Основные принципы при создании упражнения:
Для выработки автоматизации навыка необходимо многократное повторение данного языкового материала в устной речи, на основе максимально большого объема лексики (Е.И. Пассов)
· Пятый тип упражнений:
Цель: отработка качества операций выбора слов, оформления слов по модели и в соответствии
Задачи:
1. отработка навыков оформления высказывания на разном языковом материале.
Для выработки автоматизации навыка необходимо многократное повторение данного языкового материала в устной речи, на основе максимально большого объема лексики, в разных ситуациях общения (Е.И. Пассов)
Отбор языкового материала для создания системы упражнений по обучению оформлению сообщения в устной речи на уровне ТРКИ 2
Характер языковой материала, на котором основана система упражнений по обучению оформлению сообщения в устной речи на уровне ТРКИ 2 соответствует объему требований предъявляемых изучающим русский язык как иностранный и прописанный в нормативных документах «Государственный образовательный стандарт по РКИ. Второй уровень. Общее владение».
Объем языкового материала определялся путем анализа речевой и языковой компетентности студентов, готовящихся к сдаче 2 уровня владения русским языком как иностранным и соотнесения его с требованиями к речевой компетенции студентов. Для этих целей было проведено исследование и анализ языковых ошибок студентов.
Целью работы являлось определение речевой компетенции студентов.
Задачи, поставленные на данном этапе эксперимента:
1. Определение уровня языковой и речевой компетенции участников эксперимента.
Данный этап эксперимента проходил с февраля 2007 года по май 2007 года. В эксперименте приняли участие 12 студентов- иностранцев филологического факультета УдГУ, готовящихся к сдаче 2 сертификационного уровня по русскому языку как иностранному.
Для этого на протяжении всего эксперимента была проведена следующая работа:
1. Подробно фиксировались устные высказывания студентов;
2. фиксировались сложности, которые испытывают студенты при оформлении устного высказывания;
3. Полученный материал анализировался.
Материалом для исследования послужил текст устных высказываний студентов объемом:
1200 значимых слов;
580 фраз;
156 предикаций;
280 предложений.
Ошибки, присутствующие в анализируемом тексте были классифицированы следующим образом:
К морфологическим ошибкам были отнесены ошибки в форме слова, которые представляют собой использование несуществующей конструкции:
· Ошибка формы в структуре (4) Например: синхронический (вместо: синхронный)
· Ошибка в спряжении: (2)
Например: пишат (вместо: пишут)
· Ошибка в падеже (4)
Например: в университети (в университете)
К синтаксическим ошибкам были отнесены:
· Ошибки в согласовании и координации (21)
Например: …его зовут госпожа Мария Концепсьон….
· Ошибки в управлении (155):
Ошибка в падеже (68)
Например: …знания грамматика… (вместо: грамматики)
Ошибка при использовании предлога (17)
Например: …
Ошибка в предлоге и падеже (22)
Например: ….опыт в преподавании… (вместо: опыт преподавания)
Неполная конструкция: (16)
Например: нужно чуть –чуть по-русски, потом только по-корейски
(выпущен глагол: говорить)
· Ошибка в порядке слов (5)
Например: Где находится фирма ваша? (вместо: Где ваша фирма находится?)
· Ошибки в союзе (27)
Например: …студенты имеют право бесплатного курса, но преподаватель теряет работу… (вместо: студенты имеют право нового курса, а преподаватель теряет работу…)
К лексическим ошибкам были отнесены:
1. Лексико-семантические ошибки: (16)
· стилистические ошибки (4)
Например: …нам надо опытные преподаватели… ( надо (разг.) вместо, нам нужны опытные преподаватели…. );
· Ошибки сочетаемости слов ( 5 )
· Двусмысленность (3)
Например: … нам надо преподавателя испанского языка, чтобы преподавать его … (вместо: нам нужен преподаватель, чтобы преподавать испанский)
2. Лексико-грамматические: (29)
· Ошибка во времени (3)
Например: …я хочу, чтобы вы знаете…
· Ошибка в залоге (1)
Например: …собираю на работу… (вместо: собираюсь на работу)
· Ошибка в наклонении (1)
Например:….я хотела бы читать резюме… (вместо: я хочу )
· Ошибка в виде (24)
Например: …Как вы только что знаете… (вместо: узнали)
Было подсчитано общее количество ошибок на каждом из уровней, а также подсчитано процентное соотношение ошибок с общим числом единиц данного уровня (см. табл.1)
Классификация ошибок позволила определить уровень языковой и речевой компетенции студентов. Более детальная классификация ошибок по видам позволила подсчитать общее число ошибок, допускаемых студентами на каждом языковом уровне, а также определить основные виды ошибок, допускаемых студентами при оформлении устного сообщения (см. табл.1).
