Рефераты. Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора






Право на охрану здоровья зафиксировано в Кон­ституции СССР 1977 г. впервые, так как только к этому времени получили широкое развитие перечис­ленные   выше   гарантии   права   на   охрану   здоровья всего населения. Большинство этих гарантий должно обеспечиваться органами здравоохранения, т. е. ме­дицинскими работниками. Следовательно, претворение в жизнь права людей на охрану здоровья в соответствии Конституцией зависит в первую очередь от деятельности органов здравоохранения и всех медицинских работников, тре­бует постоянного повышения качества и культуры медицинской помощи, т. е. выполнения каждым вра­чом своего профессионального долга, обусловленного не только морально-этическими нормами, но и за­коном.

Необходимо подчеркнуть, что в нашей стране су­ществует неразрывная связь между морально-этиче­ским и правовым регулированием деятельности ме­дицинских работников. Это связано с тем, что совет­ские законы имеют глубокую нравственную основу и поэтому нельзя отрывать правовое воспитание ме­дицинских работников от воспитания нравственного. Нравственное воспитание создает необходимую пред­посылку для формирования глубокого уважения к авторитету закона, а правовое — способствует утверждению принципов коммунистической морали. При этом нужно учитывать, что некоторые нравствен­ные нормы врачебной деятельности получили силу закона (присяга врача, врачебная тайна).

Неразрывная связь морально-этического и право­вого регулирования деятельности медицинских работ­ников подтверждается практикой работы органов здравоохранения. Анализ жалоб населения на те или иные недостатки при оказании медицинской помощи показывает, что большинство их связано с несоблю­дением правил врачебной этики и деонтологии.

Охрана здоровья населения явля­ется обязанностью не только медицинских работни­ков, но и всех государственных органов, предприя­тий, учреждений и организаций, при нали­чии общедоступной, бесплатной и квалифицированной медицинской помощи, оказываемой за счет государ­ства.

Обеспечение бесплатной, общедоступной и квали­фицированной медицинской помощи гражданам на­шей страны является осуществлением принципов ком­мунизма в области здравоохранения. Отсюда охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Совет­ского государства. Вот почему к врачебной деятель­ности допускаются только лица, получившие специаль­ное образование в высших медицинских учебных за­ведениях, по окончании которых они дают «Клятву Гиппократа».

Неразрывная связь правовых и морально-эти­ческих норм регулирования деятельности медицинских работников, обязанность не только медицинских работ­ников, но и всех государственных органов, предприя­тий, учреждений и организаций принимать участие в мероприятиях по охране здоровья населения обеспе­чивают осуществление принципов профилактического направления советской медицины.

Одна из основных обязанностей медицинских ра­ботников — проведение широкого круга мероприятий, по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний, а также пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения, в первую очередь с целью санитарного просвещения.

Установленные в законодательном порядке требо­вания по охране внешней среды, оздоровлению условий труда и быта повышают ответственность руководи­телей министерств, ведомств, предприятий и хозяй­ственных организаций, органов санитарного надзора за выполнение этих требований закона.

Особо под­черкивается    профилактическая    направленность    со­ветского здравоохранения: «В целях предупреждения заболеваний    лечебно-профилактические    учреждения обязаны     широко     использовать     профилактические осмотры населения и диспансерный метод наблюдения. Предприятия,  учреждения  и   организации  совместно с   учреждениями   здравоохранения   и   профсоюзными организациями обязаны принимать необходимые меры по    профилактике    производственного    травматизма, профессиональных    заболеваний    и    восстановлению трудоспособности».  

Оказание лечебно-профилактической помощи граж­данам осуществляется работниками учреждений здра­воохранения по месту их жительства и по месту ра­боты. Срочную медицинскую помощь пострадавшим в результате несчастных случаев или внезапного тя­желого заболевания должны оказывать безотлага­тельно ближайшие лечебно-профилактические учреж­дения независимо от его ведомственной подчиненности, а неотложную медицинскую помощь обязан оказы­вать каждый медицинский и фармацевтический работник в любых условиях, в рабочее и нерабочее время. Эти положения зафиксированы в статье: «Медицинские и фармацевтические работники обязаны оказывать первую неотложную медицинскую помощь гражданам в дороге, на улице, в иных общественных местах и на дому».

