Рефераты. Финансовые аспекты лизинга






Причины пристального внимания российских предпринимателей к лизингу совсем иные, чем у их зарубежных коллег 25— 30 лет назад. В тот период на Западе лизинг был востребован ввиду резко возросших инвестиционных потребностей экономики, в силу сложившихся темпов технического прогресса, которые уже не могли удовлетворяться за счет исключительно традиционных каналов финансирования. Вот почему в условиях обостряющейся конкуренции лизинг был дополнительным и достаточно эффективным каналом сбыта произведенной продукции, он позволял добиваться расширения круга потребителей и завоевывать новые рынки сбыта.

Из табл. 2 видно, как изменялись общемировые объемы проведения лизинговых операций в течение 19 лет.

Таблица 2. Объемы лизинга оборудования по регионам мира в 1982—2000 гг., млрд. долл[11]

Год

Северная Америка

Европа

Азия

Южная Америка

Австралия и Новая Зеландия

Африка

Всего в мире

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000


24,0

29,8

37,7

48,0

50,0

52,5

64,0

80,8

87,0

101,3

117,0

126,8

125,4

130,0

127,6

132,5

148,0

169,3

177,0

7,9

11,9

13,2

16,0

16,7

17,4

18,1

24,7

41,2

64,6

80,1

98,0

117,9

120,0

99,5

81,0

87,5

100,0

117,7

4,8

5,9

6,3

8,5

10,5

15,9

20,9

25,9

36,5

50,2

63,6

65,3

77,5

83,4

88,8

79,9

99,2

104,8

105,8

0,3

0,8

1,5

1,6

1,6

1,7

1,6

1,6

1,5

1,4

3,2

2,0

1,9

3,5

6,3

9,3

11,1

15,1

15,0

3,6

4,3

4,4

4,7

4,9

4,8

4,4

3,9

5,4

5,6

4,1

7,3

5,1

4,0

4,2

4,9

5,9

6,2

7,3

0,2

0,3

0,5

0,8

1,0

1,1

1,2

1,2

1,8

2,1

2,8

3,0

3,8

4,4

4,8

2,0

4,7

5,7

5,3


40,8

53,0

63,6

79,6

84,9

93,5

110,2

138,1

173,4

225,2

273,8

302,4

331,6

345,3

323,3

309,6

256,4

409,1

428,1

Почти за два десятка лет ежегодные объемы вновь заключаемых лизинговых договоров увеличились более чем в 10 раз. Однако нужно понимать, что доллар в конце 70-х годов не следует равнять с долларом в настоящее время. Поэтому рост в 10,5 раза должен быть скорректирован, как минимум, на величину инфляции в ведущих странах. Если ее принять в целом по миру в размере 3% в год, то более реальным представляется рост лизингового бизнеса в 6 раз. Такая динамика означает, что среднегодовые темпы роста за этот период составляли около 10%.

В 90-х годах (1994—1999), когда лизинговый рынок достиг достаточно больших объемов, прирост составил 24%, т.е. ежегодные темпы роста равнялись 4,4%.

Наиболее динамичным было развитие североамериканского лизингового рынка. Его рост за последние шесть лет составил 36,2%. США являются лидером в проведении лизинговых операций. На долю этой страны в 1999 г. приходилось 39,5% общемирового уровня. Причем за последние два года среднегодовой темп роста составил 7,5%. Однако всемирно известная аналитическая компания Moody's, на которую ссылается London Financial Global Leasing Report, предсказывала, что в 2000—2002 гг. эта тенденция изменится и темповые характеристики сгладятся. Возможно, это коснется и Канады, которая замыкает первую десятку наиболее развитых “лизинговых стран” в мире с объемом рынка лизинга в 6,5 млрд. долл.

В Европе резкий скачок произошел во второй половине 80-х годов. Так, с 1985 по 1990г. объемы лизинговых операций увеличились в 4,8 раза. Даже с учетом корректировки на ежегодные несколько процентов инфляции произошел более чем четырехкратный рост лизинга. После 1994 г. ситуация резко изменилась. В европейской лизинговой индустрии грянул кризис. По времени это совпало с процессами, меняющими политическую карту континента. Также экономическая рецессия, имевшая место в Европе в 1995-93 гг., привели к сокращению объема операций, увеличению числа банкротств, усилению конкуренции за получением кредита, падению прибылей лизинговых компаний, а также к сокращению их общего числа. В частности, в ФРГ количество лизинговых компаний во время рецессии в начале 1990-х годов сократилось почти в 2 раза. Усиление конкуренции на лизинговом рынке подтолкнуло лизинговые компании к снижению издержек, улучшению обслуживания клиентов путем предоставления новых видов лизинга, а также к углублению специализации. Лизинговые компании, контролируемые банками, ответили на угрозу возрастающей конкуренции со стороны лизинговых компаний, образованных производственными фирмами, предложением лизинга в увязке с традиционными банковскими продуктами. Им помогает в этом обширная сеть филиалов и отделений банков, расширилась практика создания специализированных филиалов, предназначенных исключительно для проведения операций по лизингу. Это еще раз подтверждает то, что рынок лизинга также как и инвестиционный рынок вообще, проявляет большую степень чувствительности по отношению к экономической конъюнктуре.

