Рефераты. С.Ю.Витте и П.А.Столыпин - крупные политические деятели






провозглашалась "неприкосновенность общинного строя крестьянского

землевладения". Объединенными усилиями противники Витте при очевидном

сочувствии императора (заметим, что Николай II, всемерно ограждая свою

власть, очень ревниво относился к любой крупной политической личности)

начали оттеснять министра финансов и от рычагов управления дальневосточной

политикой, находившихся до того в его почти исключительном владении. Каковы

бы ни были в совокупности причины увольнения Витте с должности министра,

отставка в августе 1903 года нанесла ему удар: пост председателя комитета

министров, который он получил, был неизмеримо менее влиятелен. Сам Витте

поэтому сравнивал свое пребывание на этом посту с тюремным заключением.

По мнению А.Ф. Керенского [8], устранение Витте и замена его в 1903

году оголтелым реакционером Плеве, сразу же приступившим к разрушению основ

политической жизни империи, ознаменовали начало того периода в русской

истории, который можно рассматривать как пролог к революции 1905 года.

Последствия деятельности Плеве были столь плачевны, что в революционное

движение постепенно втягивались не только наиболее прогрессивные

представители земства и интеллигенции, но и рабочие, а затем и крестьяне.

Самодержавие, ставшее к тому времени не более чем пережитком российской

истории, было обречено. Однако, Николай II, вместо того, чтобы продолжить

реформы своего деда и даровать конституцию, с помощью таких людей, как

Плеве, упрямо тянул страну назад, к самым мрачным временам бюрократического

абсолютизма.

После 15 июля 1904 года, когда был убит министр внутренних дел Плеве и

на пост министра внутренних дел назначен прогрессивный генерал-губернатор

Вильны князь П. Д. Святополк - Мирский, Витте возвращается к активной

политической деятельности. В 1904 г. он публикует свою антиобщинную

платформу ("Записка по крестьянскому делу"). Рост эффективности

сельскохозяйственного производства при низких ценах на его продукцию был

важной составной частью программы индустриализации. Он видел в этом

средство и для высвобождения в деревне рабочих рук, которые использовались

бы в промышленности, для удешевления труда промышленного пролетариата. Тут-

то главным тормозом и оказывалась община, приверженцем которой он был в

молодости. Витте стал видеть в общине причину крестьянского оскудения и

требовал сделать из крестьянина "персону" путем уравнения крестьян в правах

с другими сословиями. Речь шла при этом обо всех правах, в том числе и

имущественных, иными словами - о выходе из общины с выделом земли. В общине

Витте видел не только препятствие к развитию сельскохозяйственного

производства, но и одну из форм революционной угрозы, поскольку она

воспитывала пренебрежение к праву собственности.

Меж тем приближался январь 1905, и уже шла русско - японская война.

Поражения в Манчжурии снова продемонстрировали слабость власти. Либералы

сочли, что за проигранную войну царизм вынужден будет, как и в 1861 году,

заплатить реформами. Чтобы добиться этих реформ, и в первую очередь

конституции, они не только усилили пропаганду в земских и интеллигентских

кругах, но и решились на попытку скоординировать действия с

революционерами.

События "Кровавого воскресенья" произвели коренной переворот в мышлении

рабочих масс, разорвали те духовные узы, которые связывали царя и простых

рабочих.

17 января 1905 года Николай II, обращавшийся за советом к Витте и

другим министрам, приказал ему составить из них совещание по "мерам,

необходимым для успокоения страны", и о возможных реформах. Именно осенью

1905 года (в октябре) впервые обсуждалась на совещании Витте с

"общественными деятелями" кандидатура Столыпина на пост министра внутренних

дел. С этого периода они находились на политической арене одновременно.

