Рефераты. Сущность торговых барьеров и их применение развитыми странами






В выработке международных норм торговой политики развитые страны последовательно исходят из своих интересов, а не из отвлеченных принципов, хотя постоянно на них ссылаются2. Если им невыгодно либерализовать рынок какой-либо, например, трудоемкой продукции, они его не либерализуют. Если им выгодно обеспечить проникновение своих изделий  на рынки третьих стран и облегчить  торговлю между собой, они добиваются устранения барьеров. Страны Запада к тому же имеют возможность направлять развитие норм ВТО в выгодное для себя русло благодаря доминирующему положению в мировой экономике и политике. Протекционизм стран Запада обходится развивающимся государствам  в 100 млрд.долл. ежегодно, что примерно в два раза превышает объем помощи, оказываемой Севером Югу.

Все развитые страны активно участвуют в мировой торговле. Основная  доля  в мировом товарообмене  приходится на торговлю между самими развитыми странами(60%).

 Таблица 2.1

Ведущие экспортеры/импортеры  товаров в мировой торговле1

Экспорт

Страна

Объем торговли,

% мировой

$ млрд.

торговли

1. США

730,9

11,9

2. Германия

569,6

9,2

3. Япония

404,7

6,6

4. Франция

319,5

5,2

5. Британия

273,5

4,4

6. Китай

266,2

4,3

7. Канада

262,2

4,3

8. Италия

241,3

3,9

9. Голландия

229,8

3,7

10. Гонконг

190,7

3,1

Мир

6.162,4

100

Импорт

Страна

Объем торговли,

% мировой

$ млрд.

торговли

1. США

1.180,5

18,3

2. Германия

493

7,7

3. Япония

350,1

5,4

4. Британия

332,5

5,2

5. Франция

322,9

5

6. Китай

243,6

3,8

7. Италия

233,7

3,6

8. Канада

228,3

3,5

9. Голландия

207,9

3,2

10. Гонконг

202

3,1

Мир

6.438,8

100


В целом 3/5 мирового товарообмена происходит в треугольнике ЕС- США- Япония. Экспортная и импотная квотыстран – членов ЕС неизменно находилась вблизи 30%-ной отметки, тогда как США –9-11%, Японии – 11-13%.

США. США – крупнейший в мире экспортёр товаров (13% мирового экспорта) и услуг (18% мирового экспорта).  Экспорта США составляет 12% мирового объёма экспорта в 2004 г.(795 млрд. долл.), импорт составляет 20.7% (1.276 трлн. долл.) от мирового объема импорта1. Сегодня около 10% валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей реализуются на внешних рынках. Экспорт товаров и услуг создаёт около 11-12% ВВП США.

На протяжении значительной части своей истории США были больше известны как сторонники жесткого протекционизма. Новый отсчет времени начат в 1934 г. когда Конгресс одобрил Закон о взаимности в торговых соглашениях, наметивший курс на либерализацию торговли. Еще в годы Второй мировой войны США разработали «Предложения по расширению мировой торговли и занятости», которые были обнародованы в конце 1945 г. в качестве основополагающих либеральных направления международных торговых отношений. С тех пор США официально придерживался принципа рыночной открытости в системе мировых внешнеторговых связей. США являются активным организатором и участником различных международных региональных организаций и форумов, как политических (основные из них - ООН, Организация американских государств, НАТО), так и экономических (ВТО, ОЭСР, АТЭС, НАФТА, МВФ, МБРР, Всемирный банк и т.д.), значительная часть которых размещается на территории США.2

В переговорном процессе по усовершенствованию правил ВТО США продолжают занимать весьма решительную позицию по всем приоритетным направлениям, включая либерализацию торговли сельхозпродукцией, промышленными товарами и услугами. В частности, американцы активно продвигают обнародованную ими еще в конце 2002 г. инициативу о существенном сокращении всех тарифов на потребительские и промышленные товары с перспективой их полного устранения к 2015 г.

Таблица 2.2

Экспорт, импорт, торговый баланс США по регионам1 (млн. долл.)

