Рефераты. Учет и аудит финансовых активов






·        денежными средствами;

ценными бумагами;

·        имуществом или готовой продукцией;

нематериальными активами.

Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, проводится по соглашению между учредителями.

Расчеты по налогам с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, представляют в налоговые органы по месту своего нахождения предприятия, выплачивающие эти доходы, в пятидневный срок со дня начисления доходов акционерам, учредителям, но не позднее 10 дней после распределения этих доходов (объявления советом директоров промежуточного размера дивидендов или окончательного размера дивидендов, объявленного общим годовым собранием акционеров). Уплата налога в бюджет производится в пятидневный срок со дня, установленного для представления расчета.

Экономические субъекты уплачивают налоги с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предриятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, доходов по иным ценным бумагам по ставке 15% у источника этих доходов. Ответственность за удержание и перечисление налогов в бюджет несет предприятие, выплачивающее доход.

Уплата налога в бюджет производится в пятидневный срок со дня, установленного бдя представления расчета. Расчет в налоговый орган с указанных доходов представляется в произвольной форме в сроки, установленные для представления бухгалтерских отчетов и балансов, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Для обоснованного выражения своего мнения о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства на основе аудиторских процедур, к которым относятся:

·      детальная проверка верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;

·      аналитическая процедура;

·      проверка (тестирование) средств внутреннего контроля.

Собирая аудиторские доказательства, аудитор может применить одну или несколько процедур вне зависимости от того, проверяется одна хозяйственная операция или группа их. При проверке данного участка аудитор в соответствии с российским правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательства», применяется следующие способы получения доказательств:

·      пересчет;

·      инвентаризация;

·      проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций и составления отчетности;

·      подтверждение;

·      проверка документов.

Пересчет используется для подтверждения достоверности расчетов сумм полученных доходов (дивидендов, процентов), налоговых расчетов, показателей отчетности, в частности, отчета о прибылях и убытках, и др.

Инвентаризация используется для проверки фактической передачи материальных ценностей в качестве вкладов в уставные капиталы  других организаций, в совместную деятельность и т.д.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций может применятся в различных случаях, например, при проверке финансовых вложений (по любому из направлений)аудитор проверяет соответствие применяемой экономическим субъектом корреспонденции счетов Инструкции по применению Плана счетов, а при проверке вложений в совместную деятельность – соответствие произведенных операций по законодательству.

При проверке соблюдения правил составления отчетности аудитор проверяет отчетность экономического субъекта на предмет ее достоверности и соответствия требованиям нормативных и законодательных документов, например ПБУ 4/99.

Проверка документов может использоваться для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете финансовых вложений, достоверности их оценки и т.д.

Подтверждение применяется для установления фактической передачи и приема вкладов в совместную деятельность, уставные капиталы других организаций и т.д. Прием вкладов может подтверждаться различными накладными; авизо; квитанциями к приходным ордерам и т.д.

При проверке финансовых вложений аудитор в соответствии с российским правилом (стандартом) аудита « Аналитические процедуры» может применять следующие типичные виды аналитических процедур:

·      сопоставление остатков по счетам за различные периоды;

·      сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми) показателями;

·      оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;

·      сопоставление финансовых показателей деятельности экономического субъекта со средними показателями соответствующей отрасли экономики;

·      сопоставление финансовой информации и нефинансовой (сведений о деятельности экономического субъекта, не отражаемой напрямую в системе его бухгалтерского учета).

Для более эффективного сбора аудиторских доказательств аудитор обязан квалифицированно спланировать, какие аналитические процедуры, в каком количестве и объеме необходимо выполнить для сбора нужных данных исходя их особенностей деятельности проверяемого экономического субъекта.

При организации учета финансовых инвестиций могут возникать ошибки и упущения. Приведем перечень наиболее распространенных ошибок:

·      отсутствие документов, подтверждающих фактические финансовые вложения;

·      оформление документов с нарушениями установленных требований;

·      исправление подлинников или заверенных в соответствии с законодательством документов;

·      фиктивные документы и операции;

·      некорректная корреспонденция счетов при отражении финансовых вложений в учете;

·      несоблюдение тождественности данных регистров бухгалтерского учета и показателей отчетности;

·      не отражаются в учете свершившиеся операции;

·      несовпадение данных синтетического и аналитического учета финансовых вложений;

·      не проводится (или проводится с нарушениями) в установленных законодательством случаях инвентаризация финансовых вложений;

·      неправильное исчисление налога на доходы;

·      неисполнение требований законодательных и нормативных документов.


3.3. Аудит дебиторской задолженности и пути ее сокращения

Учет дебиторской задолженности осуществляется на основании следующих первичных документов (табл. 3.6).

Таблица 3.6 Основание для учета дебиторской задолженности.