4. Политическая карьера и реформы П. А. Столыпина

П. А. Столыпин (1862-1911 гг.) - выходец из старого дворянского рода,

известного с конца XVI века. Род Столыпиных дал России выдающихся

политических и литературных деятелей. Бабушка М. Ю. Лермонтова - урожденная

Столыпина. Прадед - сенатор А. А. Столыпин - друг М. М. Сперанского,

крупнейшего государственного деятеля начала XIX века. Отец - Аркадий

Дмитриевич - участник Крымской войны, друг Л. Н. Толстого, навещавший его в

Ясной Поляне. Мать П. А. Столыпина - Анна Михайловна - урожденная Горчакова

- племянница канцлера России А. М. Горчакова, одноклассника А. С. Пушкина

по лицею. Жена Петра Аркадьевича - правнучка А. В. Суворова. Таким образом,

семья Столыпиных в XIX - XX веках была в родстве и дружбе со знаменитейшими

людьми России. Семья П. А. Столыпина владела поместьями в Нижегородской,

Казанской, Пензенской и позже Каунасской губерниях.

Петр Аркадьевич Столыпин не пошел по традиционной для его фамилии

службе, он не стал ни дипломатом, ни военным, окончив Виленскую гимназию,

неожиданно для всех родственников и друзей, он поступает на физико-

математический факультет Петербургского университета. После окончания

университета он служит в министерстве государственного имущества, но через

год переводится в Министерство внутренних дел и попадает, предводителем

дворян, в Ковенскую губернию, где на собственном опыте познает заботы и

тяготы аграрной России.

В 1902 году Столыпин участвовал в особом совещании, на котором

говорилось о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Там он решительно

высказался за уничтожение общинной чересполосицы и расселение по хуторам.

Это заявление явилось неким начальным положением его в будущем обширной

"аграрной реформы". Надо отдать должное смелости Столыпина: когда

разгорелась полемика о путях аграрной реформы между Витте и Плеве, он не

поддержал позиции своего начальника, хотя в 1902 году убеждения Столыпина

были еще весьма далеки от четкой программы Витте, которая была отклонена

накануне революции 1905-1907 года.

В марте 1903 года Столыпина назначают губернатором в более крупную и

важную саратовскую губернию. Здесь и застала его первая революция, в

которой проявились две его характерные черты: во-первых, он не смущался

карать не только левых, но и правых, если их деятельность переходила за

рамки дозволенного. Во-вторых, в отличие от большинства высокопоставленных

деятелей Столыпин был лично храбр и не боялся оставаться лицом к лицу с

разгневанной толпой. Он не просто заявил революционерам с трибуны

Государственной Думы: "Не запугаете!", но и на самом деле вел себя

бесстрашно.

В апреле 1906 года Столыпин назначен министром внутренних дел и вся

борьба с революцией ложится на его плечи. Вскоре он сменяет Горемыкина на

посту председателя Совета министров. Ему было доверено проложить

политический курс в новых исторических условиях - обеспечить сожительство

дотоле ничем не стесненного самодержавия с "народным представительством".

Подключившись к работе, он начал политику успокоения народа.

Столыпин был убежденным противником революционных крутых мер, которые,

по его мнению, не будут способствовать развитию экономики и повышения

качества жизни народа. В намерения Столыпина не входило ни восстановление

абсолютизма, ни уничтожение народного представительства - он стремился лишь

к установлению в России консервативной, но строго конституционной монархии.

Его мечтой была могучая, централизованная империя, экономически здоровая и

культурно развитая. "Противникам государственности, - сказал он, выступая в

Думе, - хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от

исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им

нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!"

Судьба монархии зависела от воли и способностей верховной власти

осуществить комплекс реформ, которые объективно стояли перед страной.

Решить эту задачу призвана была программа, которую П.А.Столыпин изложил 24

августа 1906 года. Она состояла из двух частей "успокоения и реформ". Новый

премьер министр полагал, что 20 лет внутреннего и внешнего спокойствия

России радикально преобразят ее. Первая часть правительственной программы

предусматривала беспощадную борьбу с революционным движением. Этой цели

служило и объявление на военном положении отдельных губерний, введение в

них военно-полевых судов, которые разбирали дела и выносили приговоры в

течение 48 часов. За август 1906- апрель 1907 было вынесено 1102 смертных

приговора(за 30 лет до 1905 их было вдвое меньше). Высылка в

административном порядке неблагонадежного в политическом отношении элемента

из крупных городов в 1906-1907 годах составила не менее 26 тыс. человек.

