Рефераты. Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской облас...






Коллегией администрацией области в 2000г. принято концепция стратегического развития Кузбасса до 2010г. (выработаны главные направления развития 26 ведущих отраслей хозяйственного комплекса).

Основной стратегической целью развития промышленности региона должна стать ее структурная перестройка в направлении создания мощного блока современных перерабатывающих отраслей, выпускающих продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках.

Для этого необходимо:

-       продолжить модернизацию угольного производства, строительство новых, отвечающих мировому уровню шахт и разрезов;

-       путем реконструкции, технического перевооружения и нового строительства угольных предприятий Кузбасса выйти к 2005г. на рубеж добычи угля 140 млн. тонн;

-       завершить строительство объектов пускового комплекса внешнего ж/д транспорта Ерунаковского и Караканского угольных районов за счет освоения 950 млн. руб. – средств долевого участия угольных компаний, осуществляющих угледобычу в этих районах и Западно-Сибирской железной дороги;

-       увеличить объемы геологоразведочных работ перспективных угленосных районов Кузбасса, образовать к 2005г. резервный фонд участков недр для строительства угледобывающих предприятий с общим уровнем ежегодной добычи угля 10 млн. тонн;

-       подготовить сырьевую базу для строительства новых предприятий в северных районах Кузбасса по отработке ресурсо-дефицитных марок коксующих углей;

-       добиться пересмотра инвестиционной политики государства по отношению к угольной отрасли России в целом и Кузбасса в частности;

-       проводить более широкую политику по привлечению частных инвесторов для строительства угольных предприятий;

-       осуществить перевод шахт, отрабатывающих пласты крутого падения Прокопьевско-Киселевского района на гидротехнологию;

-       разработать эффективный механизм финансирования программы “Метанобезопасность” на федеральном и региональном уровнях и приступить к широкомасштабному извлечению метана на угледобывающих предприятиях Кузбасса;

-       осуществить внедрение целевой региональной программы “Опытно-промышленная добыча метана из угольных пластов Кузнецкого бассейна”%

-       построить завод по производству сжиженного газа в Юргинском районе;

-       осуществить программу газификации Кемеровской области на основе замещения природного газа метаном из угольных пластов;

-       добиться в Правительстве РФ решение вопроса по выделению средств для восстановления и ввода в эксплуатацию углепровода “Белово – Новосибирск”;

-       разработать программу нетрадиционного использования угля и его глубокой переработки и решить вопрос ее финансирования;

-       продолжить работу с Правительством России по вопросам снижения абонентной платы и механизма частичного возвращения ее на техническое перевооружение ОАО “Кузбассэнерго”;

-       продолжить восстановление “бросовых” электрических сетей и закончить эту работу к 2005г.;

-       обеспечить вывод ведущих предприятий металлургических, химических, машиностроительных отраслей и легкой промышленности из состояния банкротства и создать благоприятные условия для их инвестиционной привлекательности;

-       осуществить структурную и технологическую перестройку предприятий и отраслей, направленную на свертывание депрессивных производств и проведение реконструкции и технического перевооружения предприятий ведущих отраслей промышленности;

-       приступить к диверсификации промышленного комплекса Кузбасса, направленной на развитие предприятий по глубокой переработке сырья, наукоемких производств, ускоренное развитие инновационных технологий с целью постепенного снижения сырьевой направленности промышленности региона;

-       осуществить дальнейшую интеграцию предприятий горно-металлургической, химической, машиностроительной и легкой промышленности на основе реконструкции их организационной структуры путем создания холдинговых компаний;

-       создать межрегиональную горную компанию “Сибрудхолдинг”, которая должна обеспечить:

·        реконструкцию Таштагольского и Казкого рудников;

·        строительство сушильного отделения на Мундыбашской обогатительной фабрике;

·        рост объемов производства на Шерегешском руднике до 4 млн. тонн сырой руды в год;

-       сформировать реестр свободных производственных мощностей области для возможного размещения на них новых производств;

-       создать резервный (залоговый) фонд, обеспечивающий гарантии инвесторам;

-       составить инвестиционную карту области для осуществления типологии районов по уровню инвестиционной привлекательности для определения политики улучшения инвестиционного климата в наиболее депрессивных из них;

-       провести геологоразведочные работы для последующего вовлечения в отработку угольных участков: Урегольских, Крохалевского, Тешских, Инских и т.д.;

-       вовлечь в разработку новые месторождения золота: Кундатское, Федотовское, Гавриловское, Федоровское, восстановить добычу золота на Берикульском месторождении.

