Рефераты. Система заданий при обучении оформлению сообщения в устной речи






Основные принципы при создании упражнения:

Для выработки автоматизации навыка необходимо многократное повторение данного языкового материала в устной речи, на основе максимально большого объема лексики (Е.И. Пассов)

·                   Пятый тип упражнений:

Цель: отработка качества операций выбора слов, оформления слов по модели и в соответствии

Задачи:

1. отработка навыков оформления высказывания на разном языковом материале.

Основные принципы при создании упражнения:

Для выработки автоматизации навыка необходимо многократное повторение данного языкового материала в устной речи, на основе максимально большого объема лексики, в разных ситуациях общения (Е.И. Пассов)

Отбор языкового материала для создания системы упражнений по обучению оформлению сообщения в устной речи на уровне ТРКИ 2

Характер языковой материала, на котором основана система упражнений по обучению оформлению сообщения в устной речи на уровне ТРКИ 2 соответствует объему требований предъявляемых изучающим русский язык как иностранный и прописанный в нормативных документах «Государственный образовательный стандарт по РКИ. Второй уровень. Общее владение».

Объем языкового материала определялся путем анализа речевой и языковой компетентности студентов, готовящихся к сдаче 2 уровня владения русским языком как иностранным и соотнесения его с требованиями к речевой компетенции студентов. Для этих целей было проведено исследование и анализ языковых ошибок студентов.

Целью работы являлось определение речевой компетенции студентов.

Задачи, поставленные на данном этапе эксперимента:

1. Определение уровня языковой и речевой компетенции участников эксперимента.

Данный этап эксперимента проходил с февраля 2007 года по май 2007 года. В эксперименте приняли участие 12 студентов- иностранцев филологического факультета УдГУ, готовящихся к сдаче 2 сертификационного уровня по русскому языку как иностранному.

Для этого на протяжении всего эксперимента была проведена следующая работа:

1.                 Подробно фиксировались устные высказывания студентов;

2.                 фиксировались сложности, которые испытывают студенты при оформлении устного высказывания;

3.                 Полученный материал анализировался.

Материалом для исследования послужил текст устных высказываний студентов объемом:

1200 значимых слов;

580 фраз;

156 предикаций;

280 предложений.

 Ошибки, присутствующие в анализируемом тексте были классифицированы следующим образом:

К морфологическим ошибкам были отнесены ошибки в форме слова, которые представляют собой использование несуществующей конструкции:

·                    Ошибка формы в структуре (4) Например: синхронический (вместо: синхронный)

·                    Ошибка в спряжении: (2)

Например: пишат (вместо: пишут)

·                    Ошибка в падеже (4)

Например: в университети (в университете)

К синтаксическим ошибкам были отнесены:

·                    Ошибки в согласовании и координации (21)

Например: …его зовут госпожа Мария Концепсьон….

·                    Ошибки в управлении (155):

Ошибка в падеже (68)

Например: …знания грамматика… (вместо: грамматики)

Ошибка при использовании предлога (17)

Например: …

Ошибка в предлоге и падеже (22)

Например: ….опыт в преподавании… (вместо: опыт преподавания)

Неполная конструкция: (16)

Например: нужно чуть –чуть по-русски, потом только по-корейски

(выпущен глагол: говорить)

·                    Ошибка в порядке слов (5)

Например: Где находится фирма ваша? (вместо: Где ваша фирма находится?)

·                    Ошибки в союзе (27)

Например: …студенты имеют право бесплатного курса, но преподаватель теряет работу… (вместо: студенты имеют право нового курса, а преподаватель теряет работу…)

К лексическим ошибкам были отнесены:

1.      Лексико-семантические ошибки: (16)

·                                стилистические ошибки (4)

Например: …нам надо опытные преподаватели… ( надо (разг.) вместо, нам нужны опытные преподаватели…. );

·                                Ошибки сочетаемости слов ( 5 )

·                                Двусмысленность (3)

Например: … нам надо преподавателя испанского языка, чтобы преподавать его … (вместо: нам нужен преподаватель, чтобы преподавать испанский)

2.      Лексико-грамматические: (29)

·                                Ошибка во времени (3)

Например: …я хочу, чтобы вы знаете…

·                                Ошибка в залоге  (1)

Например: …собираю на работу… (вместо: собираюсь на работу)

·                                Ошибка в наклонении (1)

Например:….я хотела бы читать резюме… (вместо: я хочу )

·                                Ошибка в виде (24)

Например: …Как вы только что знаете… (вместо: узнали)

Было подсчитано общее количество ошибок на каждом из уровней, а также подсчитано процентное соотношение ошибок с общим числом единиц данного уровня (см. табл.1)

Классификация ошибок позволила определить уровень языковой и речевой компетенции студентов. Более детальная классификация ошибок по видам позволила  подсчитать общее число ошибок, допускаемых студентами на каждом языковом уровне, а также определить основные виды ошибок, допускаемых студентами при оформлении устного сообщения (см. табл.1).