Сложившийся в медицинской практике порядок оформления устного согласия больного путем соответ­ствующей записи в истории болезни является вполне правомерным и гуманным, поскольку взятие особой расписки будет дополнительно травмировать боль­ного, находящегося и без того в сложной психологи­ческой ситуации. Высказываются предложения о том, чтобы запись в истории болезни о согласии боль­ного на операцию лечащий врач оформлял в присутствии заведующего отделением или другого врача с наличием их подписей. Однако такой порядок офор­мления чрезмерно формален и подрывает доверие к лечащему врачу. Его можно считать оправданным в случаях, когда решение о производстве операции касается больных, находящихся в бессознательном состоянии.

В ряде случаев медицинские работники имеют право и обязаны осуществлять специальные меры про­филактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих (туберкулез, психиче­ские и венерические заболевания, лепра, хронический алкоголизм, наркомания, а также карантинные забо­левания). Для этих целей создана сеть специальных диспансеров и других лечебных учреждений. Следует отметить, что больные туберкулезом бесплатно обес­печиваются противотуберкулезными препаратами, их лечение в санаториях и профилакториях осуществля­ется также за счет государства.

Для лиц, страдающих указанными заболеваниями, и уклоняющихся от лечения, могут приниматься меры принудительного лечения и принудительной госпи­тализации. Эти меры применяются по решению судеб­ных органов.

Согласно законодательству одной из ответственных обязанностей медицинских работников является опре­деление степени утраты трудоспособности. Временная нетрудоспособность устанавливается врачом или ко­миссией врачей с оформлением листков нетрудоспособ­ности в случаях болезни, травмы, по беременности и родам, карантину, уходу за больным членом семьи и т. д.

Длительная или постоянная нетрудоспособность определяется врачебно-трудовыми экспертными ко­миссиями (ВТЭК), которые согласно статьи 50 наряду со степенью (группой) инвалидности устанавливают ее причины, дают трудовые рекомендации для ин­валидов, имеющих остаточную трудоспособность: «Заключения врачебно-трудовых экспертных комиссий об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для администрации предприятий, уч­реждений и организаций».

Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся на основании постановления представителей органов следствия или определения суда.

Многие обязанности медицинских работников не находят отражения ни в законодательстве, ни в инструкциях и приказах. Они вытекают из исто­рически сложившейся специфики врачебной деятель­ности, нашедшей свое выражение в правилах врачеб­ной этики и деонтологии. Эти правила отражают моральные нормы поведения врача,фармацевта, которому больной добровольно доверяет свое здоровье, а иногда и жизнь в    расчете    на    добросовестное    выполнение    врачом своего врачебного долга — принять все меры по спа­сению жизни больного и облегчению его страда­ний.

Высокие моральные качества врача-фармацевта приобретают большое значение в современный период быстрого научно-технического прогресса, технификации и спе­циализации медицины. Многие новейшие достижения медицинской науки и внедрение их в практику здра­воохранения заставляют по-новому рассматривать традиционные нормы врачебной этики и медицинской деонтологии.

Еще более сложные нравственные проблемы воз­никают в связи с ближайшими перспективами разви­тия медицинской науки. Некоторые из них (хирурги­ческие и медикаментозные способы управления по­ведением человека, генная инженерия и др.) серьезно беспокоят общественность и являются предметом об­суждения на страницах газет и журналов, поскольку применение достижений науки в практике, исполь­зование научных знаний каждым специалистом нераз­рывно связано с его моральным обликом, его нрав­ственными качествами.

Вопрос о соотношении знаний и нравственных принципов в жизни общества, воспитании подрастаю­щего поколения, подготовке любого специалиста и прежде всего фармацевта давно уже является предметом философских споров. Идеологи буржуазии утвер­ждают, что нравственность всегда отставала от роста знаний и это отставание в настоящее время становит­ся все более значительным. Одновременно они пыта­ются провести некую абсолютную грань между зна­ниями и нравственностью, как якобы несовместимыми категориями. Конечно, нравственность не заменяет знаний, а одни лишь знания автоматически не фор­мируют нравственность. Известно также, что практи­ческое применение научных открытий в буржуазном обществе может порождать сложные морально-эти­ческие проблемы. Так было, например, при открытии способа расщепления атомного ядра и использовании его в США для военных целей.