Вторая часть правительственной программы предлагала проведение реформ.

Ее стержнем стала аграрная реформа. С 1861 года она была вторым крупным

шагом, призванным изменить положение крестьянства. Революция показала, что

надежды царя на крестьянство как оплот режима оказались несостоятельны.

Поэтому Столыпин полагал создать в деревне слой крупных хозяев (кулаков),

которые могли стать опорой власти в борьбе с революцией. Сохранение в

деревне общины препятствовало развитию буржуазных отношений. Разрушение

общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности составляло

главное содержание земельной реформы. Что касается помещичьего

землевладения, то его также необходимо было модернизировать в интересах

самих же помещиков - снизить их влияние на ведение дел в крестьянском

хозяйстве, но сохранить господствующее положение дворянского сословия в

российском государстве. Каждый крестьянин отныне мог выйти из общины,

объявить своей частной собственностью надельный участок земли. Все земли,

разбросанные в разных местах, разрешалось соединить в один участок,

присоединив приусадебный участок, и перенести дом с постройками (хутор).

Это вело к тому, что единый деревенский мир (община) исчезал, как исчезала

и деревня.

Столыпин разработал и реализовал реформу о добровольческом переселении

крестьян в районы Западной Сибири. Переселение в районы Сибири и другие

малоосвоенные территории России значительных масс населения центральных

губерний решало важную общенационально-стратегическую задачу- укрепление

обороны страны и служило средством борьбы с малоземельным перенаселением

центральных районов России. В течение 15 лет население Сибири увеличилось

на 3 млн. человек. Но во многих публикациях до сих пор утверждают, что

аграрные преобразования, осуществленные под руководством Столыпина, не

принесли желаемых результатов.

В 1906 - 1907 году указаниями царя часть государственных и удельных

земель была передана Крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью

ослабления земельного дефицита. Кроме того, с размахом проводилась Банком

покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных

условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского

землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его,

причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему

крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета,

составив за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей.

Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян,

приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В

итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли

крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными

крестьянами.

Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос

крестьянина на денежную массу. Поэтому значительное распространение

получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа.

На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений

мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого

кредита и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на

первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы,

правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе

сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал,

развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть

институтов мелкого крестьянского кредита, ссудосберегательных банков и

кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств.

К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.

Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных,

потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах

создавали молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества,

потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

В январе 1916 г. из общины вышло около 3 млн. домохозяйств Поволжья,

юга Украины, Сибири. В целом реформа способствовала развитию буржуазных

отношений в деревне. Значительно усилилась позиция кулака , который давал

50 % товарного хлеба и начал осваивать внешний рынок. Посевные площади

увеличились на 10 %. Экспорт хлеба достиг 20-25 %, а в урожайные годы -

40 %.

Однако едва ли правомерно относить это только к достижениям

столыпинской реформы: отмена выкупных платежей стимулировала развитие

аграрного сектора; рост мировых цен на хлеб способствовал его вывозу:

сыграли свою роль и погодные условия, когда в 1912-13 гг. были получены

очень высокие урожаи.

Власти не удалось главное - разрушить общину и создать сразу массовый

слой крестьян-собственников. Отруба и хутора сами по себе не являлись еще

условием прогресса, около 50 % их оказались нежизнеспособны.

Переселенческая политика, при всех ее недостатках, вне сомнения, была

явлением положительным. Но она не ликвидировала ни перенаселенности, ни

земельного голода в деревне.

Бюрократические методы, схематизм в осуществлении реформы, психология

крестьян затрудняли ее успешное проведение. Община обнаружила свою

жизнеспособность. Она обеспечила не только защиту от помещика, но и

минимальный прожиточный уровень. Главное же состояло в том, что одна эта

реформа, ставшая "осью" всей внутренней политики правительства, не способна

была решить проблемы, которые стояли перед страной. Требовался комплекс

реформ.

