Рефераты. МВФ: история создания и политико-правовой анализ






МВФ: история создания и политико-правовой анализ








Курсовая работа


МВФ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005 г

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение.. 3

Глава 1. Эволюция Международного валютного фонда.. 6

1.1. Дискуссии о послевоенном мировом экономическом устройстве.  Образование Международного валютного фонда.. 6

1.2. Цели, функции и принципы управления МВФ как субъекта  мирового экономического процесса.. 11

Глава 2. Оценка деятельности МВФ в системе международных  экономических отношений с политико-правовых позиций.. 18

2.1. Анализ влияния рекомендаций МВФ на ситуацию в развивающихся странах в период валютных кризисов 1970-1990-х гг. 18

2.2. Концепция Вашингтонского консенсуса и опыт российских реформ    22

Глава 3. Стратегическая линия развития МВФ в XXI веке.. 29

Заключение.. 33

Список литературы... 35

Приложение 1. 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение


Становление мировой валютной системы было обусловлено развитием международных экономических отношений и в первую очередь торговли. При экспорте и импорте разнообразных товаров и услуг становилось необходимым определять валютный курс, то есть курс национальных денежных единиц друг к другу. Подобная необходимость запустила процесс формирования мировой валютной системы. В условиях, когда национальные денежные единицы имели золотое содержание, в международной практике установился золотомонетный стандарт. Стихийно сложившаяся практика была узаконена в 1867 г. на Парижской конференции заключением межгосударственного соглашения, признающего золото единственной формой мировых денег. В соответствии с соглашением в международных расчетах применялись национальные золотые монеты, но значение имел не их номинал, а вес.

Постепенно золотомонетный стандарт изжил себя, так как не соответствовал ни масштабам усилившихся хозяйственных связей, ни условиям, необходимым для дальнейшего развития экономики. Наступление кризиса ускорила Первая мировая война. С началом войны центральные банки государств -участников системы прекратили размен банкнот на золото и увеличили их эмиссию для покрытия военных расходов, что спровоцировало сильную инфляцию и хаос валютных отношений.

Выход был найден после окончания войны в установлении золото-девизного стандарта, основанного на золоте и ведущих валютах, конвертируемых в золото. Однако стабильность валютной системы была окончательно подорвана мировым экономическим кризисом. Великая депрессия 1929-1933 гг. ударила по одной из основных валют - доллару США, что привело к хаотическому перемещению капиталов и поражению валютными кризисами то одних, то других стран, вызывая девальвации, увеличение дефицита государственных бюджетов, отлив золота.

В период Второй мировой войны валютные ограничения ввели как воюющие, так и нейтральные страны. Замороженные официальные курсы валют практически не менялись, хотя покупательная способность денег постоянно снижалась в результате инфляции. Вновь возросла роль золота как мирового резервного и платежного средства, и военные или стратегические товары можно было приобрести только за золото. Соответственно, валютный курс утратил активную роль в экономических отношениях. Война еще больше углубила кризис Генуэзской валютной системы, разработка же проекта новой валютной системы началась уже в годы войны английскими и американскими специалистами, так как государства опасались повторения валютных кризисов 30-х годов.

Эксперты, работавшие над проектом, стремились разработать принципы валютной системы, способной обеспечить экономический рост и ограничить негативные социально-экономические последствия кризисов. Результатом этой работы стало создание в 1944 году Международного валютного фонда.

Роль Фонда в системе международных экономических отношений оценивается учеными и политиками разных стран неоднозначно. На протяжении всей своей истории МВФ играл большую роль в межгосударственном регулировании валютно-кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед Фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию устойчивости паритетов стран-членов (в золоте или долларах). Но деятельность Фонда нередко сопровождали крупные финансовые и политические скандалы, поэтому с учетом прошлого опыта цели и задачи Фонда менялись. И сегодня они также находятся в стадии переосмысления и реформирования.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении эволюции Международного валютного фонда с политико-правовых позиций.

В задачи работы входит:

1. Ознакомиться с историей образования Международного валютного фонда.

2. Определить цели, функции и принципы управления МВФ как субъекта  мирового экономического процесса.

3. Дать оценку деятельности МВФ в системе международных  экономических отношений с политико-правовых позиций.

4. Обозначить влияние рекомендаций МВФ на ситуацию в развивающихся странах в период валютных кризисов 1970-1990-х гг.     

5. Показать воздействие концепции Вашингтонского консенсуса на ход и результаты российских реформ в 90-х годах ХХ века.

6. Охарактеризовать стратегическую линию развития МВФ в XXI веке.

В работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых и экспертов: М. Богуславского, М. Голдмана, С. Моисеева, Т. Нешатаевой, К. Семенова, А. Сидорова, И. Трахтенберга, М. Интрилигейтора, Р. Макинтайра, П. Реддавея, Дж. Стиглица и других; документы МВФ, материалы научных конференций и специализированных электронных ресурсов.

В исследованиях ученых в различных аспектах рассматриваются основные исторические этапы развития Международного валютного фонда, его стратегии в различных регионах мира, даны оценки его деятельности, а также возможные направления развития.


