Регионы

Июнь 2004

Июнь 2005

экспорт

импорт

баланс

экспорт

импорт

баланс

Всего:               в том  числе

68747

127657

-58910

77905

141940

-64034

Северная Америка

25605

37101

-11496

28698

38863

-10165

Европа

15782

27658

-11876

17937

30751

-12814

Тихоокеанский регион

17548

42482

-24934

19070

47450

-28380

Южная и центральная Америка

5131

8416

-3285

6234

10540

-4306

Страны ОПЕК

2013

8082

-6069

2538

10283

-7746

Африка

2455

3746

-2720

1578

4801

-3223

Другие страны

2076

5732

-3276

2855

6161

-3306


Весьма энергично американская администрация действует и в вопросе создания "охватывающих весь мир" зон свободной торговли с отдельными странами и региональными группировками. В 2004 г. Конгрессом одобрены два новых соглашения о свободной торговле (Австралия, Марокко), подписаны соглашения о свободной торговле с пятью странами Центральной Америки - КАФТА (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас и Никарагуа),  а также с присоединившейся позже к КАФТА Доминиканской Республикой, завершены переговоры по соглашению о свободной торговле с Бахрейном. Ведутся переговоры по заключению подобных соглашений с Панамой, Эквадором, Колумбией, Перу, Таиландом и пятью государствами Южно-Африканского таможенного союза (Ботсвана, Южная Африка, Лесото, Свазиленд и Намибия).

Продолжается работа по продлению и оптимизации различных преференциальных программ США, механизм действия которых позволяет эффективно открывать рынки стран-бенефициариев подобных программ для американского экспорта. Президент Буш подписал закон о продлении срока действия т.н. "Закона о содействии Африканскому развитию", предусматривающего предоставление торговых преференций для 37 государств Африки к югу от Сахары1.

Вступление в силу 1 января 1994 г. соглашения между США, Канадой и Мексикой о НАФТА (Североамериканской зоны свободной торговли) означало создание в Западном полушарии регионального интеграционного объединения мирового значения, способного стать важным фактором изменения соотношения позиций в глобальном контексте между основными полюсами экономической силы и политического влияния.                                         

На протяжении 15 лет подлежат ликвидации почти все торговые и инвестиционные барьеры, чтобы обеспечить свободное движение товаров, услуг и капиталов через границы стран, подписавших соглашение о НАФТА. Этот документ в деталях регулирует темпы и полноту устранения таможенных и других ограничений, которых на старте насчитывалось около 25 тыс.

Создание Межамериканской зоны свободной торговли (МАЗСТ) является одним из важных элементов внешнеэкономической стратегии США.

Решение о формировании было принято на созванной по инициативе США встрече глав государств и правительств стран Западного полушария (кроме Кубы) в декабре 1994 г. (саммит Америк-94). Цель создаваемой интеграционной группировки - гармонизировать правила осуществления торговли и инвестиций, регулируемые в настоящее время различными региональными и субрегиональными торговыми соглашениями (НАФТА, МЕРКОСУР и др.). МАЗСТ объединит 34 государства, население которых составляет более 800 млн. человек. Торговый оборот внутри американского континента составит 20% от мировой оборота, ВВП стран МАЗСТ составит более 40% мирового2.

Либеральные тенденции доминируют в США, но в то же время позиции сторонников жесткой защиты внутреннего рынка традиционно прочны. В условиях, когда США продолжают претендовать на лидерство в сфере международных связей, они вынуждены постоянно совершенствовать  инструменты торговой политики для достижения главных целей - открытия новых рынков для американского экспорта и защиты национального рынка от «несправедливой» иностранной конкуренции.

Средний уровень таможенного обложения импорта в США составляет в адвалорном эквиваленте 5.7% против 6.9% в ЕС и 6.5% в Японии. Тем не менее таможенные органы США ежегодно собирают пошлины в размере 20 млрд. долл. Половина из них приходится на поступления от обложения импорта готовой одежды. Если средний уровень тарифа для продукции обрабатывающей промышленности составляет 3%, то для готовой одежды – 16.5%.3 В США сохраняются и другие островки протекционизма. Особенно экстремально высокие тарифы существуют для таких товарных групп, как продовольствие, текстиль, обувь, изделия из кожи, ювелирные и керамические изделия, стекло, грузовые автомобили и железнодорожные вагоны.