Вместе с тем это был не глобальный общемировой кризис. В других регионах мира спад составил несколько процентов и ситуация выравнялась в течение одного года. В Европе же последовал настоящий обвал. В течение двух лет падение объемов рынка лизинга составило 32,5%. Однако в дальнейшем ситуация выправилась, и европейская лизинговая индустрия стала наращивать темпы. В 1998—1999гг. прирост объемов нового лизингового бизнеса соответствовал 14,3%, в 2000/1999 - 17,7, а в 2001-2000— 9,6%.

Лизинговый рынок Азии в 1999 г. на 93,6% определялся деятельностью лизинговых компаний четырех стран — Японии, Южной Кореи, Гонконга и Индонезии. Однако экономические (кризисные) и политические события 2000 и 1998 гг. наверняка повлияют на позиции в мировой табели о рангах, а также на объемы, структуру и направленность развития лизингового рынка этого региона.

В Южной Америке лидером лизингового бизнеса является Бразилия. В 1990 г. операции на бразильском лизинговом рынке равнялись 2 млрд. долл. В 1999 г. объем новых лизинговых услуг в этой стране достиг 10,4 млрд. долл. Причем годом раньше показатель был еще больше— 11,7 млрд. долл. Постоянно росла доля грузового автотранспорта. Она достигает 2/3 всего лизинга оборудования. На промышленное оборудование и компьютеры приходится по 14%. Доля недвижимости составляет 3,3%. Большие перспективы для развития лизинга в Бразилии имеют телекоммуникационные системы, что, кстати, характерно в настоящее время и для России. Потенциал этого сектора бразильского рынка на предстоящие пять лет измерялся в 35 млрд. долл.

В первую двадцатку стран мира входит Колумбия. Здесь объем предоставляемых лизинговых услуг составлял 2,79 млрд. долл., а доля лизинга в общем объеме инвестиций достигала 32,0%. Получил развитие лизинг в Чили. В этой стране, вытянувшейся на многие тысячи километров вдоль побережья Тихого океана, наиболее популярным являлся лизинг небольших рыболовецких судов, сроком на пять лет, а также грузовиков, сроком на четыре года. Средний размер контракта на чилийском лизинговом рынке составляет примерно 80 тыс. долл. Здесь активно действует около двух десятков лизинговых компаний. Ежегодно они заключают около 40 тыс. лизинговых договоров.

Две трети континентального лизингового рынка Африки было сконцентрировано в Южно-Африканской Республике— 14-й показатель в мире. В первые 50 крупнейших страновых рынков также входят Марокко и Нигерия.

В Австралии, девятой по объему лизинговых операций в мире, за счет лизинга осуществляется 1/5 национальных инвестиций в новое оборудование. Интересно, что ряд австралийских предприятий, несмотря на свою отдаленность, являются потенциальными поставщиками лизингового оборудования для России.

В последние годы очень быстро растет применение лизинга в развивающихся странах, где объем лизинговых операций вырос в 3 раза только за последние 10 лет, превысив в 1994 г. 40 млрд. долларов. “В этой группе стран в настоящее время финансируется через лизинг примерно 1/8 частных инвестиций по сравнению с 30% в США и 25% в Западной Европе” (4, стр.13).

Как уже говорилось ранее, наиболее динамичным за последние годы развитие лизинга было в США, по нашему мнению, это является закономерным, по причине различных проблем в странах Западной Европы и Японии, ближайших соперников США. Японию затронул Азиатский кризис 1998 года, что сильно повлияло на ситуацию как в самой Японии так и на её положение в экономическом мире, а Западная Европа продолжает процессы внутренней интеграции, и сближения, унификации национальных систем налогообложения, законодательства, таможенного регулирования, и, конечно это отражается и на развитии лизинга в Западной Европе, к этому можно добавить, что с каждым годом усиливается взаимозависимость Восточной и Западной Европы, что с одной стороны является позитивным и неизбежным, а с другой стороны тащит за собой определенные финансовые затраты.

Перспективы развития лизингового рынка в мире связаны не только с расширением лизинговых операций на Восточную Европу, включая Россию, а также бурным его развитием в развивающихся странах, но и с расширением международного лизинга, который пока не получил широкого распространения в мире по ряду причин. В Западной Европе, например, на международный лизинг. осуществляемый заграничными лизинговыми фирмами, в настоящее время приходится только 2% от общего объема лизинговых операций (по данным "Leaseurope"), то есть интеграция в сфере лизинга отстает от уровня развития общеэкономической интеграции.

Наиболее развитыми лизинговыми рынками, как видно из вышесказанного, являются рынки США, Японии и ряда стран Западной Европы, сравнительная характеристика которых будет дана во втором параграфе данной главы.

