Рефераты. Этика бизнеса и социальная ответственность






Этический кодекс ТНК-ВР

Приведя в качестве примера этические кодексы зарубежных компаний, я не могу не упомянуть российские кодексы.

Рассмотрим этический кодекс нефтяной компании, которая образовалась благодаря слиянию российской Тюменской нефтяной компании и части активов British Petroleum (BP). Кодекс ТНК-ВР был разработан на основе методов ведения бизнеса трех компаний предшественниц – ТНК, Сиданко и ВР.

В преамбуле кодекса сказано, что ТНК-ВР надеется, что все сотрудники компании, независимо от должности и места работы, будут хорошо знать и соблюдать положения настоящего кодекса. Сам кодекс был согласован и скорректирован руководителями высшего звена компании и состоит из трех уровней. На первом уровне представлены пять Программных обязательств, в общих чертах излагающих стратегическую концепцию деятельности компании.

Деловая практика компании включает в себя пять областей:

·              Этика ведения бизнеса.

·              Сотрудники.

·              Отношения со сторонними организациями.

·              Охрана труда, безопасность и защита окружающей среды.

·              Контроль и финансы.

Настоящие программные обязательства являются основой, на которой ТНК-ВР будет строить и вести свою деятельность.

В рамках второго уровня разработаны Политики компании, в которых более подробно описываются пути реализации программных обязательств. Они устанавливают рамки приемлемой практики для всех сфер деятельности ТНК-ВР, а также поясняют, что можно ожидать от сотрудничества с ТНК-ВР; на третьем уровне представлены протоколы, производственные процедуры и инструкции, в которых, в частности, подробно описывается выполнение Политик компании.

Приведу выдержки из программных обязательств, сформулированных в кодексе ТНК-ВР, относящихся к этике бизнеса, сотрудникам, охране труда, безопасности и защите окружающей среды.

Этика ведения бизнеса.

ТНК-ВР осуществляет свою деятельность на основе безупречной репутации, уважения к другим культурам, достоинству и правам человека во всех регионах деятельности компании. В своей деятельности ТНК-ВР будет:

1.           неукоснительно соблюдать законодательство РФ;

2.           обещать только то, что она способна сделать, брать на себя только те обязательства, которые она непременно выполнит;

3.           никого не вводить в заблуждение преднамеренно;

4.           не попустительствовать коррупции;

5.           не участвовать в каких-либо неприемлемых видах деятельности;

6.           не допускать насилия и никогда не наносить преднамеренного вреда кому бы то ни было.

Компания будет требовать, чтобы сторонние организации, действующие от имени ТНК-ВР, выполняли аналогичные обязательства.

Сотрудники.

Все сотрудники и руководители обязаны использовать активы компании только для укрепления и развития бизнеса компании, не стремясь к личной выгоде путем злоупотребления своим должностным положением. ТНК-ВР уважает права и достоинство всех сотрудников. ТНК-ВР признает и высоко оценивает вклад всех сотрудников в дело создания сильной и успешной компании. Объединение профессиональных навыков, умений и творческого потенциала сотрудников позволит компании:

1.           стимулировать появление новых возможностей для развития бизнеса;

2.           сформировать вдохновляющую рабочую атмосферу, в которой каждый сотрудник будет чувствовать ответственность за результаты деятельности и репутацию компании;

3.           построить новую корпоративную культуру, основанную на прочном фундаменте структур, на базе которых была создана ТНК-ВР;

4.           создать рабочую среду, где будут царить взаимное доверие и уважение.

Сотрудники имеют право:

1.           знать свои должностные обязанности;

2.           вести открытое и конструктивное обсуждение качества и эффективности своей работы;

3.           получать содействие во всестороннем развитии своих способностей и профессиональном росте внутри компании;

4.           получать признание и высокую оценку своих заслуг перед компанией;

5.           вносить предложения, направленные на повышение эффективности работы коллектива;

6.           рассчитывать на внимание компании к своим личным обстоятельствам при выполнении служебных обязанностей.

Безопасность, охрана здоровья и окружающей среды.

Все сотрудники ТНК-ВР несут ответственность за выполнение требований, связанных с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды во всех регионах деятельности компании. Четкое соблюдение требований, безопасности, охраны труда и условий труда всех сотрудников компании играет ключевую роль в успехе ее деятельности. Цели ТНК-ВР в области безопасности, охраны здоровья и окружающей среды предельно ясны – это, прежде всего:

1.           отсутствие несчастных случаев на производстве;

2.           отсутствие аварий на производстве;

3.           бережное отношение к окружающей среде.

