Рефераты. Роль внешней трудовой миграции в формировании рынка труда Ставропольского края
2. Нарушение
миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без
гражданства:
- незаконное
пересечение Государственной границы РФ;
- изменение цели
въезда;
- нарушение режима
пребывания, в том числе, несвоевременный выезд иностранных граждан, обучавшихся
в РФ или получивших отказ в предоставлении убежища на территории России;
- незаконное
занятие трудовой деятельностью.
3. Оказание отдельным
лицом или группой лиц содействия в незаконном пересечении иностранными гражданами
Государственной границы РФ, вплоть до организации каналов незаконной миграции.
4. Нарушение должностным лицом организации,
принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без
гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающим в
Российской Федерации иностранным гражданином правил пребывания иностранных
граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации.[31]
5. Нарушение работодателем правил привлечения
и использования в Российской Федерации иностранных работников.
6. Сложность оформления документов для
легального пребывания (работы) иностранных граждан на территории России.
7. Наличие фактов
противоправной легализация незаконных мигрантов на территории края посредством
изготовления и сбыта поддельных миграционных карт, а также других документов,
предоставляющих иностранным гражданам и лицам без гражданства право пребывания
на территории Российской Федерации.
8. Несовершенство
миграционного законодательства, наличие разночтений и так называемых «правовых
дыр» в нормативных актах, регулирующих процессы миграции.
Наиболее
частыми мотивами использования работодателями труда незаконных мигрантов
являются: стремление работодателей снизить издержки производства за счет более
низкой заработной платы; неконтролируемая трудовая деятельность сопряжена с
уходом от налогообложения; пониженные запросы нелегалов к бытовому, социальному
и медицинскому обеспечению; согласие нелегалов работать на тяжелых и вредных работах,
сверхурочно и, зачастую, без соблюдения правил техники безопасности. К основным
мотивам незаконной занятости также следует отнести нехватку местных кадров,
необходимость заполнения рабочих мест, непривлекательных для местного
населения, а также сложность процедуры получения разрешения на трудоустройство
иностранцев.
Наиболее
сложным делом оказывается определение масштабов нелегального въезда и
нелегальной занятости трудовых мигрантов на территории страны или отдельно
взятого региона.
Экспертные
оценки количества нелегальных мигрантов варьируются в диапазоне 0,5-10% от
общей численности населения страны. Существенная разница в оценках
свидетельствует о сложности количественного определения явления, которое по
своей природе носит скрытый характер. При изучении процессов нелегальной
миграции возникают существенные затруднения, поскольку нелегальные мигранты
обычно стремятся избежать любых форм, связанных с учетом их пребывания,
перемещением и хозяйственной деятельностью. При этом исследователи сходятся в
том, что официальная статистика притока иностранных граждан в Россию лишь в
незначительной степени отражает реальную картину из-за огромных масштабов
нелегальной миграции, которая осуществляется в скрытой, не регистрируемой форме.
Наиболее вероятной представляется оценка общей численности нелегальных
мигрантов в России в 4-5 млн. человек.
Сложившиеся масштабы использования в стране трудящихся-мигрантов
обусловлены, во-первых, заинтересованностью работодателей и местных органов
власти в их притоке; во-вторых, хотя трудовые мигранты и выполняют не
престижную и низкооплачиваемую работу, однако работодатели нередко
устанавливают заниженный уровень ставок заработной платы, что приводит к
появлению искусственных, виртуальных ниш дефицита рабочих мест, которые не
желают занимать местные работники и, в связи с этим, привлекается иностранная
рабочая сила.
При
этом возникает множество противоречий в отношениях между работниками и
работодателями. Основной причиной является отсутствие правовых оснований для
мигрантов заниматься в конкретный момент времени трудовой деятельностью на
территории страны. Только 10-15% из них пребывают и работают в России на
законных основаниях и работодателями оформляются все необходимые документы.
Большинство мигрантов работают на условиях устных договоренностей без
официального оформления. Нелегальная занятость иностранных граждан
осуществляется на следующих формах: трудовая деятельность без оформления
необходимых разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности (кроме
законодательно установленных случаев); трудовая деятельность, осуществляемая не
в соответствии с полученным разрешением и подтверждением или просроченным или
поддельным разрешением; предпринимательская и индивидуальная трудовая
деятельность без оформления разрешений, лицензий и надлежащей регистрации в
государственных органах (налоговых, социального обеспечения и т.д.);
криминальные виды деятельности.