 

2.2. Сравнительная характеристика развития лизинговых отношений в США, Японии и Западной Европе

 

Финансирование арендных операций различных видов техники и оборудования всегда активно применялось в США. Первый арендный договор персональной собственности был зарегистрирован в Северо-Американских Соединенных Штатах еще в начале XVIII в.

В 40-х годах XX в. торговый агент из Чикаго Золли Фрэнк впервые предложил долгосрочную аренду автомобилей. Спустя полвека совокупные доходы лизинга автотранспортных средств превышают 50 млрд. долл. в год. Настоящая револющия в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов.

В аренду стали сдаваться сначала в небольших объемах, а затем массово средства производства: технологическое оборудование, машины, механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США по достоинству оценило это явление— оно оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.

Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, является созданная в 1952 г. в Сан-Франциско известная американская компания United States Leasing Corporation. Основателем компании является Генри Шонфелд. Первоначально он создал компанию только для одной конкретной сделки. Потом понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, и в результате на свет появилась United States Leasing Corporation. Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США, и, следовательно, появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятие, как “международный лизинг”. Через несколько лет компания стала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 г.). В дальнейшем компания стала именоваться United States Leasing International.

В 2000 г. объем лизинговых операций в США составил 168,9 млрд. долл., что превысило результат предыдущего года на 5,1%, и, по-видимому, этот темп будет сохраняться благодаря расширению сервисных услуг и активному продвижению на рынки развивающихся стран.

На долю США приходилось более 9/10 североамериканского лизингового рынка, или 39,5% общего объема мирового лизинга.

Лизинг в США является основным инвестиционным инструментом, на долю которого на протяжении многих лет приходится более 30% инвестиций в оборудование.

На первом этапе развития современного лизингового бизнеса в США банкам запрещалось (до 1963 г.) участвовать в сделках в качестве лизингодателя. Однако банки не дистанцировались от лизинга, а, наоборот, охотно участвовали в лизинговых операциях в качестве кредиторов лизинговых компаний (см. табл. 3).

Лизинговые операции позволяли применять гибкие схемы платежей, осуществлять забалансовый метод учета имущества. Эти обстоятельства существенно способствовали быстрому развитию лизинга в США. Кроме того, имела место и государственная поддержка лизинга. Она предусматривала предоставление налоговых, инвестиционных, амортизационных льгот.

Непосредственные производители оборудования, такие всемирно известные компании, как General Electric, IBM, General Motors, AT&T Capital Corp., Rank Xerox, Caterpillar, Hewlett Packard и др., хорошо осознав преимущества лизинга, стали создавать дочерние лизинговые предприятия (так называемые кэп-тивные— captives). В середине 90-х годов общие объемы портфелей лизинговых заказов у этих компаний колебались от 2,5 до 41,3 млрд. долл., а годовые объемы нового лизингового бизнеса— от 1,2 до 16,8 млрд. долл. Причем некоторые из этих компаний либо стали операторами российского лизингового рынка после учреждения соответствующих дочерних компаний, либо присутствовали на российском лизинговом рынке в качестве поставщиков оборудования.

Таблица 3 Объемы лизинга и его доля в инвестициях в оборудование в США в 1982—2000 гг. (9, стр 30)

 

 

Год

 

Лизинг оборудования, млрд долл.

 

Инвестиции в оборудование, млрд. долл.

 

Лизинг в инвестиции в оборудование, млрд. долл.

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

 

22,3

27,6

36,5

46,6

48,4

51,4

62,6

78,7

85,0

98,0

112,7

125,4

124,3

120,2

124,7

130,5

140,2

160,7

168,9

178,0

203,3

208,9

230,7

223,4

232,8

274,9

290,1

296,2

311,2

348,4

365,7

388,3

375,5

376,2

443,9

466,1

573,9

546,6

 

12,5

13,6

17,4

20,2

21,7

22,1

22,8

27,1

28,7

31,5

32,3

34,3

32,0

32,0

32,3

29,4

28,7

28,0

30,9


Еще в конце 60-х годов в США сложилось три укрупненных вида лизинговых компаний (независимые, дочерние фирмы производителей и филиалы банков).

В 1963 г. Финансовый контролер разрешил банкам заниматься лизинговой деятельностью. В 1970г. был принят Закон о банковской холдинговой компании, который разрешил допустимый объем операций на национальном уровне, что сделало лизинг привлекательной сферой финансовой деятельности для банков и банковских холдинговых компаний. Сегодня многие банковкие холдинговые компании управляют отделениями по лизингу и владеют банками с отделениями по лизингу. Сохранение обоих видов деятельности объясняется налоговыми льготами и требованиями к капиталу и их финансовому обеспечению.

В 1972 г. Совет управляющих Федеральной резервной службы (ФРС) принял решение, разрешающее банковской холдинговой компании выступать в качестве агента-брокера или консультанта в связи с полностью оплаченным лизингом. В 1974 г. сфера деятельности дочерних компаний расширилась за счет сдачи в аренду (при определенных условиях) недвижимости.

Банковские холдинговые компании имеют право осуществлять лизинг движимого и недвижимого имущества; национальные банки — только лизинг движимого имущества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.