Компания будет постоянно стремиться к уменьшению воздействия производственной деятельности на окружающую среду и здоровье работников путем сокращения производственных отходов, а также экономного расходования энергии. ТНК-ВР будет производить качественные продукты, безопасные для потребителей. Она будет соблюдать нормы безопасности транспортных перевозок. Все руководители компании будут нести ответственность за достижение целей и выполнение требований в области безопасности, охраны здоровья и окружающей среды, четкое распределение ролей и обязанностей, выделение ресурсов и принятие необходимых мер, анализ и постоянное совершенствование практики обеспечения безопасности, охраны здоровья и окружающей среды в ТНК-ВР.

Даже по приведенным выдержкам понятно, что кодекс ТНК-ВР выглядит очень солидно, декларирует вполне здравые и осуществимые на практике цели деятельности и соответствует уровню аналогичных кодексов крупных зарубежных нефтяных компаний.

Кодекс «ЛУКОЙЛ».

В другой крупнейшей нефтяной российской компании «ЛУКОЙЛ» существует не этический, а социальный кодекс, в котором речь идет непосредственно о социальной ответственности компании. Это один из наиболее подробных и хорошо разработанных кодексов подобного рода. В преамбуле «Социального кодекса ОАО «ЛУКОЙЛ» говорится: компания является «ответственным корпоративным членом общества и добросовестным участником рыночного хозяйства. Сочетая эти две миссии, ОАО ЛУКОЙЛ (далее - компания) добровольно и в инициативном порядке принимает на себя нижеследующие обязательства по социально ответственному поведению перед всеми сторонами, интересы которых затрагивает деятельность компании»[12]. Сам социальный кодекс ЛУКОЙЛ состоит из трех частей.

1.     Корпоративные социальные гарантии работникам и неработающим пенсионерам группы ЛУКОЙЛ.

Социально ответственное регулирование вопросов труда, занятости и производственных отношений, включая политику оплаты и мотивации труда, безопасности труда, социальную политику в отношении молодых работников, охрану здоровья работников и их семей, жилищную политику, медицинское страхование, пенсионную политику и многие другие вопросы.

2.     Социально ответственное участие компании в жизни общества.

1)          Развитие монопроизводственных населенных пунктов.

2)          Природоохранная деятельность.

3)          Развитие науки, образования, технологии и инноваций.

4)          Сохранение национально-культурной самобытности.

5)          Поддержка культуры и спорта.

6)          Содействие социальным группам и общественным объединениям, нуждающимся в поддержке.

7)          Благотворительная деятельность Компании и работников.

3.     Экономическая основа социальных инициатив.

Контроль над социальными расходами, формы участия в содержании социальных объектов, повышение эффективности социальных услуг, социально ответственного инвестирования и т.п.

Такой кодекс, включающий конкретные обязательства компании по отношению к своим сотрудникам, инвесторам, клиентам и добровольные инициативы в области благотворительности, на мой взгляд, вполне достоин самой компании. Можно быть уверенным, что все, что там декларировано, реально выполняется.


3.3 Социальная отчетность


Как бы ни правдоподобно и солидно выглядели кодексы, все же главным пунктом социально ответственной деятельности компаний является социальный отчет.

Социальная отчетность в широком понимании – это отчеты компании, включающие информацию не только о результатах экономической деятельности, но и социальные и экологические показатели.

Корпоративный социальный отчет – это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов, общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.

В особенности это важно, если мы говорим о крупных корпорациях, градообразующих предприятиях или производителях, имеющих разветвленную сеть филиалов и подразделений. Содержащаяся в социальных отчетах информация свидетельствует о приверженности таких компаний концепции корпоративной ответственности, которая включает в себя заботу не только о своих работниках, но и участие в социально-экономическом развитии территории своего присутствия. Многие компании относятся к такого рода затратам как к социальным инвестициям, направленным на улучшение качества жизни, совершенствование механизмов социально-экономического развития и повышение конкурентоспособности регионов, что создает благоприятные условия для развития бизнеса самих этих организаций.

Нефинансовый (социальный) отчет является одним из инструментов повышения качества корпоративного управления, включая планирование, мониторинг и оценку деятельности компании. Одновременно он может служить средством повышения прозрачности деятельности компании и улучшения диалога с социальными партнерами. Также социальный отчет является способом общения компании с внешним миром, демонстрирует умение видеть риски и предпринимать своевременные и адекватные действия по их снижению и предупреждению.

Первые социальные отчеты были сделаны европейскими компаниями еще в 70-х годах прошлого века. За прошедшие сорок лет количество нефинансовых отчетов в разных отраслях и странах продолжает расти.

Наибольшее распространение нефинансовая отчетность получила в Европе (лидер – Великобритания) и Северной Америке. А В Канаде этот процесс происходил даже более активно, чем в США. В азиатском регионе активно подключились к процессу отчетности компании Японии и Южной Кореи. Также проявляет активность Австралия. Понимание того, что в глобальной экономике оставаться в стороне от общих процессов, - верный путь к потере конкурентоспособности, существенно расширило географию нефинансовой (социальной) отчетности. Россия также включилась в этот процесс.