Естественно, что высокие нравственные качества, необходимые для выполнения фармацевтического долга, не возникают самопроизвольно, они воспитываются в процессе обучения будущего провизора в школе и вузе. Поэтому при зачислении в медицинский институт, по моему мнению, необходимо отбирать студентов не только исходя из полученных ими на экзаменах оценок, но и нравственных качеств абитуриентов.

Большое значение должно уделяться нравствен­ному воспитанию студентов и в процессе обучения в медицинском вузе. Например, воспитание необхо­димых качеств врача проводится в I Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова по спе­циальной, учитывающей специфику каждой кафедры программе в течение всего периода обучения сту­дентов. Оно начинается накануне первого дня заня­тий зародившимся в I ММИ им. И. М. Сеченова тор­жественным ритуалом «Посвящения в студенты», на котором ведущие профессора рассказывают перво­курсникам о благородной профессии врача, его про­фессиональных и нравственных качествах, о долге врача перед народом и государством. Этот торжест­венный ритуал содержит в себе значительный эмо­циональный накал и имеет большое воспитательное значение.

В процессе обучения в I ММИ им. И. М. Сеченова нравственное воспитание студентов осуществляется не только на всех кафедрах и в клиниках, но и обще­ственными организациями (партийными, комсомоль­скими, профсоюзными, факультетом общественных профессий и др.), поскольку моральный облик сту­дента формируется коллективом, всей сложной си­стемой его общественных отношений и социальных связей.

Логическим завершением нравственного воспита­ния молодого специалиста перед началом его само­стоятельной деятельности является принятие «Клятвы Гиппократа». Выпускник медицин­ского института, получив диплом, приносит Присягу в торжественной обстановке, в присутствии своих товарищей по профессии, ректора, декана и профессорско-преподавательского состава института, представителей органов здравоохранения и общест­венности. Текст Присяги подписывается и хранится в его личном деле.

В «Присяге медика» нашло отражение взаимодействие между правовыми и мо­рально-этическими нормами регулирования медицинской деятельности. Благородные и ответственные обязанности, предусмотренные Присягой, торжествен­ная обстановка ее принятия должны всегда оста­ваться в памяти медика, способствуя в дальнейшем выполнению его медицинского долга, повышению уровня юридической и моральной ответственности провизора перед  народом.


Фармацевтическая ответственность


Фармацевтическая ответственность основана на особен­ностях фармацевтической деятельности: взаимном доверии пациента и провизора.

      Деятель­ность провизора, как и любого другого специалиста,  регламентируется     законом.Абсолютное большинство провизоров любят свою спе­циальность, честно и добросовестно относятся к своим обязанностям, хотя все еще встречаются провизоры, ко­торые вследствие бездушного, халатного отношения к больным, а иногда и профессиональной неграмот­ности заслуживают не только морального, но и административного и даже уголовного наказания.

Чаще всего конфликты между провизорами и больными (и их родственниками) возникают при неблагоприят­ных исходах лечения. Причины же неблагоприятных исходов лечения весьма различны. Они зависят от особенностей заболевания (или травмы), его течения у данного больного, несвоевременности обращения больного к врачу, неправильных действий или без­действия медицинских работников, связанных с их недостаточной квалификацией, волнением, отсутствием нормальных условий для работы и др. Многочислен­ность этих факторов, существенные отличия их в каждом отдельном случае, даже при одних и тех же заболеваниях, сложность выделения основной причи­ны неблагоприятного исхода приводят к тому, что правильная медицинская и юридическая оценка неблагоприятного исхода болезни в каждом конкрет­ном случае обычно вызывает значительные затруд­нения.

Многообразие врачебных, фармацевтических ошибок, их причин и условий возникновения приводит к тому, что до настоящего времени нет единого понятия врачебной, фармацевтической ошибки, что естественно затрудняет медицинскую и юридическую оценку действий_ медицинских работ­ников. Этому способствует и то обстоятельство, что в нашем законодательстве термин «медицинская ошибка» отсутствует, в связи с чем юристы его обычно не применяют. Этот термин получил расп­ространение преимущественно в медицинской литера­туре, хотя и здесь нет по этому вопросу единой точки зрения.

Некоторые авторы необоснованно расширяют по­нятия медицинской ошибки, подразумевая под ним небрежность и самонадеянность врача, хотя они от­носятся уже к профессиональным преступ­лениям.