Шифр и название счета

Документы

1

2

36 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Накладные, счета-фактуры, акты принятия работ, услуг8, налоговые накладные, товарно-транспортные накладные (ТМ-1), товарные накладные, вексель, коммерческие документы (счета-фактуры – invoice), транспортные накладные (CMR – железнодорожная накладная, авианакладная, коносамент, товарно-транспортная накладная, упаковочные листы), платежные документы на перечисление сумм таможенных платежей и иных налогов на счета таможенных органов, расчеты бухгалтерии о наличии курсовых разниц

371 «Расчеты за выданными авансами»

Платежные поручения, в которых содержатся ссылки на заключенные договор

372 «Расчеты с подотчетными лицами»

Распоряжения руководителя о направлении работника в командировку. Список лиц, которые имеют право получать деньги в подотчет на хозяйственные нужны, утвержденный приказом руководителя. Авансовый отчет об израсходованных суммах и добавленные оправдательные документы: акт закупки, акты на списание представительских затрат в границах предусмотренных норм с приложением соответствующих документов на оплату счетов ресторанов, кафе, отелей и т.п., чеки, квитанции, счета магазинов, отелей, железнодорожные, авиационные и другие проездные билеты.

373 «Расчеты по начисленным доходам»

Расчеты бухгалтерии, ПКО, выписки банка

374 «Расчеты по претензиям»

Претензии, акты приема груза, решения судовых органов (арбитража), письменные соглашения поставщиков на предъявленные претензии, выписки учреждений банка на суммы, которые поступили в порядке удовлетворения претензий.

375 «Расчеты по возмущению причиненных убытков»

Протокол заседания инвентаризационной комиссии, приказ руководителя.

376 «Расчеты по займам членам кредитных союзов»

Договор между членами кредитных союзов, ПКО, выписки банка, ВКО, платежное поручение.

377 «Расчеты с иными дебиторами»

Авизо об оприходовании имущества участником, который ведет совместные дела, или первичный документ о получении имущества (копия накладной, квитанция к приходному ордеру и т.п.)



При аудите и ревизии расчетных операций проводят сверки остатка задолженности, которая учитывается в балансе на начало межревизионного периода из каждого вида расчетов, с остатком в учетных регистрах и с актами взаимопроверки расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Такую проверку нужно проводить с каждым счетом и месяцем последовательно, то есть каждая запись аналитического счета каждой суммы того или иного вида расчетов нужно сверить с документами, а также с записями в Главной книге по соответствующим корреспондирующим счетам.

Также следует проверить правильность подсчетов за дебетом и кредитом учетного регистра по соответствующим видам расчетов и выведения остатка на первое число следующего месяца. Итоги оборотов и выведенные остатки из каждого вида счетов сверяют с итогами регистров аналитического и синтетического учета.

При выявлении в месячных (квартальных) балансах и Главной книге значительных отклонений в размерах дебиторской задолженности контролер должен иметь в виду, что они могут быть результатом сознательного искривления баланса:

·        объединения дебиторской задолженности с кредиторской;

·        перенесение ее на другие счета баланса;

·        сторнование проведенных начислений;

·        необоснованного списания задолженности на затраты производства и т.п.

Контролеру необходимо убедиться, в самом деле ли состоялось погашение задолженности, или же она занижена искусственно. Это устанавливается по данным аналитического учета и первичных документов.

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками необходимо установить, есть ли в наличии все договоры на поставку продукции, зарегистрированные ли настоящие договоры в журнале регистрации договоров и гарантийных писем.

При анализе договоров и других юридических документов на поставку готовой продукции необходимо установить достоверность, законность и реальность задолженности покупателей и заказчиков на каждом субсчете счета 36. Важным условием организации учета расчетов с покупателями есть правильное оформление документов на отпущенную на месте или отгруженную продукцию и своевременное предоставление этих документов в бухгалтерию для предъявления покупателям счетов. На основании регистров учета контролеру необходимо проверить полноту и своевременность оплаты счетов. Отметки об оплате счетов-фактур покупателями сравниваются с выписками банка. При этом следует обращать внимание на организацию аналитического учета расчетов с покупателями за отгруженную им продукцию. Организация учета должна обеспечить выявление оплаченной (включенной к объему реализации) и неоплаченной продукции (по расчетным документам, которые не сданы в банк на инкассо: по расчетным документам, срок уплаты которых не наступил; по неоплаченным своевременно документам; по документам, которые были переданы на инкассо для обеспечения займов с нарушением срока; по продукции, которая находится на ответственном хранении у покупателей продукции через отказ от акцепта).

Контролеру следует также обратить внимание на законность проведенных операций относительно каждой суммы задолженности, обнаружить сроки и условия возникновения задолженности, а также виновных в этом лиц.