Глава 1. Эволюция Международного валютного фонда

1.1. Дискуссии о послевоенном мировом экономическом устройстве.
Образование Международного валютного фонда


Вторая мировая война создала условия для пересмотра глобальных экономических правил и перестройки механизмов мирового экономического регулирования, преобладавших в довоенный и межвоенный период. Созванные в 30-е годы ХХ века несколько международных конференций для рассмотрения мировых валютных проблем не увенчались успехом. Требовалось добиться сотрудничества всех стран, в невиданных ранее масштабах, для создания новой валютной системы и международного учреждения для контроля над ней.

Уже в самом начале Второй мировой войны было ясно, что Соединенные Штаты становится единственной страной, которая может реально претендовать на место лидирующей нации в послевоенном мире. Так, в январе 1940 г. в своем послании к конгрессу Рузвельт заявлял, что США будут призваны сыграть руководящую роль в момент, когда придет время восстановления всеобщего мира[1]. Помимо этого, высказывались мнения, что другие страны не имеют таких возможностей как Соединенные Штаты, поэтому основные заботы по работе над реконструкцией и будущей экономической стабилизацией будут возложены на них, как на нацию-кредитора.

Таким образом, для американского руководства приоритетной стала задача быстрого достижения лидирующих позиций в послевоенном мире. Отчетливо вырисовывалась необходимость принятия курса на новую многостороннюю схему международных экономических взаимоотношений (multilateral relations / multilateralism). Тем более, что необходимости вырабатывать теоретические основы реализации этой идеи «с нуля» не было. Они уже были сформулированы после Первой мировой войны американским президентом Вудро Вильсоном, основная идея которого заключалась в создании мира «открытых дверей», где международные отношения базировались бы на универсальной многосторонней основе. Руководство и регулирование механизмами международных отношений в рамках предполагаемого нового мирового порядка должно было осуществляться через международные организации, где были бы представлены все страны - субъекты международных отношений. Именно такая система, не получившая своего развития в 20-е гг. XX в., стала как никогда актуальной среди американской правящей элиты к концу Второй мировой войны.

Было очень важно создать такой механизм международных экономических отношений, который позволил бы не только восстановить довоенный объем международной торговли, но и перестроил бы его на новых основах. Добиться этого можно было лишь заставив крупнейшие страны-участницы «добровольно» пересмотреть эти основы и отказаться от всех экономических привилегий, которые те имели в довоенном мире[2].

Сложность поставленной цели, однако, усугублялась тем, что в американском правительстве не было единого мнения относительно пути формирования открытых мировых экономических отношений. Дискуссия происходила вокруг основных путей и методов достижения долгосрочных и краткосрочных целей в развитии послевоенной экономики.

Существовало две основные политические группировки, каждая из которых имела собственный взгляд на то, как должна развиваться послевоенная мировая экономика. В первую и наиболее влиятельную группу входили Г. Моргентау, Г.Д. Уайт, Р. Морли и ряд чиновников администрации. Они являлись сторонниками кейнсианской модели централизованного планирования экономики, и развитие послевоенной мировой экономической системы они рассматривали через призму концепции «национального капитализма».

Вторая группа формировалась из самых влиятельных фигур госдепартамента. Ее представители - К. Хэлл, В. Клэйтон, Д. Ачесон, Дж. Форрестол - считали, что упор в послевоенной мировой экономике необходимо сделать на максимальной открытости национальных рынков и свободном доступе на них товаров всех стран, то есть на идее интернационализированной экономики или концепции «интернационального капитализма».

При этом представители обеих сторон исходили из стремления закрепить экономическое лидерство США на мировой арене, сложившееся в ходе войны. Однако они серьезно расходились в путях достижения этой цели, которые пролегали через преодоление послевоенного кризиса.

Сторонники национального капитализма были уверены в том, что необходимо ограничить послевоенную мировую торговлю достаточно высокими тарифными барьерами, создав при этом механизмы их регулирования через международные экономические организации. Эти механизмы позволили бы снижать тарифы по мере выхода стран из кризиса. Планировалось, что такими организациями должны были стать Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Первый должен был установить и регулировать колебания курсов валют стран-субъектов международных экономических отношений, в пределах 10%[3], а второй контролировал бы сферу международных инвестиций и займов[4]. Автором стратегии подобного развития стал молодой экономист Г.Д. Уайт, заместитель главы казначейства США[5].

Оформленный таким образом механизм экономического регулирования, в котором ключевые позиции отводились США, позволил бы им активно влиять на сферу международной торговли и финансов, меняя их в соответствии с изменениями обстановки на мировой экономической арене.

Программа, которую отстаивали сторонники экономического интернационализма («фритрейдеры»), основывалась на двух принципиальных моментах: на отсутствии дискриминации на мировом рынке и на одновременной ликвидации излишних протекционистских мероприятий. Глава госдепартамента Кордел Хэлл не переставал приводить аргументы в защиту низких торговых барьеров: «Перед первой мировой войной, в странах Западной Европы с самым высоким уровнем жизни, были самые низкие таможенные тарифы, и, напротив, в странах с самым низким уровнем жизни они оставались самыми высокими»[6].