Это позволит осуществить вывод ведущих предприятий металлургической, химической, легкой промышленности, машиностроения из состояния банкротства, создать новые условия для их инвестиционной привлекательности. В угольной отрасли даст возможность довести добычу угля до 140 млн. тонн в год. Развитие транспортной инфраструктуры Ерунаковского и Караканского угольных районов позволит добыть только в Восточном Кузбассе 42 млн. тонн угля.

В металлургической промышленности даст возможность существенно расширить рынки сбыта металлопродукции на основе повышения ее конкурентоспособности и уровня технологической готовности, а также увеличить производство кокса на 700 тыс. тонн, ферросилиция на 31 %.

Решение задач позволит только в металлургической и химической промышленности создать более 2000 новых рабочих мест.

Развитие промышленности региона напрямую связано с уменьшением уровня безработицы, как официальной, так и скрытой. Развитие промышленности  способствует созданию новых рабочих мест и сохранению уже существующих.

Основным направлением в политике занятости должно являться развитие активных мер.

Особое внимание следует уделить обеспечению занятости социально уязвимых категорий населения:

—    трудоустройство и поддержка занятости молодежи;

—   профессиональная реабилитация и обеспечение занятости инвалидов;

—   занятость женщин;

—   лиц предпенсионного возраста и т.п.

В 1998г. был принят закон Кемеровской области "О порядке квотирования рабочих мест в организациях Кемеровской области для особо нуждающихся в социальной защите". Так как в последние время работодатели ужесточили меры по приему граждан, у них все более проявляется не желание трудоустраивать неконкурентные группы населения, мы предлагаем:

ü     расширить перечень лиц слабо защищенных слоев населения, включив в него выпускников общеобразовательных учреждений, начального профессионального образования; сирот, выпускников детских домов, оставшихся без попечения родителей; семьи, в которых оба родителя признаны безработными;

ü     разработать и принять Постановление "Об установлении размера обязательной платы за невыполнение организациями квоты для приема на работу лиц, нуждающихся в социальной защите";

ü     разработать и утвердить порядок поощрения работодателей, принимающих на работу лиц данной категории в счет установленной квоты и предъявления штрафных санкций работодателям, не выполняющим договорные обязательства.

Также предлагается основную часть средств фонда занятости направить на развитие активной политики, то предлагаем изменить структуру расходов средств Департамента ФГСЗН. За период 1998-2000гг. доходы и расходы государственного фонда занятости распределялись следующим образом (таблица 3.1).


За рассматриваемый период средства, направляемые на активную политику, снижаются с 17,2 до 15,4 %. Средства, направляемые на программы обучения снижаются (с 9,4 до 6,6 %), а финансирование специальных программ занятости увеличивается (с 7,8 до 8,7 %).

В структуре расходов продолжают увеличиваться, средства направляемые на пассивную политику (в 1998г. пособия по безработице составляли - 21 %, в 1999г. - 22 %). В 2000г. была полностью погашена задолженность по пособиям по безработице за 1996-1997гг. и пособия в структуре расходов составили 35 %.

В структуре расходов происходит небольшое увеличение средств на программы информационного обеспечения государственной политики занятости с 2,3 до 2,8 %. Значительное увеличение средств произошло по статье денежное содержание федеральных государственных служащих территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости (с 6,1 до 12,4 %).

Предлагается изменить структуру расходов следующим образом:

Во-первых, основную часть средств направить на реализацию программ активной политики, тем самым, сокращая средства на пассивную политику. Во-вторых, сократить расходы на содержание служащих служб занятости.

Также предлагается отказаться от субсидирования рабочих мест, т.к. практика показывает, что их большинство является экономически неэффективным. А эти средства направить на создание новых рабочих мест. Для более эффективной работы по данному направлению следует проводить отбор потенциальных работодателей, способных и желающих создавать экономически эффективные и перспективные рабочие места, оказывать правовую, практическую и методическую помощь работодателям по разработке бизнес-планов и проектов по созданию новых рабочих мест.

