, как и немыслимо колебание маятника без к-л трения. Механизм рыночного равновесия цен – это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается. И все же на практике согласно закону спроса и предложения формируется цена любого товара; ему подчиняется котировка иностранных валют на их рынке; в соответствии с ним распределяются молодые специалисты инженерного вуза, где функцию цены выполняет назначенная ему зарплата; осуществляется скупка и продажа недвижимости и т.д.

В экономической теории считается, что товаров всегда не хватает в том смысле, что каждый никогда не получает все, что он хочет иметь. Цена сама является инструментом рационализирования недостающих ресурсов производства и потребления. Она растет, чтобы сократить чрезмерное потребление и расширить производство; она падает, чтобы стимулировать потребление, сократить производство и избавиться от чрезмерных запасов.

Сказанное справедливо и для экономики Украины, как и других стран СНГ, избравших в начале 90-х годов ориентацию на относительную экономическую свободу производства и рыночное регулирование хозяйственных процессов.

О том, как различные субъекты, индивиды, их группы и государство вмешиваются в рыночный механизм конкурентного равновесия цен см. статью в ж. «Экономические науки», 1991, №10,11.

Заключение.

Его делает преподаватель на основе изложенного материала, выделив:

1) Цены и ценообразование в условиях АКС обслуживали эту систему и стали тормозом в развитии экономики, на всех ее уровнях – общества, предприятий, индивидов.

2) В 1991-92 годах в области политики цен и ценообразования осуществлены и осуществляются меры, направленные на переход к рыночному механизму ценообразования.

3) Рыночные механизмы ценообразования, опирающиеся на законы товарного производства (закон стоимости, закон конкуренции, закон спроса и предложения и др.) и предполагающие участие государства, нам еще предстоит создать.

Приложение к теме 3.

I. В 1991г. ж.д. транспорт работал в обновленном ценовом и тарифном режиме. Они были повышены прим.на 35% с начала года. На транспорте начали применяться фиксированные, договорные и свободные тарифы.

Фиксированные на перевозки пассажиров, багажа и грузов в прямом соотношении (за исключением мелких перевозок).

Договорные – по перечню были расширены и распространены, в частности на почтовые перевозки, на мелкие отправления в прямом и местном сообщении.

II. Представление о ценах на некоторые виды подвижного состава можно получить, обратившись к статье В.И. Ершова и других «Оптимальная цена магистрального тепловоза» (ж.»Железнодорожный транспорт»,1991, №4, с.69-72), которую можно рекомендовать для реферативного сообщения на семинарское занятие.

III. О проблемах совершенствования тарифов см. подборку выступлений за
«Круглым столом» в МИИТе (январь 1991г.) , отчет о котором напечатан в ж.»Железнодорожный транспорт», 1991г., №6, см. с.69-72.
О тарифах местного сообщения см.ж.»Железнодорожный транспорт». 1991г.,№10, с.65-68 (статья С.М.Аввакулова).

IV. О деятельности вагоно-ремонтных предприятий в новых условиях, в том числе о ценновой ее стороне можно получить представление, обратившись к отчетной информации С.Жужгина о съезде представителей магистралей СНГ, состоявшемся 10-11 января 1992г. на базе ДВР.- см.»Гудок», 1992г., 28 января.

V. Постановление Кабинета Министров Украины № 376 от декабря 1991г.: «О системе цен в народном хозяйстве и на потребительском рынке Украины» ( с приложением) см. в газетах Украины и местных, в т.ч. «Днепр Вечерний»,
1992г.,7 января.

VI. Постановление Правительства РСФСР № 55 от 19.12.91г. «О мерах по либерализации цен», см.»Гудок», 1991г., 25 декабря.

VII. Об особенностях вхождения железнодорожного транспорта в систему рыночных отношений и начале его адаптации к условиям начавшихся экономических реформ можно получить представление из материала «Транспорт сегодня и завтра…» – «Гудок», 1992, 11 июля.

