Рефераты. Роль внешней трудовой миграции в формировании рынка труда Ставропольского края






2. Нарушение миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства:

- незаконное пересечение Государственной границы РФ;

- изменение цели въезда;

- нарушение режима пребывания, в том числе, несвоевременный выезд иностранных граждан, обучавшихся в РФ или получивших отказ в предоставлении убежища на территории России;

- незаконное занятие трудовой деятельностью.

3. Оказание отдельным лицом или группой лиц содействия в незаконном пересечении иностранными гражданами Государственной границы РФ, вплоть до организации каналов незаконной миграции.

4. Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации.[31]

5. Нарушение работодателем правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников.

6. Сложность оформления документов для легального пребывания (работы) иностранных граждан на территории России.

7. Наличие фактов противоправной легализация незаконных мигрантов на территории края посредством изготовления и сбыта поддельных миграционных карт, а также других документов, предоставляющих иностранным гражданам и лицам без гражданства право пребывания на территории Российской Федерации.

8. Несовершенство миграционного законодательства, наличие разночтений и так называемых «правовых дыр» в нормативных актах, регулирующих процессы миграции.

Наиболее частыми мотивами использования работодателями труда незаконных мигрантов являются: стремление работодателей снизить издержки производства за счет более низкой заработной платы; неконтролируемая трудовая деятельность сопряжена с уходом от налогообложения; пониженные запросы нелегалов к бытовому, социальному и медицинскому обеспечению; согласие нелегалов работать на тяжелых и вредных работах, сверхурочно и, зачастую, без соблюдения правил техники безопасности. К основным мотивам незаконной занятости также следует отнести нехватку местных кадров, необходимость заполнения рабочих мест, непривлекательных для местного населения, а также сложность процедуры получения разрешения на трудоустройство иностранцев.

Наиболее сложным делом оказывается определение масштабов нелегального въезда и нелегальной занятости трудовых мигрантов на территории страны или отдельно взятого региона.

Экспертные оценки количества нелегальных мигрантов варьируются в диапазоне 0,5-10% от общей численности населения страны. Существенная разница в оценках свидетельствует о сложности количественного определения явления, которое по своей природе носит скрытый характер. При изучении процессов нелегальной миграции возникают существенные затруднения, поскольку нелегальные мигранты обычно стремятся избежать любых форм, связанных с учетом их пребывания, перемещением и хозяйственной деятельностью. При этом исследователи сходятся в том, что официальная статистика притока иностранных граждан в Россию лишь в незначительной степени отражает реальную картину из-за огромных масштабов нелегальной миграции, которая осуществляется в скрытой, не регистрируемой форме. Наиболее вероятной представляется оценка общей численности нелегальных мигрантов в России в 4-5 млн. человек.

Сложившиеся масштабы использования в стране трудящихся-мигрантов обусловлены, во-первых, заинтересованностью работодателей и местных органов власти в их притоке; во-вторых, хотя трудовые мигранты и выполняют не престижную и низкооплачиваемую работу, однако работодатели нередко устанавливают заниженный уровень ставок заработной платы, что приводит к появлению искусственных, виртуальных ниш дефицита рабочих мест, которые не желают занимать местные работники и, в связи с этим, привлекается иностранная рабочая сила.

При этом возникает множество противоречий в отношениях между работниками и работодателями. Основной причиной является отсутствие правовых оснований для мигрантов заниматься в конкретный момент времени трудовой деятельностью на территории страны. Только 10-15% из них пребывают и работают в России на законных основаниях и работодателями оформляются все необходимые документы. Большинство мигрантов работают на условиях устных договоренностей без официального оформления. Нелегальная занятость иностранных граждан осуществляется на следующих формах: трудовая деятельность без оформления необходимых разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности  (кроме законодательно установленных случаев); трудовая деятельность, осуществляемая не в соответствии с полученным разрешением и подтверждением или просроченным или поддельным разрешением; предпринимательская и индивидуальная трудовая деятельность без оформления разрешений, лицензий и надлежащей регистрации в государственных органах (налоговых, социального обеспечения и т.д.); криминальные виды деятельности.

Нелегальная миграция не только способствует росту теневой экономики, но и стимулирует широкое распространение произвола работодателей, использование принудительного труда иммигрантов и игнорирования работодателями широкого комплекса трудовых прав. Средняя продолжительность рабочего времени у них составляет 10 часов при 6-7 дневной рабочей неделе. Многие работники трудятся по 12-14 часов без выходных в неблагоприятных условиях труда опасных для жизни и здоровья. Закономерным следствием такого труда является высокий уровень заболеваемости и производственного травматизма. Почти все иностранные работники сталкивались с нарушением основных прав работников; широко распространены различные формы их эксплуатации – от принуждения к работе в неблагоприятных условиях и обмана при расчетах до ограничения свободы передвижения и телесных наказаний. Трудящиеся мигранты фактически беззащитны и перед злоупотреблением работников административных структур и правоохранительных органов.