Они имелись в арсенале Столыпина. Реорганизация земского самоуправления

призвана была открыть дорогу в него крепким хозяйствам, проект

преобразований местной администрации - губернского и уездного звена -

снижал влияние не эти органы помещиков, рабочее законодательство

(страхование рабочих, сокращение рабочего дня и др.) должно было перевести

рабочее движение с революционного на реформистский путь, в вопросах

вероисповедания Столыпин предложил снять ряд ограничений (о старообрядцах,

переход из православия, облегчение смешанных браков), что смягчило бы

религиозную борьбу в стране.

Предполагая децентрализовать управление Россией, Столыпин был намерен

произвести реорганизацию администрации и полиции России. Преградой к

реорганизации на самых низах государственного управления являлась сословная

иерархия. Уезды возглавляли уездные предводители дворянства, многим из

которых, однако, по причинам обеднения дворянства, произошедшего еще в

конце прошлого столетия, приходилось служить в городах и появляться в своих

уездах лишь изредка. Связь между уездами и дворянством была ослаблена. А

между тем, происходил рост других слоев населения - промышленников и

купцов, городской интеллигенции и др. - которые добивались права голоса. С

учетом этого в проекте предлагалось вместо предводителей дворянства

поставить во главе уезда уездных начальников из местной среды, назначенных

министром внутренних дел. На губернском уровне проект предполагал усиление

власти губернаторов, сосредоточения в его руках всего механизма управления

губернией. Параллельно с этим был разработан проект реорганизации полиции,

численность которой в те времена была явно недостаточной.

Программа реформ затрагивала все отрасли государственного управления и

была рассчитана, по замыслу Столыпина, на 20 лет. Эти реформы, по мысли

Столыпина, делали империю более современной, вели к укреплению монархии.

Этой же цели служил и законопроект о введении всеобщего начального

образования в стране.

Однако все эти проекты встретили ожесточенное сопротивление

господствующих классов. Только в национальном вопросе между Столыпиным и

ними разногласия отсутствовали. Вокруг курса правительства разгорелась

острая борьба. Николай II встал в конце концов на сторону правых. Он

опасался, что реформы в конечном итоге поставят под вопрос само

существование монархии. В придворных кругах заговорили об отставке

Столыпина. Развязка была трагической - 1 сентября 1911 г. П. А. Столыпин

был смертельно ранен в Киеве агентом охраны Д. Г. Богровым, при преступном

попустительстве высших чинов полиции. Гибель Столыпина означала, что

власть, сделав шаг на пути преобразования монархии в буржуазию, отказалась

от предыдущих реформ.

5. Причины неудач реформаторов

Среди государственных деятелей последних лет существования Российской

империи С. Ю. Витте выделялся необычным прагматизмом, граничившим с

политиканством. Прагматизм Витте был не только отражением свойств его

личности, но и явлением времени. Витте показал себя выдающимся мастером

латать расползшийся политический режим, ограждая его от радикального

обновления. Он многое сделал для того, чтобы продлить век старой власти,

однако был не в силах приспособить отжившую свое систему государственного

управления к новым отношениям и институтам и противостоять естественному

ходу вещей.

Политика индустриализации, проводимая Витте без учета аграрной

направленности экономики страны, способствовала углублению кризиса

сельского хозяйства на рубеже XIX - XX веков. Развитие промышленности во

всех странах шло за счет средств, накопленных первоначально в сельском

хозяйстве. Там, где этот процесс шел естественным и неспешным темпом, он не

был болезненным. Необходимость быстрого скачка оказалась чувствительной.

Россия была догоняющей страной и расплачивалась за это. Понимание этой

проблемы пришло к Витте поздно, поэтому попытка исправить ситуацию выпала

уже на долю его преемника - П. А. Столыпина.

Однако, страна в период столыпинских реформ переживала революционный

кризис. Стояние на месте или полуреформы не могли решить ситуацию, а только

наоборот расширяли плацдарм для борьбы за кардинальные преобразования.

Только уничтожение царского режима и помещичьего землевладения могли

изменить ход событий, меры, которые предпринял Столыпин в ходе своих реформ

были половинчатыми. Главный же крах реформ Столыпина состоит в том, что он

хотел осуществить реорганизацию внедемократическим путем и вопреки ему.