Безработицу может снизить только реальный, необратимый стабильный экономический подъем. Экономический рост, который мы наблюдаем, имеет локальный, временный характер. Хотя бесспорно то, что наблюдается некоторая стабилизация. В значительной степени экономические показатели предприятий улучшаются за счет уменьшения издержек, высвобождения избыточной, неэффективной рабочей силы. Значит, безработица должна вновь расти, и многим станет сложнее найти постоянную работу. Поэтому следует помогать созданию только экономически эффективных рабочих мест.

Трудоустройство молодежи и подростков является серьезной проблемой рынка труда Кемеровской области. Содействовать улучшению занятости молодежи могли бы следующие мероприятия:

§        Совершенствование законодательства в области занятости молодежи;

§        Разработка концепции кадровой молодежной политики;

§        Разработка и реализация специальных программ, направленных на содействие занятости молодежи, поддержку самозанятости, предпринимательства и т.д.;

§        Проведение целенаправленной протекционистской политики, в части сохранения существующих и организации новых дополнительных рабочих мест;

§        Повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда, в первую очередь, путем совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации молодежи;

§        Привлечение средств областного, городского и районных бюджетов;

§        Укрепление взаимодействия областной, городских и районных администраций, органов службы занятости, профессиональных, молодежных союзов и других заинтересованных организаций.

В целях совершенствования организации временной занятости подростков необходима реализация следующих мероприятий:

·        Укрепление контактов органов службы занятости и комиссий по делам несовершеннолетних;

·        Развитие сотрудничества с молодежными биржами труда;

·        Квотирование рабочих мест для подростков;

·        Активизации взаимодействия по привлечению различных источников финансирования временной занятости подростков, общественных работ для несовершеннолетних;

Организация временной занятости позволит осуществлять адаптацию подростков на рынке труда, оказать им материальную поддержку, увеличить занятость, приобретать необходимые трудовые навыки и опыт работы, снизить уровень детской безнадзорности.

Следует уделять больше внимания развитию предпринимательства как наиболее перспективной мере содействия занятости. В целях ускорения развития малого и среднего бизнеса необходима реализация комплексных мер:

ü     создание действующих финансово-кредитных механизмов для оказания целевой помощи субъектам малого предпринимательства, обеспечивающих им доступ  к финансовым и производственным ресурсам;

ü     создание эффективного механизма сотрудничества субъектов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства, и общественных организаций предпринимателей;

ü     формирование и расширение инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства, оказание на их основе широкого спектра информационных, обучающих и консультационных услуг;

ü     направить средства на предоставление микрокредитов начинающим предпринимателям.

Социальное партнерство является одним из механизмов решения социальных проблем, в том числе проблем занятости в области. Политика социального партнерства и совместное финансирование мер по расширению занятости населения способствовало стабилизации социально-экономического положения области, обеспечению социальных гарантий трудящимся, предотвращению трудовых конфликтов. Для развития социального партнерства необходимо:

¨     Продолжить работу по совершенствованию регулирования оплаты труда через систему социального партнерства путем заключения территориальных соглашений, активизации коллективно-договорного процесса;

¨     Повысить роль и значение Кузбасского соглашения между Администрацией области, федерацией профсоюзных организаций Кузбасса и объединениями работодателей;

¨     Осуществить выполнение целевой региональной программы, направленной на улучшение охраны труда.


Для развития экономики региона предлагается уделить  больше внимания развитию предпринимательства в пищевой промышленности.


1 - электроэнергетика (10,1 %)

7 - лесная и деревообрабатывающая (0,4 %)

2 - топливная (25,3 %)

8 - стройматериалы (1,3 %)

3 - черная металлургия (33,3 %)

9 - легкая (0,4 %)

4 - цветная (11,2 %)

10 - пищевая (4,2 %)

5 - химическая и нефтехимическая (6,4 %)

11 - мукомольно-крупяная и комбикормовая (0,8 %)

6 - машиностроение и металлообработка (5,5 %)

12 - другие (0,9 %)


Рисунок 3.1 - Структура производств промышленной продукции по отраслям в 2000г.


Структура промышленности Кемеровской области представлена на рисунке 3.1. Пищевая промышленность в структуре промышленности занимает 4,2 %, а в 1998 и 1999 гг. она составляла 5 %. Такое изменение удельного веса произошло вследствие развития остальных отраслей промышленности. Учитывая эффективность малого бизнеса в стране, целесообразно позаботиться о его государственной поддержке и поддержке на уровне региона. Для пропорционального развития пищевой промышленности предлагается уделить больше внимания развитию предпринимательства именно пищевой промышленности.