Табл.1

Языковые уровни

Виды ошибок

Кол-во

ошибок

Общее кол-во

ошибок

% от общего числа ед. текста

% от общего количества ошибок

Морфологический


Ошибка в спряжении

Ошибка формы в структуре

Ошибка в падеже

2

4

4

10

1

4,3

синтаксический

Ошибки в согласовании и координации

21

176

37

76,2

Ошибки в управлении:

Ошибки в падеже


Ошибки при использовании предлога


Ошибка в предлоге и падеже


Неполная конструкция

155

68

17

22

16

Ошибка в порядке слов

5

Ошибки в союзе

27

Лексический

Лексико-семантические ошибки:

стилистические ошибки

Ошибки сочетаемости слов

Двусмысленность

16

4

5

3

45

3,8

19,4

Лексико-грамматические: Ошибка во времени

Ошибка в залоге

Ошибка в наклонении

Ошибка в виде

29

3

1

1

24


231

41,8

        

Таким образом, в высказываниях студентов присутствуют ошибки  морфологического уровня языка  10 единиц, ошибки синтаксического уровня 176 единиц и ошибки лексического уровня 45 единиц. Общее количество ошибок в анализируемом тексте составило 231 единицу.  4,3 % всех ошибок составляют морфологические ошибки, 19,4 % от общего числа ошибок составляют лексические ошибки, основной объем ошибок составляют синтаксические ошибки, 76,2 %.

Наибольшее количество ошибок, допускаемых студентами,- это ошибки синтаксического уровня. Среди них ошибки в согласовании и координации 21 единиц и ошибки в управлении 155. Наибольшее число ошибок этого вида - это ошибки в падеже (68 единиц).

Наибольшее число ошибок, допускаемых студентами при оформлении высказывания:

·                                ошибки в падеже (68 единиц);

·                                ошибки в использовании союзов (27);

·                                ошибки в предлоге и падеже (22);

·                                ошибки в виде глагола (24);

·                                ошибки при использовании предлога (17) .

Достаточно незначительное число ошибок допущено на морфологическом уровне, всего 10 единиц (менее 1 % от общего числа значимых единиц), незначительными можно считать ошибки стилистические (4 единицы), ошибки сочетаемости слов (5 единиц), ошибки во времени, залоге и наклонении глаголов (менее 10 единиц). (см. табл.1)

По данным исследований (И.А. Зимняя) большое количество ошибок того или иного вида говорит, о недостаточной сформированности компетенции говорящих при употреблении языкового материала данного уровня, что существенно снижает качество речи. Например, общее число ошибок составляет 41,8 % от общего числа значимых единиц анализируемого текста, из них  37% от общего числа значимых единиц анализируемого текста -это ошибки синтаксического уровня (ошибки в падеже, ошибки в согласовании, координации, управлении и т.д.) (см. табл.1)

Таким образом, результаты анализа ошибок позволили определить содержание языкового материала в системе упражнений для обучения оформлению сообщения в устной речи на уровне ТРКИ 2.

Содержание языкового материала в системе упражнений:

1. Лексико-грамматические трансформации имен;

2. Виды СПП с союзами;

3. Видовые пары глаголов.

Выбор тем и текстов для коммуникативных занятий

В рамках данной системы были разработаны упражнения по 6 темам:

·                   Иностранные языки

·                   Работа

·                   Праздники

·                   Спорт

·                   Кино

·                   Старое и новое

Темы были выбраны по следующим характеристикам:

Актуальность темы, как для личности учащегося, так и для общества в целом;

Знакомая для всех участников разговора.

Описание системы

·                   Данная система рассчитана на 12 часов и представляет собой разработку упражнений по шести темам:

·                   Иностранные языки

·                   Работа

·                   Праздники

·                   Спорт

·                   Кино

·                   Старое и новое

Содержит 14 блоков упражнений для обучения оформлению сообщения в устной речи. Каждый блок упражнений содержит языковой материал необходимый для формирования навыка оформления высказывания:

Содержание языкового материала в данной системе упражнений:

·        Лексический материал:

Видовые пары глаголов:

Проходят /прошли;

Собирать/ собрать;

Представлять/представить;

Занимать/занять;

Входить/ войти;

Повторять/ повторить;

Смотреть/ посмотреть;

Запоминать/ запомнить;

Переписывать/ переписать;

Задавать/ задать;

Говорить/ сказать;

Делать/сделать;

Рассказывать/рассказать;

Передавать/передать;

Объяснить/ объяснять;

Вспомнить/вспоминать;

Видеть увидеть;

Писать/написать;

Спасать/спасти ит.д.

·        Грамматический материал:

Употребление форм сущ.  В Р.п.:

 Без предлога  в значении:

                                 - определения;

                                 - принадлежности;

                                 - субъекта действия после отглагольных сущ.;

                                 - объект действия после отглагольных существительных;

С предлогом в значении:

                                 - назначения предмета;

                                 - причина действия.

Употребление форм Д.п.:

Без предлога в значении:

                                   - принадлежности;

С предлогом в значении:

                                  - объекта действия;

                                  - регулярного времени действия.

Употребление форм сущ. В В.п.

               С предлогом в значении:

                                   - времени действия

 Употребление форм сущ. В Тв. п.:

 Без предлога в значении:

                                     - объект действия;

                                     - производителя действия (в пассивной конструкции);

                                       -объекта действия;

С предлогом в значении:

                                     - совместности действия;

                                      -образ, способ действия.

·                   Синтаксические конструкции, выражающие следующие виды отношений:

          - причинно-следственные;

          - изъяснительные;

          - условные;

          - целевые.

Система упражнений содержит 88 упражнений  пяти типов:

Представим более подробно систему упражнений:

1 этап:

Лексические упражнения:

Цель упражнений: Расширение лексического поля на основе текста, предложенного преподавателем или на основе самостоятельной актуализации знакомого материала в речи.

Задачи:

1.                 Расширения лексического поля для отработки навыка;

2.                 Закрепление лексических единиц для дальнейшей работы.

Закрепление лексического материала осуществляется путем структурирования и фиксирования посредством письма, что в дальнейшем служит опорой при выполнении упражнений.

Примеры упражнений:

9.1. Назовите, пожалуйста, праздники и события, которые популярны в вашей стране?

·                   Как вы думаете, какие праздники называют  светскими?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.