По словам У. Клэйтона и Г. Гопкинса, отсутствие дискриминации в торговле при одновременном уменьшении торговых барьеров увеличило бы масштабы мировой торговли, привело бы к повышению уровня жизни, снизило бы конкуренцию между странами и таким образом ликвидировало бы одну из главных причин, вызывающих войны[7].

Поначалу, президент США склонялся к точке зрения госдепартамента, что нашло отражение в «Атлантической хартии», где провозглашались идеи открытой торговли, после чего имела место попытка найти компромисс между противоборствующими группами. Была создана комиссия Хансена - Винера, двух бывших президентов американской ассоциации экономистов (АЕА), которая указала на необходимость максимального использования мировых экономических возможностей и ресурсов, обеспечение максимальной занятости, наиболее эффективный обмен товарами между странами, в соответствии с принципом «сравнительных преимуществ», который наглядно продемонстрировал Д. Рикардо.

Однако рекомендации этой комиссии не были услышаны враждующими сторонами, и борьба между ними в 1942-1943 гг. приобрела ожесточенный характер. К концу 1943 г. поддержку у Рузвельта получила программа казначейства.

Свое окончательное оформление эти планы получили в статьях Бреттон Вудских соглашений 1944 г. В их рамках были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) на условиях, предлагавшихся группой Моргентау-Уайта.

Представители 44 стран (союзники в борьбе с гитлеровско-японской коалицией) в городе Бреттон-Вудс (США) составили и подписали договор о создании МВФ, который во многом отражал их страхи по поводу повторения довоенного опыта финансовой и ценовой нестабильности, безработицы и международной экономической дезинтеграции. Они надеялись создать международную денежную систему, которая бы обеспечила полную занятость и стабильность цен в послевоенное время, предоставила бы отдельным государствам возможность переживать периоды краткосрочных колебаний платежного баланса.

Все решения в МВФ и МБРР предполагалось принимать путем голосования стран-участниц. Количество голосов должно было определяться размером финансовой квоты страны в данных учреждениях. По плану Казначейства наибольшая квота предоставлялась США.

В настоящее время только узкому кругу специалистов известно о весьма сочувственном отношении в 1944-1945 гг. советских экономистов к проектам Бреттон-Вудской конференции. Один из них - И. Трахтенберг - писал в 1944 г. на страницах международного экономического журнала СССР «Мировое хозяйство и мировая политика»: «…мы заинтересованы в стабильности валюты зарубежных стран, как тех, куда мы экспортируем товары, так и тех, откуда мы товары импортируем. Мы заинтересованы в развитии мировой торговли. Всякого рода мероприятия, которые, в какой бы то ни было мере могут способствовать разрешению указанных задач, в том числе и валютные мероприятия, должны поэтому привлекать наше внимание»[8].

Известно также и о позитивном настрое на сотрудничество с СССР со стороны президента Рузвельта и группы Моргентау-Уайта. Гарри Декстер Уайт - заместитель главы американского казначейства стремился в 1944-1945 гг. включить СССР в Бреттон-Вудскую систему МВФ и МБРР как равноправного партнера. Он полагал, что именно партнерство США с СССР, прежде всего в финансово-экономической сфере, должно было обеспечить стабильность в послевоенном мире.

Однако финансовое партнерство Рузвельта - Сталина не состоялось: в декабре 1945 г. СССР окончательно отказался ратифицировать ранее подписанные им Бреттон-Вудские соглашения по МВФ и МБРР, а с 1947 г. активно выступил против «плана Маршалла» (восстановления экономики и финансов Европы).

В целом с американской и частично английской стороны Бреттон-Вудская международная финансовая конференция виделась не частным собранием мелких банкиров, озабоченных лишь возвращением потерянных в ходе  войны личных капиталов, а первым шагом к созданию глобальной финансово-политической системы, призванной закрепить победу антифашистской коалиции в послевоенном мире. И самым важным в этой системе на ее первоначальной стадии было несомненное желание Рузвельта включить в нее и СССР.

1.2. Цели, функции и принципы управления МВФ как субъекта
мирового экономического процесса


Международный валютный фонд является межправительственной валютно-кредитной организацией, имеющей статус специализированного учреждения ООН. [9] Как следует из специальной литературы, международные межгосударственные организации относятся к субъектам международного частного права. Эти организации создаются государствами для достижения определенных целей, их участниками являются государства. Среди признаков международных организаций в литературе по международному праву принято выделять следующие: учреждение организации на основе международного договора; наличие организационной структуры, правоспособности, привилегий и иммунитетов; суверенное равенство государств-участников.[10]

Все эти черты можно отметить у Международного валютного фонда.

В настоящее время Международный валютный фонд является международной организацией, состоящей из 184 стран-членов (рис.1). (см. в Приложении 1 структуру МВФ)





 

Рис. 1 Growth in IMF Membership, 1945 – 2003 (number of countries)

Источник: Сайт Международного валютного фонда - #"#_ftn11" name="_ftnref11" title="">[11]

Фонд имеет полный статус юридического лица и, в частности, право

- вступать в договорные обязательства;

- приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.