ТЕМА 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

ПЛАН

Введение.

1. Экономические интересы предприятий и их реализация в предпринимательстве.
2. Доходы предприятий и их формы. Прибыль предприятия, ее реализация и использование.
3. Сущность и формы денежной заработной платы. Номинальная и реальная зарплата.

Заключение.

Введение.

Предпринимательская деятельность любого субъекта рыночного хозяйства в конечном счете подчинена получению прибыли (дохода). Производство и получение доходов, их распределение и использование, наряду с конкуренцией были и остаются двумя главными «локомотивами», движущими рыночную экономику. Кроме того, вопросы о доходах – это предмет постоянной борьбы, дискуссий и коллизий между различными классами, группами и индивидами. Они остро стоят сегодня у нас еще и потому, что начались коренные изменения в подходах к доходам.

Словом, разные аспекты доходов являются одним из эпицентров, где пересекаются и взаимодействуют интересы предпринимателей, государства, семей, индивидов. Поэтому начнем с уяснения экономических интересов.

I. Экономические интересы предприятий и их реализация в предпринимательстве.

Экономические интересы (Э.И.) – это объективные побудительные мотивы хозяйственной ( экономической) и трудовой деятельности людей, занимающих соответствующее место в общественном разделении труда и находящихся под воздействием в первую очередь отношений собственности на СП. Э.И.- это первоначальный (изначальный) побудитель к деятельности, к труду. Содержание
Э.И. зависит от места человека (группы, слоя) в общественном производстве.

Они складываются в ходе (процессе) совместного труда, а значит, в рамках существующих производственных отношений. А, с другой стороны, производственные отношения всегда ( в любом обществе) проявляются через
Э.И. Дело в том, что Э.И. в системе ПО выступают в виде потребностей, удовлетворение которые является целью производственной деятельности людей.

Э.И. у разных субъектов хоз.деятельности неодинаковы и противоречивы.
Они постоянно усложняется, т.к. развивается и углубляется разделение труда, изменяются формы собственности, формы хозяйствования. Поэтому общество и люди постоянно ищут способы соединения и согласования Э.И., например, индивидуальных с общественными, интересами отдельного работника с интересами предприятия.

(В историческом разрезе этот вопрос-вопрос мотивизации труда решался так: в первобытном обществе побуждающей силой к труду были угроза голодной смерти, традиции и привычки, авторитет рода, общины; при рабстве и феодализме доминировало внеэкономическое принуждение, которое было присуще первоначальному капитализму; ГМК и особенно современный капитализм, опирающийся на смешанную экономику, создал и весьма эффективно использует гибкую систему мотивизации труда. В нашем обществе использовались своеобразные мотивы труда (распределение по труду, моральное стимулирование и т.п., которые примерно до 60-х годов давали неплохой результат; но впоследствии (период застоя) они развились в «принцип»: чем больше затраты, тем больше зарплата, применение которого привело к кризису; поэтому потребовалась и началась экономическая реформа, в т.ч. в подходе к Э.И.) см. Законы ВС Украины о предприятиях, собственности, предпринимательстве, занятости, о налогах и другие, а также статью Л.Сосновской «Мотивационные механизмы труда и обеспечения всеобщей занятости" - »Экономические науки",1981, №10, с.39-45 и др.).

Э.И. предприятий (фирм) реализуются в их предпринимательской и коммерческой деятельности, т.е. в ходе производства и продажи товаров, услуг, работ.

4. Доходы предприятий и их формы. Прибыль, ее распределение и использование.

Посмотрим в начале как объясняется содержание (смысл) термина «доход».
В Законе Украины «О предприятиях» (статья 18п.1) «доход» и «прибыль» отождествляются: «На всех предприятиях, -говорится в нем, - основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности является прибыль (доход)».

