Интегрированный
показатель ежегодно утверждается правительством РФ в качестве федерального
стандарта на конкретный год. Этот показатель, а также тарифы, установленные на
местном уровне, являются базой для регулирования межбюджетных отношений
распределения трансфертов на ЖКХ.
Расходы на
жилищно-коммунальное хозяйство постоянно растут, что оформлено в
соответствующих постановлениях (табл.1.1). Учитывая внесенные изменения в ст.15
Федерального Закона «Об основах жилищной политики» к 2008 г. планируется
завершить переход на полную оплату населением затрат на содержавние и ремонт
жилья. Органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно
устанавливать размер тарифов на жилищно-коммунальные услуги и максимально
допустимую долюсобственных расходов граждан в совокупном доходе семьи на их
оплату. Доля населения в затратах на жилищно-коммунальные услуги повышается с
2% в 1992 г. до 54% в Новочеркасске, 40% в Санкт-Петербурге, Самаре, Казани,
Череповце. Во многих городах уже введена 100%-ная оплата населением услуг по
обслуживанию, ремонту и содержанию жилья.
Так как
установленный рост тарифов не предполагает привязку и росту доходов населения,
то увеличение расходов на ЖКУ в структуре семейных расходов ведет к снижению
реальных доходов граждан и росту социальной незащищенности населения. В
конечном итоге это приводит к дополнительным ассигнованиям бюджетных средств,
будь то выплаты субсидий или разовая социальная помощь. Примерно 63% населения
имеет льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, что обходится казне в 23
млн.руб. в год. Уже сейчас, до перехода на 100%-ную оплату, в структуре
платежей населения за жилищно-коммунальные услуги по источникам возмещения лишь
65% составляют собственные платежи граждан, 10% - субсидии и 25% - льготы.
Последние (льготы и субсидии) часто представляют собой выпадающие доходы
жилищно-коммунальных предприятий. Таким образом, рост тарифов на
жилищно-коммунальные услуги при прочих равных условиях не ведет к снижению
дотационности отрасли.
Другим следствием
роста тарифов является рост дебиторской задолженности жилищно-коммунальных
предприятий и, как следствие, их убыточность. По построенным моделям был сделан
прогноз ее роста, хотя уже на момент анализа просроченная задолженность
населения сравнялась с суммой начислений. Покрытие роста убытков ЖКХ из бюджетных
источников является второй стороной проблемы, связанной с повышением тарифов на
жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом,
астрономические бюджетные расходы разных уровней поступают на лечение
«синдромов», а не самой «болезни» жилищно-коммунальной сферы. Ликвидировать
причину, т.е. высокую затратность ЖКХ невозможно без кардинальных наукоемких
преобразований в отрасли. Решение проблемы затратности жилищно-коммунального
хозяйства только с помощью такого маркетингового инструмента как ценообразование
в виде повышения доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением, не приводит
к желаемому результату.
Вследствие роста
тарифов и, в лучшем случае, при тех же потребительских свойствах качество
жилищно-коммунальных услуг как соотношение «ценность к цене» ухудшается.
Потребительские свойства оказываемых услуг (надежность, экологическая
безопасность и устойчивость городской инфраструктуры) можно повысить лишь с
помощью инвестиций на реновацию. Рост тарифов не ведет к росту
удовлетворенности жителей, а также не решает проблему сокращения бюджетных
расходов.
Вопрос
финансирования развития городской инфраструктуры обладает острой актуальностью
как на уровне отдельного муниципального образования, семьи и
жилищно-коммунального предприятия, так и на макроуровне экономики страны в
целом.