Нелегальная
миграция не только способствует росту теневой экономики, но и стимулирует
широкое распространение произвола работодателей, использование принудительного
труда иммигрантов и игнорирования работодателями широкого комплекса трудовых
прав. Средняя продолжительность рабочего времени у них составляет 10 часов при
6-7 дневной рабочей неделе. Многие работники трудятся по 12-14 часов без
выходных в неблагоприятных условиях труда опасных для жизни и здоровья. Закономерным
следствием такого труда является высокий уровень заболеваемости и
производственного травматизма. Почти все иностранные работники сталкивались с
нарушением основных прав работников; широко распространены различные формы их эксплуатации
– от принуждения к работе в неблагоприятных условиях и обмана при расчетах до
ограничения свободы передвижения и телесных наказаний. Трудящиеся мигранты
фактически беззащитны и перед злоупотреблением работников административных
структур и правоохранительных органов.
На региональном
уровне оценка масштабов незаконной миграции еще более осложнена. Точно оценить
масштабы незаконной миграции в край невозможно по многим причинам, главная из
которых – географическое положение Ставропольского края. Помимо двух пунктов
пропуска через Государственную границу РФ в аэропортах гг. Ставрополь и
Минеральные Воды, принимающих в среднем по 40420 иностранных граждан в год (рис.
4), Ставропольский край граничит, в том числе, с Дагестаном,
Краснодарским краем, Ростовской областью, Северной Осетией. Каждый из
перечисленных субъектов Российской Федерации имеет на своей территории как
минимум один Пункт пропуска через Государственную границу РФ, а на территории
Ростовской области таких Пунктов пропуска 10 (рис. 4).врополь и Минеральные Воды, принимающие в среднем по ...о края. Помимо
двух пуктов пропуска через Государственную границу Рнят
Рис. 4. Динамика пассажиропотока иностранных
граждан и лиц без гражданства в Ставропольском крае через аэропорты г.
Ставрополя и г. Минеральные Воды [32]
По
данным Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, в
настоящее время количество незаконных мигрантов на территории края
приблизительно оценивается в 25 тыс. человек. Направленный в Ставропольский
край миграционный поток состоит, в основном, из жителей СНГ, использующих
безвизовый режим пересечения Государственной границы РФ. Из стран дальнего
зарубежья самое ощутимое вливание в него осуществляет Вьетнам и Китай. По
данным УФМС по Ставропольскому краю среди нелегалов явное большинство
составляют мужчины, доля которых около 70%, средний возраст нелегалов – 34
года.
О
структуре нелегальной трудовой миграции на Ставрополье свидетельствуют данные о
количестве выдворенных с территории края иностранцев, которые занимались
нелегальной трудовой деятельностью.
Анализ
данных о выдворенных иностранных гражданах и лицах без гражданства с территории
Ставропольского края показывает, что наиболее многочисленной категорией
нелегальных мигрантов в Ставропольском крае являются граждане стран бывшего
СССР (91,3%) (рис. 5), а именно: Узбекистана, Армении, Грузии, Азербайджана.
Рис. 5. Сведения об
иностранных гражданах и лицах без гражданства, выдворенных с территории
Ставропольского края, по странам исхода за 2004-2006 гг.[33]
Из стран дальнего
зарубежья своей многочисленностью выделяются нелегальные мигранты, прибывшие из
Китая, Вьетнама (таб. 17).
Таблица
17.
Иностранные граждане,
выдворенные за пределы РФ с территории Ставропольского края в 2004-2006 гг. по
странам происхождения, человек[34]
Страны
происхождения
2004
г.
2005г.
2006
г.
всего
%
Республики бывшего СССР:
52
38
403
493
91,3
Украина
-
5
3
8
1,5
Узбекистан
18
9
95
122
22,6
Таджикистан
34
1
12
47
8,7
Армения
-
5
72
77
14,3
Азербайджан
-
4
60
64
11,8
Кыргызстан
-
1
6
7
1,3
Туркменистан
-
1
4
5
0,9
Молдова
-
1
3
4
0,7
Казахстан
3
3
0,5
Грузия
-
11
145
156
29
Страны дальнего
зарубежья:
-
20
27
47
8,7
Китай
-
6
6
12
2,2
Вьетнам
-
11
8
19
3,5
Болгария
2
2
0,4
Афганистан
4
4
0,7
Ангола
1
1
0,2
Лица без гражданства
-
3
6
9
1,7
Итого:
52
58
430
540
100