На региональном уровне оценка масштабов незаконной миграции еще более осложнена. Точно оценить масштабы незаконной миграции в край невозможно по многим причинам, главная из которых – географическое положение Ставропольского края. Помимо двух пунктов пропуска через Государственную границу РФ в аэропортах гг. Ставрополь и Минеральные Воды, принимающих в среднем по 40420 иностранных граждан в год (рис. 4), Ставропольский край граничит, в том числе, с Дагестаном, Краснодарским краем, Ростовской областью, Северной Осетией. Каждый из перечисленных субъектов Российской Федерации имеет на своей территории как минимум один Пункт пропуска через Государственную границу РФ, а на территории Ростовской области таких Пунктов пропуска 10 (рис. 4).врополь и Минеральные Воды, принимающие в среднем по ...о края. Помимо двух пуктов пропуска через Государственную границу Рнят

           Рис. 4. Динамика пассажиропотока иностранных граждан и лиц без гражданства в Ставропольском крае через аэропорты г. Ставрополя и г. Минеральные Воды [32]


По данным Управления Федеральной миграционной службы  по Ставропольскому краю, в настоящее время количество незаконных мигрантов на территории края приблизительно оценивается в 25 тыс. человек. Направленный в Ставропольский край миграционный поток состоит, в основном, из жителей СНГ, использующих безвизовый режим пересечения Государственной границы РФ. Из стран дальнего зарубежья самое ощутимое вливание в него осуществляет Вьетнам и Китай. По данным УФМС по Ставропольскому краю среди нелегалов явное большинство составляют мужчины, доля которых около 70%, средний возраст нелегалов – 34 года.

О структуре нелегальной трудовой миграции на Ставрополье свидетельствуют данные о количестве выдворенных с территории края иностранцев, которые занимались нелегальной трудовой деятельностью.

Анализ  данных о выдворенных иностранных гражданах и лицах без гражданства с территории Ставропольского края показывает, что наиболее многочисленной категорией нелегальных мигрантов в Ставропольском крае являются граждане стран бывшего СССР (91,3%) (рис. 5), а именно: Узбекистана, Армении, Грузии, Азербайджана.

Рис. 5. Сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства, выдворенных с территории Ставропольского края, по странам исхода за 2004-2006 гг.[33]

 

Из стран дальнего зарубежья своей многочисленностью выделяются нелегальные мигранты, прибывшие из Китая, Вьетнама (таб. 17).

 

 

 

 

Таблица 17.

Иностранные граждане, выдворенные за пределы РФ с территории Ставропольского края  в 2004-2006 гг. по странам происхождения, человек[34]

Страны

происхождения

2004 г.

2005г.

2006 г.

всего

%

Республики бывшего СССР:

52

38

403

493

91,3

Украина

-

5

3

8

1,5

Узбекистан

18

9

95

122

22,6

Таджикистан

34

1

12

47

8,7

Армения

-

5

72

77

14,3

Азербайджан

-

4

60

64

11,8

Кыргызстан

-

1

6

7

1,3

Туркменистан

-

1

4

5

0,9

Молдова

-

1

3

4

0,7

Казахстан

 

 

3

3

0,5

Грузия

-

11

145

156

29

Страны дальнего зарубежья:

-

20

27

47

8,7

Китай

-

6

6

12

2,2

Вьетнам

-

11

8

19

3,5

Болгария

 

 

2

2

0,4

Афганистан

 

 

4

4

0,7

Ангола

 

 

1

1

0,2

Лица без гражданства

-

3

6

9

1,7

Итого:

52

58

430

540

100


Анализ половозрастного состава выдворенных иностранных граждан и лиц без гражданства показывает  явный перевес мужчин, доля которых составляет (77т около 7ых составляет около 70осятся к %) от общего числа выдворенных.  Среди нелегальных мигрантов немногим более (72%) мужчин и (73%) женщин находятся в возрасте от 18 до 49 лет (табл. 18).

 

 

 

Таблица 18.

Половозрастной состав выдворенных иностранных граждан с территории Ставропольского края в период 2004-2006 гг., человек[35]


Отчетный период

Возрастная группа

18-29

30-39

40-49

50-55

56-59

60 и старше

Итого:

%

2004 в том числе:

20

13

13

6

-

-

52

9,6

мужчины

20

13

13

6

-

-

52

9,6

женщины

-

-

-

-

-

-

-

-

2005 в том числе:

12

18

18

5

3

2

58

10,7

мужчины

8

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.