В учебнике «Экономикс» (П.Самуельсона и В.Нордхауса) доходом называется
«… приток денег»; доход представляет собой общую сумму денег, зарабатываемых или получаемых в течение какого-либо периода (обычно года).(см. ж. «Экономические науки», 1990, №8, с.20).

В ФРГ под доходом понимается в народном хозяйстве – поступившие какому- то лицу или обществу денежные средства за выполненную работу в определенный период времени (трудовой доход) или владение имуществом (доход от владения имуществом). Под национальным доходом (нетто-социальным продуктом) подразумевается доход участвующих в производстве факторов: труд оплачивается зарплатой, земля –абсолютной земельной рентой, а капитал- процентами и прибылью.

Доход - это поток (flow) денежных поступлений в единицу времени: неделю, месяц, год. (пол Хейне, Экономический образ мышления. Изд-ва
«Catallaxy» и «Новости», 1991,с.381).

(Доход – приход, денежная выручка, сбор, оброк; выгода, получаемые с имущества, вотчины, завода; жалованье, вообще содержание. Валовой доход – итого прихода без зачета расхода и издержек на заведение; чистый доход- барыш, прибыль, настоящей, истинный доход, остающийся за вычетом из валового дохода.
В.Даль, Толковый словарь, 1955, Т.1,с.486; см. также учебник по политэкономии под ред.Медведева В.А., 1988,М.,).

Приведенные выше объяснения дохода, как видим, неоднозначны, хотя общим у них является то, что доход имеет денежное выражение и то, что происхождение дохода связано с различного рода деятельностью людей и предприятий, фирм.

Среди наиболее общих и типичных подходов в понимании и трактовке категории дохода является вопрос о формах дохода. Хотя и здесь имеется довольно пестрая картина. Пожалуй, самым распространенным является то мнение, что доход выступает в 4-х формах: в виде заработной платы, процента, ренты и прибыли. (С ними первое «Знакомство» у нас состоялось в одной из тем, в частности, при рассмотрении функциональных форм капитала, собственники которых получают на них доходы в форме прибыли - промышленной и торговой, процента и земельной ренты).

В данной теме рассматриваются две формы дохода – прибыль и заработная плата.

Прибыль ( в массовом представлении) – это разница между выручкой
(реализацией) продукции и затратами на ее изготовление.

Прибыль - это разница между общими доходами предприятия (фирмы) и его общими издержками. Статистикой Запада прибыль вычисляется методом вычета из общей суммы продаж фирмы всех издержек (зарплаты, арендной платы, материалов, топлива, процента по ссудам, налогов, резервов). Прибыль, таким образом, является доходом без затрат, или чистым доходом, Прибыль – многозначный термин. Экономисты его трактуют по-разному. (см. приложение к настоящей теме).

Рыночная экономика знает не только прибыли, но и убытки.

Прибыль – стимул к повышению эффективности производства, а убытки – это наказание за неэффективные методы производства. Как подвешенная спереди морковка для впряженного осла, прибыли и высокие доходы от факторов производства служат приманкой для предпринимателей. А убытки – это пинки, которыми их наказывают. Прибыли получают те, кто в предшествующий период смог обеспечить более высокую эффективность в производстве и продаже товаров, предвидении будущих перемен и событий. В 1989г., например, в США наиболее прибыльными оказались фармацевтические корпорации, а с убытками закончили год в связи со снижением заказов Пентагона многие монополии из
ВПК, хотя одна крупнейшая из них – «Боинг» увеличила прибыль сразу на 58% благодаря 20-ти процентному приросту продаж крупных пассажирских самолетов серии «747» и «757». Следовательно, табель о рангах в деловом мире не постоянен: в том же году из него выпали 46 компаний, в т.ч. 15 были поглащены более мощными конкурентами. На их месте появились 46 других фирм с валовым доходом 543 млн. долларов и более (См.»Экономика и жизнь», 1990,
№ 19. С.19). Таково одно из свойств рыночно-смешанной экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.