· Какие праздники называют национальными?
9.2. Пожалуйста, заполните схему, запишите названия праздников и событий, которые существуют в вашей семье, в вашей стране, чьи это праздники:
Упражнения имитативного и репродуцирующего характера:
Цель: Выбор грамматической модели на основе услышанного текста:
Задачи:
1. Прослушать текст, предложенный преподавателем;
2. Пересказать его или ответить на вопросы, используя услышанные конструкции и т.д.
Выбор грамматической модели осуществляется на основе произнесенного преподавателем текста. Текст должен содержать достаточное количество необходимых для восприятия моделей. Задача обучающегося рассказать о каком-либо явлении используя и репродуцируя в речи полученную информацию.
Примеры упражнений:
На основе услышанного текста о том, как празднуют Пасху в других странах:
8.3. Расскажите, пожалуйста, как празднуют Пасху в других странах?
Главными атрибутами Пасхи в Австралии являются
что символизирует…
В этот день принято…
Считается, что…
В пасху необходимо…
потому что…
По традиции в Австралии следует…
Главными атрибутами Пасхи в Польше являются…
что символизирует ……
В Пасху необходимо…
По традиции в Польше следует……
Главными атрибутами Пасхи в Англии являются…
что символизирует……
считается, что…
В Пасху необходимо….
По традиции в Польше следует…
2. Этап: Упражнения на отработку механизмов оформления высказывания:
1.тип упражнений:
Упражнения на отработку механизмов отбора слов
1.На основе лексического материала и в соответствии с ситуацией произвести подстановку слов в соответствии с предложенной моделью
Задача обучающегося на основе заданной модели (заданной посредством опорных конструкций) составить собственное коммуникативно-значимое высказывание, на основе знакомого лексического материала.
11.4. Пожалуйста, расскажите в группе о той спортивной игре, в которую вы умеете играть:
является…
Игровое поле представляет собой…
В игре участвуют……
Игра состоит ……
Игра длится…
Игроки……
Чтобы выиграть необходимо……
2. тип упражнений:
Упражнения на отработку операции оформления модели
1. оформление модели.
Пример упражнения:
11.3.Объясните группе, как играть в керлинг. Используйте схему приведенную ниже:
Игра
В керлинг
В игре
Игровое поле
В центре
В каждом туре
Каждая команда
Команда
Игроки
Чтобы выиграть
необходимо
Появилась
Играют
Участвуют
Состоит
Представляет собой
Запускают
расчищают
размечаются
получает
запустить
бросить
расчистить
Специальными камнями
Из 8 туров
На ледяной дорожке
2 команды
Из четырех человек
Еще в 16 веке
Камень
Лед специальными щетками
Очко. За каждый камень , который остановился в доме
Ледяную дорожку длиной 43,93м и шириной 4,27м
2 круга, которые представляют собой 3 окружности синего, белого и красного цветов
· Третий тип упражнений:
Цель: отработка операции оформления сообщения в соответствии с нормами языка
1. лексико-грамматические трансформации
Упражнения данного типа отличаются от других типов упражнений тем, что лексический материал не задан, на основе готового лексического материала необходимо произвести лексико-грамматическую трансформацию, или замену другим лексическим материалом с одновременным выбором модели
Пример упражнений:
5.6. Как вы думаете, какие профессиональные качества, знания, умения, навыки нужны, чтобы работать в сфере обслуживания? информационных технологий? в сфере строительства и других сферах?
Чтобы добиться успеха в сфере облуживания
Чтобы добиться успеха в сфере строительства
Чтобы добиться успеха в сфере информационныхтехнологий
Необходимо знать
Необходимо уметь
Необходимо быть
Необходимо обладать
Необходимо иметь
· основные офисные программы
· офисную технику
· нормы проектирования
· этикет
· наладить работу предприятия
· в короткие сроки исправить неполадки
· внимательным
· коммуникабельным
· обаятельным
· хорошей памятью
· скоростью печати
· Навыки работы с ПК
3.Этап: Упражнения на отработку качественных характеристик (автоматизации, устойчивости и.т.)
· Четвертый тип упражнений:
Цель: автоматизация операций выбора слов, оформления слов по модели и в соответствии с нормами языка
Задачи: отработка навыков оформления высказывания на разном языковом материале.
Основные принципы при создании упражнения:
Цель: выработка автоматизации при использовании данных конструкций
Обучающимся необходимо выполнить упражнения, в которых на основе разного лексического материала неоднократно повторяется одна и та же грамматическая конструкция.
2.5. Обсудите в группе:
1) Что, по мнению преподавателей, позволяет сделать изучение языков более эффективным?
2) Что, по мнению психологов, позволяет сделать изучение языков более эффективным?
3) Что советуют преподаватели и психологи?
По мнению преподавателей для успешного изучения иностранных языков необходимо…
Преподаватели считают, что для изучения языков главным является …
Преподаватели считают также, что …
Психологи обращают внимание на то, что……
По словам психологов, необходимо…
потому что……
По словам психологов и преподавателей, не стоит……
· Пятый тип упражнений:
Цель: отработка качества операций выбора слов, оформления слов по модели и в соответствии с нормами языка на разном языковом материале.
1. отработка навыков оформления высказывания в речи;
Данное упражнение на основе большого количества похожих ситуаций формирует навык употребления данного грамматического материала.