Струве писал:" Именно его аграрная политика состоит в кричащем противоречии

с его остальной политикой. Он изменяет экономический фундамент страны, в то

время как вся остальная политика стремится сохранить в возможно большей

неприкосновенности политическую "надстройку" и лишь слегка украшает ее

фасад" [9].

Конечно же Столыпин был выдающимся деятелем и политиком, но при

существовании такой системы, которая была в России, все его проекты

"раскалывались" о непонимание или о нежелание понять всю важность его

начинаний. Надо сказать, что без тех человеческих качеств, таких как:

смелость, целеустремленность, напористость, политическое чутье, хитрость -

Столыпину вряд ли удалось сделать хоть какой-то вклад в развитие страны.

Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства,

недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая

организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914

гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой

аграрной политики.

Сразу же после окончания революции 1905-1907 годов события приняли

совсем не тот оборот, на который рассчитывал Столыпин. Революция

разоблачила царский строй, оттолкнула от него почти все классы. И только

класс помещиков в своем огромном большинстве оставался на стороне правящего

режима, только на него этот режим мог с уверенностью опереться.

Соответственно возросла зависимость правительства от настроений помещиков.

А последние быстро опомнились от страха и решили, что жизнь вошла в прежнюю

колею и ничего не нужно в ней менять. Как пишет Солженицын [1], правым

кругам и внешним сферам Столыпин был нужен для борьбы с революцией, а когда

революция отошла, "политика Столыпина стала им всем нетерпима и

невозможна".

И еще одна причина провала реформ - реформаторы, убежденные в

правильности своих проектов, не считали настоятельно необходимым убедить в

этом народ, крестьянство, которые, по их мнению, по своей "некультурности"

не сознавало собственной пользы. Столыпинская программа была "революцией

сверху", которую не поддерживали ни один крупный общественный класс, ни

одна партия или общественная организация.

Последующий период показал, насколько неслучайной была неспособность

Столыпина использовать силу государства в деле преобразования России - за

оставшиеся до краха империи годы не было ни одного другого предложения,

исходящего от правящих кругов, существенно изменить законодательство

России.

6. Заключение: Уроки реформ

Крах реформ, невозможность срастить тоталитаризм и авторитаризм с

самостоятельностью, крах курса на крестьянина - фермера стал уроком для

большевиков, которые предпочли опереться на колхозы.

Путь Столыпина, путь реформ, путь предотвращения октября 17 года был

отвергнут. И теми, кто революции не хотел. И теми, кто к ней стремился.

Что же мы можем почерпнуть из опыта наших предшественников?

Во-первых, понимание того, что история повторяется. Разве не те же

процессы идут в нашей Думе, что и на рубеже предыдущих веков - отторжение

закона о частной собственности на землю, открытые националистические

высказывания, неприятие прогрессивных законов и начинаний и т.д.? А

действия "реформаторского" правительства - те же полуреформы, а на самом

деле - их отсутствие, то же нежелание говорить с народом (он не поймет!),

то же пренебрежение социальной политикой.

Во-вторых, понимание того, что исторический опыт представляет собой

неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно- исторических

примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с

уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой - то мере

приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и

предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в

будущем.

Может все-таки попробуем учиться на чужих, а не на своих ошибках?

Литература

1. Дякин В. С. Был ли шанс у Столыпина?, Звезда, 12, 1990.

2. Корелин А. П. Краткое пособие по истории, Москва: "Высшая школа",

1992.

3. Эйдельман Н. "Революция сверху" в России, Москва: "Книга", 1989.

4. Бок. П. А. Столыпин, Москва: "Современник", 1992.

5. Попов Г. О столыпинской реформе, Наука и жизнь, N , 199 .

6. Отечественная История (История России с древнейших времен до

1917 г.), Москва: "Большая российская энциклопедия", 1994.

7. Ананьин Б. В., Р. Ш. Ганелин. Сергей Юльевич Витте, Вопросы истории,

8, 1990.

8. Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте, Вопросы истории, 6 -

8, 1990.

9. Столыпин П. A. Нам нужна великая Россия, сборник речей, Москва:

"Молодая Гвардия", 1991.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.