Рисунок 3.2 - Сферы предпринимательской деятельности, которые освоили безработные


Практика показала, что предпринимательской деятельностью охотнее всего занимаются женщины и в наиболее близкой для них или знакомой ранее области. А пищевая промышленность наиболее близка женщинам. Поэтому следует поощрять предпринимательские инициативы именно в этой области.

Для этого необходимо, прежде всего, предоставить информацию желающим заняться предпринимательской деятельностью по организации и ведению собственного дела, оказать финансовую и моральную поддержку.

Больше половины всех бывших безработных, занявшихся предпринимательством, занялись производством, появилось множество мини-пекарен, цехов переработки мяса, молока, рыбы и т.д. Следует поддержать таких предпринимателей, так как пищевая промышленность перспективная отрасль производства.

Развитию предпринимательства в пищевой промышленности мешают: отсутствие стартового капитала и невозможность получения кредитов в банках ввиду, высокой процентной ставки.

Важным фактором стимулирования предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела: выделение льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативы выплате пособий по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь с техническим оснащением на основе лизинга и в составлении бизнес планов.

Целесообразно использовать опыт стран Восточной Европы, где при службах занятости учреждены коммерческие центры по поддержке инициативных форм предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Эти центры осуществляют посреднические функции между решившими начать собственное дело гражданами и местной исполнительной властью в аренде нежилых помещений, транспорта, средств связи и др.; консультируют по вопросам образования малых предприятий, их лицензированию и регистрации, маркетингу, бухгалтерскому учету, менеджменту, юридическим и кадровым вопросам; льготное кредитование начинающих предпринимателей под составленные бизнес планы, прошедшие банковскую экспертизу. Формы льготного кредитования включают возвратные ссуды на погашение процентов по предоставленным ранее кредитам, гарантии под взятые кредиты, субсидии на уплату процентов по кредитам.

Систему льготного налогообложения доходов малых предприятий необходимо сохранить на длительный период их деятельности, в особенности прибыли, инвестируемой в развитие производства и создания новых рабочих мест на малых предприятиях. Как показала российская практика предоставление малому бизнесу краткосрочных льгот ведет к их уходу в "налоговую гавань" по окончании льготного срока: действующее предприятие формально закрывается и учреждается "новое" малое предприятие.

Малое предпринимательство - это будущее пищевой промышленности. С развитием пищевой промышленности увеличится и количество занятых в ней.

Структура занятых в пищевой промышленности представлена на рисунке 3.3.


Рисунок 3.3 - Структура пищевой промышленности



С развитием пищевой промышленности структура промышленности Кемеровской области существенно не измениться, но существенно увеличится численность занятых.

В Кемеровской области есть все условия для развития предпринимательства пищевой промышленности:

—   Существует прекрасная ресурсная база в виде свободных производственных мощностей, помещений, земель и т.д.;

—   В большинстве своем желающие открыть свое дело имеют более высокий уровень образования по сравнению со всем контингентом безработных, и все они готовы к переобучению с целью открытия собственного дела;

—   Желающие открыть собственное дело обязательным считают наличие условий, которые позволяли бы достаточно быстро поставить на ноги свое дело, среди них: наличие ресурсной базы, отсутствие проблем со сбытом продукции, имеющиеся незанятая рабочая сила и ряд других.

Из приоритетных направлений активной политики занятости является оказание содействия безработным гражданам в организации собственного дела. Эффективная деятельность органов служб занятости в этом направлении позволяет существенно улучшить ситуацию на рынке труда путем перелива части наемных работников в сферу предпринимательской деятельности, создать дополнительные рабочие места для безработных, повысить гибкость рынка, полнее реализовывать профессиональные способности и интересы граждан.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ




Дипломная работа посвящена рынку труда. В данной работе были рассмотрены проблемы регулирования рынка труда на примере Кемеровской области.

В настоящее время важным объектом регулирования становится рынок труда. Ухудшение демографической ситуации приводит к сокращению численности населения, в том числе в трудоспособном возрасте.

Регулирование проблемы занятости протекает в многообразных формах. Важнейшими направлениями борьбы занятости с безработицей в России являются проведения макроэкономической политики стабилизации и содействие экономическому росту на основе рациональной занятости, достижение оптимальных соотношений в распределении трудоспособного населения по различным видам деятельности.

