Рефераты. Издержки






Положительные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо. Положительные экстерналии поощряются государством через субсидирование. Обычно это сферы здравоохранения, образования, культуры и т.п.

Отрицательные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки для других. Государство стремится минимизировать отрицательные экстерналии путем (обычно это экологический ущерб, шум, загрязнение и т.п.):

Ø     Принятия административных мер (штрафы, лишение лицензий)

Ø     Экономические меры (налоги)


2. Трансакционные издержки


Критика положения неоклассической теории о том, что обмен происходит без издержек, послужила базисом для введения в экономический анализ нового понятия - трансакционные издержки.

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30­е годы в его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

На сегодня трансакционные издержки - это издержки связанные не с производством как таковым (расходы на сырье, материалы, заработная плата рабочих), а сопутствующими ему затратами.

В экономической литературе существует множество классификаций и типологий трансакционных издержек. Наиболее распространенной является следующая типология, включающая пять типов трансакционных издержек:

1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка или заключен контракт, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.

2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат - стандартные (типовые) договоры.

3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга-это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.

Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством в результате изобретения стандартов мер и весов. Кроме того, целью экономии этих издержек обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т. д.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов6 необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе «консенсусной»[5] идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.

5. Издержки оппортунистического поведения. Это самый скрытый и, с точки зрения экономической теории, самый интересный элемент трансакционных издержек.

Различают две основных формы оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. «Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно»[6]. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода - отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.

Вторая форма оппортунистического поведения­ - вымогательство. Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда «вымогательство» остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями (Самая радикальная форма защиты от вымогательства - превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий).

Глава 3: Прибыль и издержки обращения.

 

1. Затраты и результаты.


В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению если не максимальной прибыли, то по крайней мере к тому ее объему, который позволил бы предприятию не только прочно удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечивал бы динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.

Для того, чтобы знать, получена ли в результате деятельности предприятия прибыль, необходимо сопоставить результаты (выручка) с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции (себестоимость представляет собой выраженную в денежной форме сумму затрат на производство и реализацию продукции). Сопоставив различные варианты сочетания затрат и результатов, предприниматель может выбрать наиболее подходящий к его возможностям с целью получения большей прибыли. В качестве затрат принято понимать все возможные издержки на создание и реализация экономического блага. Под результатами чаще всего подразумевают полученный чистый доход (выручка).

Рассмотрим на примере предполагаемой фирмы расстановку затрат и результатов (Табл.2. см. приложение). Чтобы определить прибыль, которую фирма получит при данной цене и количестве выпускаемого продукта, нужно сравнить её общий доход с общими издержками.

Будет ли фирма производить продукт в данных условиях? Очевидно, да, т. к. делая это, она имеет возможность получать прибыль уже начиная с третьей единицы выпуска, её доход превысит общие издержки и появится прибыль. Она будет возрастать и при 9 единицах выпуска достигнет максимума (+299). После чего дальнейший рост выпуска продукции будет давать уменьшение прибыли из-за быстрого темпа роста издержек.

2. Прибыль и её формы.


Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. 

Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К.Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом – эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли. Во-первых, прибыль – это плата за услуги предпринимательской деятельности. Во-вторых, прибыль – это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В-третьих, прибыль – это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.

В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства – предпринимательства. Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.

В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

Прибыль бывает: нормальная, бухгалтерская, экономическая (чистая). Нормальная прибыль (нулевая экономическая прибыль) - альтернативная стоимость использования предпринимательской способности. Когда фирма получает только нормальную прибыль, то её доход полностью расходуется на покрытие всех затрат фирмы. Бухгалтерская прибыль представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек. Однако экономисты определяют прибыль иначе. Экономическая прибыль - это общая выручка за вычетом всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние и нормальную прибыль предприятия).

Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.


3. Средняя прибыль.


Средняя прибыль – это равная прибыль на одинаковые по величине капиталы, вложенные в различные отрасли и сферы капиталистического производства. Она образуется в процессе межотраслевой конкуренции.

Межотраслевая конкуренция объективно создает определенное динамичное равновесие, обеспечивающее получение примерно равной прибыли на равный капитал, независимо от того, где он вложен. «В американской экономике различия в отраслевых нормах прибыли составляют всего лишь 1-2 процента. В недавнем прошлом фирмы, входящие в военно-промышленный комплекс, получали более высокий процент прибыли. И мы были свидетелями жесточайшей конкурентной борьбы (открытой и скрытой) между корпорациями за получение правительственных заказов на производство вооружения»[7].

Если бы условия для возрастания капитала в какой-либо отрасли были устойчиво ниже, чем в других, то капиталы покинули бы ее и общественная потребность в товарах этой отрасли осталась бы неудовлетворенной. Если подобная ситуация и возникает в определенной жизненно важной отрасли, то государство субсидирует данную отрасль и создает необходимые условия для получения фирмами нормальной прибыли. В частности это касается сельского хозяйства.

Проблему образования средней нормы прибыли, приливов и отливов капитала опять-таки необходимо рассматривать применительно к четырем рыночным ситуациям: 1) в условиях чистой конкуренции; 2) чистой монополии; 3) монополистической конкуренции и 4) олигополии. Стихийное передвижение капиталов из одних отраслей в другие, возможно лишь тогда, когда вход в высокоприбыльную отрасль не заблокирован. Однако в современных условиях одной из форм движения капитала стала свободная купля и продажа ценных бумаг, акций на фондовых биржах.