Табл.1
Языковые уровни
Виды ошибок
Кол-во
ошибок
Общее кол-во
% от общего числа ед. текста
% от общего количества ошибок
Морфологический
Ошибка в спряжении
Ошибка формы в структуре
Ошибка в падеже
2
4
10
1
4,3
синтаксический
Ошибки в согласовании и координации
21
176
37
76,2
Ошибки в управлении:
Ошибки в падеже
Ошибки при использовании предлога
Ошибка в предлоге и падеже
Неполная конструкция
155
68
17
22
16
Ошибка в порядке слов
5
Ошибки в союзе
27
Лексический
Лексико-семантические ошибки:
стилистические ошибки
Ошибки сочетаемости слов
Двусмысленность
3
45
3,8
19,4
Лексико-грамматические: Ошибка во времени
Ошибка в залоге
Ошибка в наклонении
Ошибка в виде
29
24
231
41,8
Таким образом, в высказываниях студентов присутствуют ошибки морфологического уровня языка 10 единиц, ошибки синтаксического уровня 176 единиц и ошибки лексического уровня 45 единиц. Общее количество ошибок в анализируемом тексте составило 231 единицу. 4,3 % всех ошибок составляют морфологические ошибки, 19,4 % от общего числа ошибок составляют лексические ошибки, основной объем ошибок составляют синтаксические ошибки, 76,2 %.
Наибольшее количество ошибок, допускаемых студентами,- это ошибки синтаксического уровня. Среди них ошибки в согласовании и координации 21 единиц и ошибки в управлении 155. Наибольшее число ошибок этого вида - это ошибки в падеже (68 единиц).
Наибольшее число ошибок, допускаемых студентами при оформлении высказывания:
· ошибки в падеже (68 единиц);
· ошибки в использовании союзов (27);
· ошибки в предлоге и падеже (22);
· ошибки в виде глагола (24);
· ошибки при использовании предлога (17) .
Достаточно незначительное число ошибок допущено на морфологическом уровне, всего 10 единиц (менее 1 % от общего числа значимых единиц), незначительными можно считать ошибки стилистические (4 единицы), ошибки сочетаемости слов (5 единиц), ошибки во времени, залоге и наклонении глаголов (менее 10 единиц). (см. табл.1)
По данным исследований (И.А. Зимняя) большое количество ошибок того или иного вида говорит, о недостаточной сформированности компетенции говорящих при употреблении языкового материала данного уровня, что существенно снижает качество речи. Например, общее число ошибок составляет 41,8 % от общего числа значимых единиц анализируемого текста, из них 37% от общего числа значимых единиц анализируемого текста -это ошибки синтаксического уровня (ошибки в падеже, ошибки в согласовании, координации, управлении и т.д.) (см. табл.1)
Таким образом, результаты анализа ошибок позволили определить содержание языкового материала в системе упражнений для обучения оформлению сообщения в устной речи на уровне ТРКИ 2.
Содержание языкового материала в системе упражнений:
1. Лексико-грамматические трансформации имен;
2. Виды СПП с союзами;
3. Видовые пары глаголов.
Выбор тем и текстов для коммуникативных занятий
В рамках данной системы были разработаны упражнения по 6 темам:
· Иностранные языки
· Работа
· Праздники
· Спорт
· Кино
· Старое и новое
Темы были выбраны по следующим характеристикам:
Актуальность темы, как для личности учащегося, так и для общества в целом;
Знакомая для всех участников разговора.
Описание системы
· Данная система рассчитана на 12 часов и представляет собой разработку упражнений по шести темам:
Содержит 14 блоков упражнений для обучения оформлению сообщения в устной речи. Каждый блок упражнений содержит языковой материал необходимый для формирования навыка оформления высказывания:
Содержание языкового материала в данной системе упражнений:
· Лексический материал:
Видовые пары глаголов:
Проходят /прошли;
Собирать/ собрать;
Представлять/представить;
Занимать/занять;
Входить/ войти;
Повторять/ повторить;
Смотреть/ посмотреть;
Запоминать/ запомнить;
Переписывать/ переписать;
Задавать/ задать;
Говорить/ сказать;
Делать/сделать;
Рассказывать/рассказать;
Передавать/передать;
Объяснить/ объяснять;
Вспомнить/вспоминать;
Видеть увидеть;
Писать/написать;
Спасать/спасти ит.д.
· Грамматический материал:
Употребление форм сущ. В Р.п.:
Без предлога в значении:
- определения;
- принадлежности;
- субъекта действия после отглагольных сущ.;
- объект действия после отглагольных существительных;
С предлогом в значении:
- назначения предмета;
- причина действия.
Употребление форм Д.п.:
- объекта действия;
- регулярного времени действия.
Употребление форм сущ. В В.п.
- времени действия
Употребление форм сущ. В Тв. п.:
- объект действия;
- производителя действия (в пассивной конструкции);
-объекта действия;
- совместности действия;
-образ, способ действия.
· Синтаксические конструкции, выражающие следующие виды отношений:
- причинно-следственные;
- изъяснительные;
- условные;
- целевые.
Система упражнений содержит 88 упражнений пяти типов:
Представим более подробно систему упражнений:
1 этап:
Лексические упражнения:
Цель упражнений: Расширение лексического поля на основе текста, предложенного преподавателем или на основе самостоятельной актуализации знакомого материала в речи.
1. Расширения лексического поля для отработки навыка;
2. Закрепление лексических единиц для дальнейшей работы.
Закрепление лексического материала осуществляется путем структурирования и фиксирования посредством письма, что в дальнейшем служит опорой при выполнении упражнений.
Примеры упражнений:
9.1. Назовите, пожалуйста, праздники и события, которые популярны в вашей стране?
· Как вы думаете, какие праздники называют светскими?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6