Уровень безработицы во многом зависит от уровня развития промышленности региона. Поэтому Коллегией администраций области принята концепция стратегического развития Кузбасса. Основной стратегической целью развития промышленности является ее структурная перестройка в направлении создания мощного блока современных перерабатывающих отраслей, выпускающих продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках.

Для этого представлены мероприятия по улучшению ситуации в промышленности региона, выполнение которых позволит осуществить вывод ведущих предприятий металлургической, химической, легкой промышленности, машиностроения из состояния банкротства, создать новые условия для их инвестиционной привлекательности. В угольной промышленности даст возможность увеличить добычу угля. В металлургической промышленности позволит существенно расширить рынки сбыта металлопродукции на основе повышения ее конкурентоспособности и уровня технологической готовности.

Развитие промышленности способствует созданию новых рабочих мест, тем самым, снижая уровень безработицы.

За анализируемый период (1998-2000гг.) уровень безработицы снизился с 2,0 до 1,3 %. Снижению уровня безработицы, кроме развития промышленности, способствовало применение программ по содействию занятости населения.

Государственная политика на российском рынке труда характеризуется в основном преобладанием пассивных мер, таких, как сдерживание массовой открытой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безработице, дополняясь разработкой программ трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика в области стимулирования занятости и самозанятости населения, носят пока явно подчиненный характер. Иными словами, служба занятости эволюционирует в государственный орган по регистрации безработных граждан и выдаче пособий.

В механизме регулирования занятости особое значение имеют государственные программы содействия занятости населения. Эти программы рассчитаны на несколько лет, они управляются как центральными, так и региональными, местными органами власти, а также некоммерческими общественными организациями.

Государственное управление программами осуществляются в основном путем принятия соответствующих законодательных актов, финансирования и контроля за правильностью использования выделенных государством средств. сами же программы разрабатываются и выполняются, как правило, на региональном и местном уровнях.

В последние годы в области активно развивались следующие меры активной политики, направленные на трудоустройство населения:

·        Проведение ярмарок и мини-ярмарок вакансий рабочих мест;

·        Партнерские отношения с работодателями;

·        Организация рабочих мест;

·        Организация трудоустройства несовершеннолетних;

·        Программа "Молодежная практика";

·        Поддержка предпринимательской деятельности;

·        Организация общественных работ;

·        Профориентация, профобучение.

В то же время проводится и пассивная политика: выплата пособий по безработице, материальная помощь безработным. Причем доля средств, направленных на пассивную политику, из общей структуры расходов Федерального фонда занятости значительно превышают средства, направленные на активную политику (в среднем 18 и 55 % соответственно).

Сегодня необходимо ориентироваться на активную политику занятости, уделяя ей больше внимания и, следовательно, больше средств, т.е. предлагается изменить структуру расходов следующим образом: основную часть средств направлять на реализацию программ активной политики.

В данной дипломной работе предлагается вернуться к страховому способу финансирования. Кроме того, предлагается на федеральном уровне больше ориентироваться на меры активной политики. Мировой опыт свидетельствует, что при выполнении социально-значимых функций ориентация государства на пособия оказывается губительной для общества. Активная политика занятости расценивается как главный инструмент борьбы с бедностью.

В качестве программ активной политики предлагается развивать предпринимательство в пищевой промышленности. Это поможет снизить безработицу, путем создания новых рабочих мест и повысить долю пищевой промышленности в общей структуре промышленности области.

Необходимо уделять особое внимание обеспечению занятости социально уязвимых категорий населения.

В этой связи предлагается расширить перечень лиц слабо защищенных слоев населения и проводить политику по их социальной защите.

Также предусмотрен ряд мероприятий, направленных на активизацию действий по организации занятости:

—   Совершенствование программы занятости молодежи и подростков;

—   Отказ от субсидирования экономически неэффективных рабочих мест;

—   Развитие предпринимательства;

—   Развитие социального партнерства.

Также предлагаются некоторые дополнения в закон "О занятости населения":

¨     Уточнение в определении безработных;

¨     Применение унифицированной для всех служб занятости формы справки о среднем заработке по последнему месту работы;

¨     Корректировка сроков выплаты пособий по безработице.









ЛИТЕРАТУРА




1.     Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999г.

2.     Березнев С.В. Проблемы преодоления кризиса в промышленном секторе экономики Кузбасса. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999г.

3.     Березнев С.В., Сурнин В.С. Теория и методология исследования устойчивого роста экономики региона. / Отв. ред. И.П. Поварич - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998г.