Если в обществе возникают отношения, ограничивающие конкуренцию, становится неизбежным подрыв механизма образования средней нормы прибыли. Плановая система, утвердившаяся в нашей стране, свела на нет механизм конкуренции. До каждой отрасли доводились плановые задания по выпуску продукции, нормативы затрат материальных ресурсов, численность занятых работников, фонд заработной платы, отпускные цены на продукцию с включением в них показателей по прибыли. Свободный вход и выход предприятий в отрасли был закрыт. Это привело к тому, что одни отрасли работали с прибылью в 20-30, другие - в 70-100 процентов, а многие были планово-убыточными и жили на дотации от государства. Экономика государства оказалась деформированной.

Образование средней нормы прибыли ведет к тому, что стоимость произведенного товара выступает как совокупность издержек производства и средней прибыли на капитал. Товары продаются не по их стоимости, а по общественной цене производства. Прибыль, произведенная на всех предприятиях, как бы поступает в "общий котел" для дальнейшего перераспределения и превращения в среднюю прибыль. Из анализа издержек производства и образования средней прибыли К. Маркс сделал вывод, что рабочие эксплуатируются не только "своим" капиталистом, а всеми капиталистами, поскольку они делят между собой созданную ими прибавочную стоимость. Поэтому они должны бороться за уничтожение всей системы "Капиталистического рабства".

4. Торговая прибыль.

 

Торговая прибыль – прибыль, получаемая от реализации товаров за счёт разницы между покупной и продажной ценами. В условиях простого товарного производства извлечение Т. п. осуществлялось преимущественно на основе неэквивалентного обмена вследствие относительной неразвитости товарного обращения, разобщённости рынков, множественности цен на однородную продукцию и т.п.

В капиталистическом товарном производстве торговая прибыль выступает как часть совокупной прибавочной стоимости, создаваемой трудом наёмных рабочих в сфере материального производства и присваиваемой капиталистами, функционирующими в торговле. На поверхности явления она представляется результатом реализации товаров по ценам выше стоимости. В действительности сфера обращения может быть самостоятельным источником прибыли лишь в той мере, в какой в ней продолжаются процессы производства. Сам же акт обращения связан не с самовозрастанием, а со сменой форм стоимости. Торговая прибыль является продуктом перераспределения прибавочной стоимости между промышленностью и торговлей капиталистами. Она образуется на основе действия закона средней прибыли. На стадии реализации произведённой продукции торговый капитал включается в процесс межотраслевой конкуренции. Переливы капитала в поисках наиболее выгодных сфер приложения в конечном итоге приводят к формированию 2 центров колебания рыночных цен. Промышленные капиталисты продают товары торговцам по ценам производства ниже стоимости (по ценам производства промышленного капитала), а торговые - реализуют их потребителям по конечным или действительным ценам производства, сумма которых равняется сумме стоимостей. Таким образом, торговая прибыль представляет собой разницу между двумя уровнями цен производства и «¼сводится к такой части всей прибавочной стоимости, которая приходится на долю торгового капитала как соответственной части совокупного капитала, занятого в общественном процессе воспроизводства»[8].

Специализация торговых капиталистов на обслуживании процесса смены форм стоимости способствует относительному сокращению издержек обращения, а тем самым повышает массу и норму прибыли класса капиталистов в целом. Норма торговая прибыль под воздействием межотраслевой конкуренции изменяется в соответствии с движением средней нормы прибыли. При капитализме сохраняются условия для увеличения торговая прибыль путём неэквивалентного обмена. Торговые капиталисты искусственно вздувают цены выше стоимости на товары народного потребления и занижают цены на товары, приобретаемые у мелких товаропроизводителей. При империализме торговые монополии используют монопольные цены для извлечения сверхприбылей. Этим же целям служит инфляция и политика перераспределения доходов в пользу эксплуататорских классов.

«В социалистическом обществе социально-экономическая природа и характер образования торговой прибыли качественным образом меняются. Социалистические торговые предприятия функционируют в рамках единого народно-хозяйственного плана. Торговая прибыль является частью «прибавочного продукта»[9], и её образование происходит посредством планомерного и сбалансированного отклонения цен от стоимости, осуществляемого социалистического государством»[10]. Торговая прибыль используется для дальнейшего развития торговли и формирования фондов материального поощрения.

В последние десятилетия в сфере торговли наблюдаются но­вые процессы, связанные с укрупнением капитала, централи­зацией предприятий, интеграцией крупного торгового и про­мышленного бизнеса.


5. Издержки обращения.

 

Издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирова­ние, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполне­нием планов торгово-финансовой деятельности.

В общую сумму общественных затрат на обращение товаров включаются и издержки обращения в сфере потребления, свя­занные с нахождением, покупкой и доставкой покупателями то­варов на дом. Издержки потребления составляют примерно поло­вину всех издержек сферы обращения и почти в полтора раза превосходят величину текущих затрат торговли.

Однако не все затраты торговли можно относить на издержки обращения. Так, затраты и потери, возникающие в результате небрежного отношения к собственности, убыт­ки, образующиеся по причине наличия дебиторской задолженно­сти, не востребованной в срок, штрафы и пени, уплачиваемые вследствие невыполнения хозяйственных договоров, и прочие по­добные потери не должны учитываться как издержки обраще­ния. Указанные расходы необходимо взыскивать с виновных лиц, либо списывать на результаты хозяйственной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.