Ведущими специалистами в области социальной ответственности был разработан ряд руководств и стандартов отчетности, которые служат в качестве основных принципов социального учета, аудита и отчетности:

·        Стандарт ответственности института AccountAbility (Институт Социальной и Этической отчетности) АА100, основанный на принципе отчетности с тройным итогом Джона Элкингтона;

·        Учет связанной с устойчивостью системы отчетности;

·        Руководство по отчетности по устойчивому развитию Глобальной инициативы по отчетности;

·        Руководство по мониторингу Verite;

·        Международный стандарт социальной ответственности SA8000;

·        Сертификация (стандарт) зеленого глобуса;

·        Стандарт экологического управления ISO 14000;

·        Глобальный договор ООН помогает компаниям отчитываться в формате Информации о ходе выполнения. Отчет о ходе выполнения описывает реализацию компанией десяти универсальных принципов Договора.

·        Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН обеспечивает добровольное техническое руководство по показателям экономической эффективности, отчетности по корпоративной ответственности и раскрытии информации о корпоративном управлении.

Что касается России, то в зависимости от целей и развитости компаний, отчетность по корпоративной социальной и экологической ответственности осуществляется в нашей стране в пяти основных видах:

·                   специальный раздел в годовом отчете;

·                   социальный отчет, сводящий воедино все социальные, благотворительные и спонсорские проекты компаний, составленный в свободной и, как правило, удобной для компаний форме, вне формата международных стандартов корпоративной социальной ответственности;

·                   экологический отчет, описывающий приоритеты и основные направления экологической политики компании, систему экологического менеджмента, мониторинга и контроля, показатели и затраты на экологическую политику;

·                   отчет о корпоративной социальной и экологической ответственности с частичным применением принципов и показателей международных стандартов, включающий наряду с описанием миссии, ценностей и стратегических целей компании ее социальные мероприятия и проекты, осуществляемые в качестве реакции на диалоги со стейкхолдерами;

·                   отчет об устойчивом развитии, составленный в соответствии с принципами и с использованием показателей результативности Руководства GRI, стандарта АА 1000S и включающий все аспекты социальной миссии компании, ее корпоративной стратегии, культуры, социальной и экологической политики.

В России сегодня преимущественно выпускаются социальные и экологические отчеты. Они выходят отдельными изданиями, а также публикуются на сайте компании. Благодаря тому, что выпуск нефинансовых отчетов в нашей стране является добровольной инициативой, компании самостоятельно определяют, какие системы отчетности и показатели использовать. Можно также отметить, что анализ отчетов, проведенный департаментом корпоративной социальной политики РСПП, показывает, что в отчетах отечественных компаний большое внимание уделяется благотворительности и спонсорству, вопросам социальной и экологической политики, а также программам развития территорий.

Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI.

Хотелось бы привести в качестве образца, на который могут ориентироваться корпорации при составлении своего ежегодного отчета о проделанной работе в области социальной ответственности, «Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI»[13].

Эта система на сегодняшний день является наиболее применяемой в мире при подготовке нефинансовых отчетов. Руководство GRI помогает компании осмысленно анализировать свой вклад в развитие общества. Это международно-признанная система принципов и показателей отчетности. Любые компании, независимо от размера и вида деятельности, могут использовать руководство GRI и сочетать его с другими системами: AA 1000 и глобальным договором, которые дополняют друг друга. Методология GRI предусматривает несколько уровней отчетности, которые позволяют поэтапно внедрять заложенные в ней подходы при подготовке отчетов.

Руководство GRI состоит из принципов отчетности, рекомендаций по отчетности и стандартных элементов отчетности, включая показатели результативности. Главный принцип, на котором основано GRI, — это добровольность предоставления информации. Кроме того, выделяются принципы для определения содержания отчета и для обеспечения его качества. По методологии GRI к ключевым принципам обеспечения качества предоставляемой информации относятся сопоставимость, сбалансированность, точность и ясность. Соблюдение существенности, полноты, всеобъемлющего охвата заинтересованных сторон, учет контекста устойчивого развития позволяет определить содержание отчета. 

По руководству GRI рекомендуется включать в отчет информацию по «принципу триединого итога», который подразумевает включение сведений по экономике, экологии и социальной сфере. По каждой из этих составляющих предусмотрен определенный набор показателей.

Все показатели подлежат внешней проверке и верификации аудиторами. Однако GRI не ограничивает организации в этой сфере и не исключает возможности использовать по усмотрению отчитывающейся организации дополнительные показатели.

Хотелось бы обратить внимание на то, что GRI не определяет строго объем и форму отчета. Главное, чтобы в нем были использованы показатели эффективности деятельности компании. Организация вправе сама определить концепцию и структуру отчета. Хотя, конечно, надо учитывать стандарты раскрытия информации, которые затрагивают следующие аспекты: 

·                   стратегию и характеристику компании;

·                   подходы к менеджменту;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.