Проверяя расчеты с покупателями и заказчиками с использованием векселей необходимо обратить внимание на своевременность и правильность отображения вексельного процента по полученным векселям. Кроме того, необходимо определить причины неплатежей, если являются факты просроченной задолженности, нет ли нарушений срока исковой давности, правильно ли проводилось ценообразование при реализации продукции (работ, услуг) при использования наценок (скидок), нет ли намеренных расчетов с покупателями и заказчиками ниже себестоимости отгруженной продукции при бартерных соглашениях, взаимозачетах, расчетах с использованием чеков, аккредитивов, векселей.

Проверку расчетов с подотчетными лицами целесообразно проводить в такой последовательности.

Проверка порядка выдачи средств под отчет. Здесь следует проверить:

·        не выдается ли денежная наличность из кассы под отчет на такие затраты, которые могут быть оплачены непосредственно из кассы или через банк;

·        утвержденный ли на предприятии список подотчетных лиц с указанием, кому из них, на какие затраты и в каком размере могут выдаваться средства под отчет (кроме сумм, которые выдаются на командировку);

·        заключили ли с предприятием утвержденные подотчетные лица договоры о материальной ответственности;

·        нет ли командировок без разрешения руководителя;

·        оформляются ли служебные командировки решением руководителя предприятия с указанием оснований и регистрируются ли в бухгалтерии выданные удостоверения на командировку;

·        не выдаются ли под отчет средства лицам, которые не являются работниками данного предприятия;

·        не было ли случаев получения денежной наличности подотчетными лицами, а потом возвращения ее в кассу, то есть незаконного заимствования средства предприятия для личного использования;

·        не выдаются ли под отчет суммы при наличии задолженности за раньше выданные авансы (проверяют по данным аналитического учета и первичных документов);

·        отмечается ли при выдаче подотчетных сумм их целевое назначение (проверяют за расходными кассовыми ордерами, указано ли в них целевое назначение аванса: «На командировку», «На приобретение канцтоваров» и т.п.);

·        не ли допускается передача подотчетных сумм от одного подотчетного лица другому. На практике бывает два варианта такой передачи. В первом случае передача производится открыто и ее легко обнаружить за корреспонденцией счетов (Д-т 372, К-т 372). Во втором случае – передача подотчетных сумм скрытая, когда затраты осуществленные одной лицом, а отчитывается другое. Такие факты можно обнаружить путем тщательного изучения движения документов и получения соответствующих объяснений подотчетных лиц;

·        придерживаются ли на предприятии правил выдачи денег под отчет только с письменного разрешения руководителя предприятия.

Правильность и своевременность представления подотчетными лицами авансовых отчетов в бухгалтерию. Лица, которые получили денежную наличность подотчет, должны подать в бухгалтерию отчет об израсходованных средствах на протяжении установленных сроков.

При анализе авансовых отчетов о расходовании сумм по командировке тщательно проверяют: не составлены ли они от лица других лиц одним и тем же почерком или от одного лица, но разными почерками.

При изучении удостоверений на командировку контролеру рекомендуется:

·        сверить образец настоящей подписи руководителя предприятия с подписью на удостоверении на командировку;

·        проверить, нет ли в них следов подчисток, исправления сроков пребывания в командировке и отметок о выезде – прибытии;

·        определить по внешнему виду, не проставлены ли на них печати и штампы других организаций;

·        выяснить, написано ли удостоверение на командировку на бланках установленного образца и нет ли любых отклонений от порядка его заполнения;

·         не выписано ли удостоверение на командировку на одно и то же лицо, в одно и то же место или в один и тот же период дважды.

Контролеру также необходимо проверить составляют ли подотчетные лица докладные записки о выполнении порученных задач и своевременно ли проводятся мероприятия принудительного взыскания задолженности из подотчетных лиц в случае не предоставления авансовых отчетов.

Проверка целесообразности и законности расходования денежных средств. Документы, которые подтверждают командировку конкретного лица (удостоверения на командировку, расходный кассовый ордер, авансовый отчет), или осуществленных подотчетным лицом затрат необходимо проверить, прежде всего, с точки зрения их достоверности.

При проверке затрат на командировку по авансовым отчетам и предоставленным к ним оправдательным документам контролер устанавливает законность и целесообразность, а также обоснованность принятых к оплате затрат на командировку. При определении сроков пребывания в командировке, которые подлежат оплате, контролер должен, прежде всего, руководствоваться отметками о прибытие и убытии на командировочном удостоверении. Отметки проверяются в двух направлениях: сверяются даты на проездных билетах с датами фактического выполнения задачи. Если для командировки использовался автотранспорт предприятия, обязательно сверяют отметки на удостоверении о командировке с записями в путевых листах. После определения срока пребывания в командировке контролер проверяет правильность оплаты суточных, счетов отеля и проезда, руководствуясь действующим положением предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.