Рефераты. Аудит безналичных расчетов






Как правило, по операциям, отражаемым через банковские счета, сторнировочных записей в регистрах бухгалтерского учета не должно быть, так как допущенная ошибка по банковским опе­рациям — это или излишне зачисленные или снятые суммы, ко­торые восстанавливаются обратными бухгалтерскими записями, поскольку ошибочное зачисление производится на основе доку­мента. Ошибочно зачисленные платежи подлежат возврату. При снятии со счета ранее ошибочно зачисленной суммы банк состав­ляет мемориальный ордер с указанием причины списания со сче­та. Именно поэтому наличие сторнировочных записей по расчет­ному счету в регистрах бухгалтерского учета должны быть особо тщательно исследованы на предмет надежности системы бухгал­терского учета и внутреннего контроля.

Рассмотрим методологию проверки правильности отражения опе­раций в бухгалтерском учете по счету 52 «Валютные счета».

Бухгалтерский учет безналичных денежных средств аудируемого лица в иностранных валютах на счете 52 ведется в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу Банка России, действующему на дату поступления (списания) средств. К счету 52 «Валютные счета» могут быть открыты субсчета 1 «Валютные счета внутри страны» и 2 «Валютные счета за рубежом».

Аналитический учет ведется но каждому счету, открытому для хранения денежных средств в иностранной валюте.

С 18 июня 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В законе определен перечень вопросов, по которым Правительство Российской Федерации и Банк России могут при­нимать нормативные акты по регулированию валютных операций. Кроме того, впервые в российском валютном законодательстве по­явилось правило, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законода­тельства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов. При проверке необходимо учи­тывать действующий порядок и норматив обязательной продажи валютной выручки.

В связи с тем что учет валютных операций ведется в националь­ной валюте, появляется необходимость пересчета конкретных сумм иностранной валюты в рубли при отражении в учете валют­ных операций. Правила бухгалтерского учета валютных операций регламентированы отдельными нормативными актами:

Федеральным законом от 23.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтер­ском учете» (с изм. и доп.);

Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обяза­тельств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина России от 10.01.2000 г. №2н.

ущерба возможно в случае растрат, хищений, нанесения матери­ального ущерба, выпуска бракованной продукции.

При тестировании системы внутреннего контроля необходимо установить причины выпуска брака, степень вины работника, правильность оформления актов. При выявлении недостач взыс­кание с материально ответственного лица может быть осуществ­лено при наличии его вины, установленной в судебном порядке, или на добровольной основе, при этом необходимо проверить осуществление расчета норм естественной убыли.

В зависимости от результатов тестирования системы внутрен­него контроля аудиторы составляют общий план и программу

аудита.

В состав денежных документов, находящихся в кассе, входят почтовые марки, марки государственной пошли­ны, вексельные марки, оплаченные путевки в санатории, дома отдыха и др. Проверка денежных документов должна сопровождаться полной инвентаризацией их с состав­лением соответствующего акта.

В процессе контроля следует убедиться в равенстве ос­татков данных аналитического учета остатку по синтети­ческому счету 50, субсчет 3 «Денежные документы». По данным ана­литического учета необходимо установить своевременность и правильность оприходования денежных средств.

Тщательной проверке должны быть подвергнуты опе­рации по открываемым на ряде предприятий текущим счетам уполномоченных лиц (производителей работ и других) для выплаты на месте заработной платы и других целевых расходов (законность всех этих операций, а так­же качество и обоснованность самих документов).

Безналичные расчеты производятся на основании расчетных документов установленной формы. Расчетный документ— это письменное требование или поручение владельца счета на перечисление денежных средств в безналичном порядке за товарно-материальные цен­ности, выполненные работы и оказанные услуги, а также по другим платежам. Расчетные документы должны соответство­вать установленным стандартам и содержать ряд обязатель­ных реквизитов. Содержание документов и правила их оформ­ления определены Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации. Платежные поручения, платежные требования-поручения, платежные требования выписываются, как правило, в один прием под копирку или путем размножения подлинников в количестве экземпляров, необходимых для банка и всех участ­вующих в расчетах сторон. Чеки выписываются от руки чер­нилами или шариковыми ручками. Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.

Списание средств со счетов плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного докумен­та (документа, переданного по телефаксу), если иное не ого­ворено указаниями Центрального банка РФ.

Аудитор должен обратить внимание также на следующие особенности законности практики проведения безналичных расчетов. Нарушение получателем средств обязательств по договору в части отгрузки товара, оказания услуг или производства работ является основанием для применения к нему контрагентом мер граж­данско-правовой ответственности. Так, если по­ставщик не отгрузил покупателю предусмотрен­ный договором товар, а банку для получения вы­плат представил фальсифицированные документы, по внешнему виду не вызывающие сомнения в их подлинно­сти, банк не может нести ответственность за убытки, причи­ненные покупателю, поскольку никаких нарушений в данной ситуации не допустил. Но при расчетах аккредитивами неред­ко имеют место и нарушения условий выплат со стороны ис­полняющего банка. Например, поставщик отгрузил продук­цию, не предусмотренную договором, а исполняющий банк выплатил средства, несмотря на то, что в представленных ему товаротранспортных документах вид товара не соответствовал тому, для оплаты которого был выставлен аккредитив. Требо­вание плательщика к поставщику о возврате выплаченных сумм — это, по существу, требование о повороте оплаты про­дукции, отгруженной с нарушением условий договора. Требо­вание к банку — это требование о возврате сумм, выплаченных с нарушением условий аккредитива.