Средняя взвешенная ставка таможенной пошлины на шерстяные ткани и одежду из них составляют 31.5 и 33.3% соответственно. Пошлины на керамическую и стеклянную посуду достигают 33.2 и 38%. Подписав соглашение ВТО по информационным технологиям, США, тем не менее, отказались устранить «пиковые» тарифы на оптическое волокно, также из числа товаров, пошлины на которые в дальнейшем будут снижены, были выведены кинескопы для компьютерных мониторов4.

Импорт некоторых сельскохозяйственных товаров в США в пределах тарифных квот осуществляется по достаточно низким ставкам, а за их пределами – по значительно более высоким. Согласно информации Комитета по сельскому хозяйству ВТО, таможенные тарифы на импорт в США в пределах квот составляют (%): для сахара –2, молочных изделий – 11, мясопродуктов – 5. В то же время за пределами квот тарифы на импорт тех же товаров достигают 129, 70 и 26% соответственно.

Существенной проблемой, с которой сталкиваются иностранные компании, имеющие внешнеэкономические связи с США, являются технические барьеры для импорта. Для США характерно сравнительно ограниченное использование или даже полное непризнание международных стандартов. Всего в стране существует свыше 2.7 тыс. различных организаций, которые разрабатывают стандарты5. Некоторые из них, например, Американский институт чугуна и стали или Американский институт нефти, претендуют на то, что разрабатываемые ими стандарты для США должны приниматься их торговыми партнерами наравне с мировыми.

В стране сформировалась чрезвычайно дробная система регулирований по вопросам защиты здоровья и безопасности потребителей, особенно касающихся продовольственных и фармацевтических товаров, автомобилей, бытовых электроприборов и электрооборудования.

По мнению ЕС, информация, которую должны представлять экспортеры в таможенные органы США, намного превышает разумные требования. Так, сроки одобрения в США новых лекарств и косметики, произведенных за рубежом, значительно больше, чем произведенных местными фирмами. США отказываются принимать сертификаты происхождения ЕС и требуют указывать конкретную страну, в которой товар был произведен.

Требования к маркировке вина на федеральном уровне и в отдельных штатах зачастую различаются и являются весьма дорогостоящими.

США нередко используют достаточно экзотические экологические требования для ограничения импорта. Так, эмбарго на импорт некоторых пород тунца из Мексики, Панамы, Колумбии и Венесуэлы вводилось на том основании, что при его вылове наносится ущерб дельфинам. Был запрещен импорт креветок из ряда стран, поскольку США предполагали, что их лов производится сетями, которые могут причинить увечья морским черепахам.

В 1999г. в стране было проведено расследование, в ходе которого установлен факт демпинга со стороны японских поставщиков стали. Были введены антидемпинговые пошлины в размере от 17 до 67%.  В начале     2002 г1. Комиссия ВТО признала эти пошлины незаконными и обязала США их отменить, но США уже успели ввести защитные пошлины, что поставило японских и российских экспортеров стали в одинаковое положение.

Закон «покупай американское», одобренный в 1933 г., является важнейшей государственной преференций в отношении правительственных закупок. Ряд его положений весьма дискриминационен для поставщиков товаров и услуг из других стран. Некоторым государственным учреждениям прямо запрещено закупать товары и услуги за границей. Федеральные ведомства могут приобретать необработанные товары только американского производства, а продукцию обрабатывающей промышленности – только при условии, что «национальное содержание» в ней превышает 50% по стоимости. Этот закон затрагивает государственные контракты общей стоимостью до 35 млрд. долл. в 2005 г.2

Для ограничения импорта широко применяется налоговое законодательство. В частности, США налагают ряд налогов на продажи автомобилей, которые существенно удорожают стоимость импортируемых автомобилей. Взимается также налог с автомобилей, не отвечающих стандартам экономичности, установленным Агентством по охране окружающей среды США. На европейские автомобильные фирмы приходится почти 70% платежей налога на роскошь и 85% налога на неэкономичные автомобили. Кроме того, США взимают налог в размере 50% на ремонт американских судов вне территории США, а также на импортное оборудование для американских судов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.