Мы придерживаемся мнения И. В. Давыдовского (1941) о том, что главным критерием мадицинской ошибки является вытекающее из определенных объек­тивных условий добросовестное заблуждение врача, основанное на несовершенстве современного состояния медицинской науки и ее методов исследования, на особом течении заболевания у определенного боль­ного или на недостатке знаний и опыта медика, но без элементов халатности, небрежности и професси­ональной неграмотности.

Существует ряд классификаций медицинских ошибок, построенных преимущественно по нозологическому принцип:

·                     лечебно-технические;

·                     органи­зационные;

·                     ошибки в ведении медицинской доку­ментации;

·                     ошибки поведения медицинского персо­нала в лечебных учреждениях.

·                    Ошибки в назначении и осуществлении лечебных мероприятий.

·                    Ошибки технические, включающие неправильное использование медицинской техники,применение несоответствующих     медикаментов  и т. д.

   Медицинская деятельность регламентирована многочисленными официальными правилами и ин­струкциями  (например, фармакопеей, инструкцией по госпитализации больных с инфарктом миокарда и др.), эти документы не исчерпывают и не могут, естест­венно, предусмотреть все разнообразие медицинских действий, тем более применительно к особенностям индивидуального течения заболевания у каждого больного. В этой связи диагностика и лечение боль­шинства заболеваний не отражены в официальных правилах и инструкциях. Отсюда основным, и не­редко единственным, критерием оценки действий врача являются только определенные положения медицинской науки и лечебной практики.

 «Медицина,— писал Н. Н. Петров (1956),— это одна из тех областей, где особенно близко соприка­саются теория и практика, где практика нередко приводит к созданию теорий, в значительном числе своем, по крайней мере, в первых стадиях — ошибоч­ных, а с другой стороны, теории особенно охотно претворяются в практику, во многих случаях слиш­ком поспешную и прямолинейную».

Такое положение в медицине не случайно. Оно обусловлено спецификой оказания лечебной помощи, исходя из интересов больного, поскольку индивидуаль­ное течение заболевания у каждого больного требует от врача исключительной наблюдательности, индиви­дуального подхода в выборе средств и методов лече­ния, правильной оценки эффективности этих средств, т. е. проведения по сути дела научного исследования при лечении каждого больного. В медицине не может быть стандартного подхода к больным, стандартного выбора метода диагностики и способов лечения даже при одних и тех же заболеваниях, поскольку врач лечит не болезнь, а больного.

В юридическом отношении медицинские правона­рушения представляют собой нарушения установлен­ных законом и ведомственными инструкциями правил поведения и выполнения медицинскими работниками (врачами, провизорами, фельдшерами, медицинскими сестрами и др.) своих профессиональных обязанностей. Обяза­тельными элементами объективной и субъективной стороны всякого правонарушения являются: противо­правное (неправильное) действие (бездействие), вред для больного, необходимая причинная связь между неправильным действием (бездействием) и вредом и, наконец, умысел или неосторожность (вина) в дей­ствиях (бездействии)  медицинского персонала.


Правона­рушения

 

По основным качественным свойствам правона­рушения можно разделить на проступки и прес­тупления. Проступком называется неправильное (противоправное) деяние, которое лишено характера общественно опасного действия и поэтому оно не предусмотрено законом об уголовной ответственности.

Проступки медицинских работников, с юриди­ческой точки зрения делятся на гражданские, адми­нистративные и дисциплинарные.

Гражданские проступки в основном относятся к причинению имущественного ущерба лечебному уч­реждению (порча имущества, бесхозяйственное хра­нение и использование медикаментов, перевязочного материала и т. д.), а также вреда больному вслед­ствие неправильного отпуска лекарственных препаратов.

Административные проступки касаются нарушения порядка управления лечебным учреждением, напри­мер, требований техники безопасности, противопожарных, санитарно-противоэпидемических правил и др.

Дисциплинарные проступки — это    нарушения трудовой, служебной, производственной дисциплины, предусмотренной установленными нормами поведения и взаимоотношений в учреждениях системы здраво­охранения. К дисциплинарным проступкам относятся прогул, опоздание на работу, невыполнение распоря­жений зевующего аптеки (его заместителей).

Если проступок одновременно затрагивает различ­ные стороны правопорядка, то он является одновре­менно проступком нескольких видов (гражданско-правовым и административным, административным и дисциплинарным и т. п.). Например, если медицин­ский работник, нарушая правила внутреннего рас­порядка, причинил материальный ущерб лечебному учреждению, то его деяние одновременно является административным и гражданским проступком.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.