Аудитор обязан проверить, чтобы предприятие, принимающее в оплату чеки, зафиксировало ­что:

а) сумма чека не превышает предельной суммы, обозна­ченной на его оборотной стороне и в чековой карточке;

б) номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответ­ствует обозначенному в чековой карточке;

в) паспортные данные чекодателя соответствуют данным, указанным в чековой карточке.



Ошибки, выявленные при аудите безналичных расчетов.


1.В марте месяце предприятию  ОАО «Коммунальщик» было поставлено сырье от ООО «МеталПРОФИ». Был составлен договор в котором говорилось, что через три месяца ОАО «Коммунальщик» отгрузит продукцию ООО «МеталПРОФИ» в расчет за поставленное сырье.

Бухгалтер сделал следующие проводки:


Дата

№ п/п

Наименование операции

Дебет

счета

Кредит счета

Сумма

15.03.07

214

Получен сырье (метал) от ООО «МеталПРОФИ»

10

60-2

420000

15.03.07

215

Отражен НДС

19

60-2

75600


Через три месяца:

Дата

№ п/п

Наименование операции

Дебет

счета

Кредит счета

Сумма

20.06.07

420

Отгружена продукция ООО «МеталПРОФИ»

60-2

90

460000


Исправление ошибки:

Дата

№ п/п

Наименование операции

Дебет

счета

Кредит счета

Сумма

20.06.07

420

Отгружена продукция ООО «МеталПРОФИ»

60-2

90

460000


Проводка сторнируется.

Дата

№ п/п

Наименование операции

Дебет

счета

Кредит счета

Сумма

20.06.07

420

Отгружена продукция ООО «МеталПРОФИ»

62-2

90

460000

20.06.07

421

Предъявлен НДС к возмещению

90-2

68

70169,5

20.06.07

422

Зачтена продукция за ранее полученное сырье

60-2

62-2

389830,5


2. ОАО «Коммунальщик» был заключен контракт с иностранным поставщиком «AQUA Turbo» на покупку оборудования. Стоимость оборудования составляет 12000 евро. В контракте говорилось, что оборудование переходит покупателю в собственность в момент передачи. 12.08.2007 оборудование было доставлено. Задолженность перед иностранным поставщиком погашена 22.08.2007. Оборудование введено в эксплуатацию 29.08.2007 . на 12.08. 2007 курс евро составил– 34,82 руб./EUR;  на 22.08.2007. – 34,88 руб./EUR; - 29.08.2007. – 35.00 руб./EUR

Бухгалтер ОАО «Коммунальщик» отразил следующие записи:

 

Дата

№ п/п

Наименование операции

Дебет

счета

Кредит счета

Сумма

12.08.2007

1002

Получено оборудование от «AQUATurbo»

08-4

60

417840


Дата

№ п/п

Наименование операции

Дебет

счета

Кредит счета

Сумма

22.08.2007

1054

Произведена оплата за оборудование «AQUATurbo»

60

52

418560


Дата

№ п/п

Наименование операции

Дебет

счета

Кредит счета

Сумма

29.08.2007

1065

Оборудование от «AQUATurbo» введено в эксплуатацию

01

08-4

417840


Ошибка бухгалтера привела к недооценке приобретенного основного средства предприятия. При учете ОС необходимо было отразить курсовую разницу, возникшую вследствие изменения курса валюты.

Правильные записи:


Дата

№ п/п

Наименование операции

Дебет

счета

Кредит счета

Сумма

12.08.2007


Получено оборудование от «AQUATurbo»

08-4

60

417840



Дата

№ п/п

Наименование операции

Дебет

счета

Кредит счета

Сумма

22.08.2007


Произведена оплата за оборудование «AQUATurbo»

60

52

418560

22.08.2007


Отражена положительная курсовая разница

91-2

60

720


Дата

№ п/п

Наименование операции

Дебет

счета

Кредит счета

Сумма

29.08.2007


Оборудование от «AQUATurbo» введено в эксплуатацию

01

08-4

417840

29.08.2007


Выявлена разница в соответствии с п.16 ПБУ 6/01

01

91

720


п.16 ПБУ 6/01 позволило сформировать стоимость объекта основных средств в сумме фактических затрат т.к.  стоимость оборудования определена в размере 417840 руб. Фактически произведенные затраты составили 418560. Таким образом, применение

3.      16.10.2007 года бухгалтер ОАО «Коммунальщик» составил корреспонденции счетов следующим образом:


Дата

№ п/п

Наименование операции

Дебет

счета

Кредит счета

Сумма

16.10.2007

1256

Произведена оплата за материалы (железо) ООО «ЖелСталь»

20

51

50000


Данный способ учета допустимо проводить в торговой отрасли, минуя счета расчетов. В отношении учета ОАО «Коммунальщик» это является ошибкой.

В соответствии с ПБУ 1/98 организации должны соблюдать принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это означает, что факты хозяйственной деятельности организации должны относиться к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Таким образом, расходы организации должны быть начислены в корреспонденции между счетами учета имущества или издержек производства и обращения и счетами расчетов с поставщиками (прочими дебиторами и кредиторами). Кроме того, начисление задолженности перед поставщиками является одним из основных методов внутреннего контроля.

Правильные проводки:


Дата

№ п/п

Наименование операции

Дебет

счета

Кредит счета

Сумма

16.10.2007

1256

Произведена оплата за материалы (железо) ООО «ЖелСталь»

20

51

50000


Дата

№ п/п

Наименование операции

Дебет

счета

Кредит счета

Сумма

22.08.2007


Оплачено поставщику «ЖелСталь» за материалы

60

51

50000

22.08.2007


Списаны затраты на материалы

20

60

50000

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.