3.4. Расскажите, пожалуйста, последовательность ваших действий, которая помогает вам справиться с трудностями при употреблении нового слова:
1.Чтобы узнать значение непонятных слов на занятии я
2. Обычно, чтобы узнать значение непонятного слова
Я
3. Если под рукой нет словаря, чтобы узнать значение слова, я
· Запомнил его
· Посмотрел его значение в словаре
· Записал его в тетрадку
· Восстановил его значение по контексту
· Спросил у преподавателя его значение
· Запоминаю его
· Смотрю его значение в словаре
· Записываю его в тетрадку
· Восстанавливаю его значение по контексту
· Спрашиваю у преподавателя его значение этого слова
3.7. Скажите, пожалуйста, какая информация записана в ваших рабочих тетрадях?
Что вы обычно записываете в своей рабочей тетради, чтобы сделать изучение языка легче?
Чего вы никогда не записали бы в своей тетради?
Какую информацию вы всегда запоминаете?
Какую информацию, на ваш взгляд, можно не записывать, а посмотреть в словаре?
Какую информацию можно уточнить или спросить у преподавателя, какую информацию лучше записать?
4.этап: Речевая деятельность.
Цель упражнения: Решение коммуникативных задач посредством материала отработанного на занятии.
ПРОЕКТ
9.4. Представьте, что Вам необходимо собрать материал для статьи в журнал «Вокруг Света». «Вокруг Света» один из самых популярных журналов в России на протяжении многих лет. Успех этого издания заключается в том, что каждый номер журнала содержит самые интересные материалы и факты о жизни людей по всему Миру. На материале своих статей авторы стремятся показать своим читателям, какие мы все разные и одновременно похожие.
Тема вашей статьи: « Национальные праздники». Попробуйте, провести интервью в группе с представителями разных стран мира. Ваша задача, собрать материал о национальных праздниках: узнать обычаи и традиции, выявить роль этих праздников в жизни человека.
Успехов!
Или
_____________________________________________________________
3.7.
Представьте, что на один из студенческих семинаров приглашен человек, который свободно владеет шестью языками! У вас есть редкая возможность побеседовать с ним, а также узнать у него некоторые секреты, которые помогли ему выучить столько языков. Возможно, его советы помогут вам в изучении русского языка.
На основе данной системы было проведено экспериментальное обучение:
2.2. Экспериментальное обучение:
Эксперимент продолжался с февраля 2007 года по май 2008 года. За время эксперимента в нем приняли участие 14 студентов из разных стран (Испании, Турции, Кореи, Финляндии, Сирии), которые готовились сдавать 2 сертификационный уровень по русскому языку как иностранному. Цель эксперимента:
Целью экспериментального обучения была проверка эффективности данной системы упражнений. Для достижения цели, поставленной в эксперименте, были решены следующие задачи:
1. Определить степень сформированности языковой и речевой компетенции студентов при оформлении устного высказывания;
2. Провести экспериментальное обучение;
3. Определить степень сформированности языковой и речевой компетенции студентов при оформлении устного высказывания;
Экспериментальное обучение было рассчитано на 14 часов. В ходе эксперимента было проведено 8 занятий, 2 из них являлись контрольными.
Занятия проводились в соответствии с предложенной системой упражнений.
Контроль на входе
Для определения степени сформированности языковой и речевой компетенции студентов, был проведен контрольный урок. Контрольный урок представлял собой беседу, темой которой стал предстоящий эксперимент. В ходе беседы, студентам предоставлялась возможность высказать свое мнение по поводу эксперимента, рассказать о своих ожиданиях от эксперимента, высказать свои пожелания, рассказать о трудностях, которые они испытывают при изучении русского языка, и при оформлении устного сообщения. Реплики, каждого студента фиксировались. Для определения уровня сформированности языковой и речевой компетенции был также проведен анализ ошибок в высказываниях каждого из студентов.
Рассматривались тексты высказываний студентов примерно равные по объему.
Текст самостоятельных высказываний студентов содержал:
460 значимых слов;
205 фраз;
96 предикаций;
58 предложений.
При анализе ошибок нас интересовали ошибки связанные с употреблением падежа, вида глагола, а так же с употреблением союза между частями сложного предложения. Для каждого обучающегося была сделана классификация ошибок. Ошибки классифицировались на 4 группы:
1. Ошибки в употреблении падежа;
2. Ошибки в употреблении вида глагола;
3. Ошибки частями сложного предложения;
4. другие ошибки.
Нами было подсчитано общее число ошибок каждой группы. Далее мы определи объем интересующих нас групп ошибок относительно других групп. У одного из студентов объем ошибок из интересующих нас групп составил 57,1 % доли всех ошибок, а у другого студента этот объем составил 45,2 %.(См. табл. 2 и табл. 3)
Таким образом, об эффективности предложенной системы можно будет говорить, в том случае, если при сопоставительном анализе результатов контроля на входе и контроля после экспериментального обучения показатели, приведенные в таблице № 2 .
Табл.2 Уровень языковой компетенции студента 1 до начала эксперимента
Группы ошибок
Кол-во
ошибок
% от общего
числа ошибок
Ошибки в падеже
23
57,1
Ошибки в употреблении вида
10
Ошибки между частями сложного предложения
15
Другие ошибки
36
42,9
Всего
84
Экспериментальное обучение:
Целью экспериментального обучения проверка эффективности системы упражнений при оформлении сообщения в устной речи.
В ходе экспериментального обучения было проведено 12 часов, были проведены занятия по темам:
1. Учить языки;
2. Профессиональные качества и характер;
3. Спорт;
4. Кино;
5. Пасха;
6. Старое и новое.
Анализ урока:
В завершении эксперимента был проведен контрольное занятие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6