4.     Виткин М.П. Общетеоретические и политико-экономические основы регионального развития. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000г.

5.     Иванова Т.Н., Елисеева Н.П., Завьялова Е.В. Итоги работы пищевой промышленности в 2000г. и задачи на 2001г. // Пищевая промышленность 2001, № 3

6.     Кайшев В.Г. Пищевая и перерабатывающая промышленность в новом тысячелетии. // Пищевая промышленность 2001, № 1

7.     Кузбасс приглашает к сотрудничеству: Альманах. / Гл. ред. Л.А. Скрябина, 1999г.

8.     Лифина Л. Закон должен стоять над властью // Биржа труда, № 3 (90), март 2001 г.

9.     Отчет о деятельности Департамента ФГСЗН по Кемеровской области за 1998г. - Кемерово: Департамент ФГСЗН, 1999г.

10. Отчет о деятельности Департамента ФГСЗН по Кемеровской области за 1999г. - Кемерово: Департамент ФГСЗН, 2000г.

11. Отчет о деятельности Департамента ФГСЗН по Кемеровской области за 2000г. - Кемерово: Департамент ФГСЗН, 2001г.

12. Плакся В.И. Безработица в рыночной экономики  (Вопросы теории, методологии, государственного регулирования). - М.: Изд-во РАГС, 1996г.

13. Поварич И.П., Поварич М.Д. Региональный рынок труда: проблемы формирования и управления: Учеб. пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998г.

14. Поварич М.Д. Управление рынком труда региона: системный подход. - Кемерово: Кузбасвузиздат, 1999г.

15. Проблемы занятости шахтеров Кузбасса на страницах печати./ Государственная служба занятости. Департамент ФГСЗН по Кемеровской области. - Кемерово, 1998г.

16. Проблемы становления рыночных отношений в регионе. - Кемерово: Межвузавоский сборник научных трудов, 1999г.

17. Программа кандидата в губернаторы Кемеровской области А.Г. Тулеева. - Кемерово, 2001г.

18. Программа содействия занятости населения Кемеровской области на 1998-2000гг. - Кемерово: Департамент ФГСЗН по Кемеровской области, 1998г.

19. Промышленность Кузбасса: итоги и тенденции развития в 1996-2000гг. (экономико-статистический обзор). - Кемерово: Кемеровский областной комитет государственной статистики, 2001г.

20. Ржаницына Л. Разве страхование - это плохо, а раздача помощи - хорошо? // Человек и труд 2001 № 2

21. Рофе А. и др. Рынок труда, занятости населения, экономика. - М.: ЮНИТИ, 1997г.

22. Рынок труда. Учебник. / Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. - М.: "Экзамен", 2000г.

23. Семенова А. Ситуация изменилась… в лучшую сторону // Биржа труда, № 2 (89), февраль 2001 г.

24. Сернейко Д. Прогноз воспроизводства человеческого капитала - необходимый элемент экономической стратегии. // Человек и труд 2001, № 2

25. Социально-экономическое положение Кемеровской области. - Кемерово: Кемеровский областной комитет государственной статистики, 1999г.

26. Социально-экономическое положение Кемеровской области. - Кемерово: Кемеровский областной комитет государственной статистики, 2000г.

27. Социально-экономическое положение Кемеровской области. - Кемерово: Кемеровский областной комитет государственной статистики, 2001г.

28. Супян В. Рынка труда в США: состояние и проблемы. Человек и труд, № 7, 1999г.

29. Угольная промышленность Кузбасса Кемеровской области (1996-1999гг.). Экономико-статистический обзор. - Кемерово: Кемеровский областной комитет государственной статистики, 1999г.

30. Фофанова Н. Законодательство о занятости необходимо существенно дополнить. // Человек и труд, № 8  2000г.

31. Харламов А. Реформы службы занятости: первые результаты, первые проблемы. Человек и труд 2001, № 2

32. Чижова Л., Сергеева Г., Кулагина Н. Политика занятости в контексте макроэкономического регулирования. Человек и труд, № 8, 2000г.

33. Шадрин В. увеличением пособий и льгот проблему бедности не решить. // Человек и труд 2001, № 1

34. Щербакова Е. Эффективная занятость - развитая экономики. // Кузбасс 19 апреля 2001г.

35. Экономика и социология труда. Серия "Учебники, учебные пособия". / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и В.А. Чуланова. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1999г.









Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.