Рефераты. Финансовые аспекты лизинга






Например, значительная часть тех договоров, которые в соответствии с действующим законодательством в Великобритании и во Франции классифицируются как лизинговые, в Германии могут подпасть под понятие сделки в рассрочку. Во Франции те лизинговые договоры, которые предусматривают по окончании срока действия лизингового договора возможность опциона (то есть преимущественного права выкупа по остаточной цене), выделяются в отдельную группу сделок типа кредит-аренда (credit bail). Эти различия имеют принципиальное значение: те фирмы, которые предлагают клиентам сделки типа "credit bail" подлежат во Франции другим методам государственного регулирования, чем те компании, которые работают по лизингу обычного типа. При сделках типа кредитный залог перемещение имущества от владельца к пользователю оборудования рассматривается как предпосылка совершения выкупа оборудования. По французскому законодательству производителям оборудования не предоставляется права совершать лизинговые операции.

Наличие специфического законодательства не является определяющим фактором для развития лизинга, более важно- наличие благоприятных макроэкономических условий, государственная поддержка инвестиций вообще и лизинговой деятельности как важной его формы, в частности.

К странам с благоприятными условиями для лизинга относятся Великобритания, Ирландия, Германия, Норвегия (наряду с США). Примером стран, где неблагоприятный климат для лизинга, являются Греция и Россия.

Лизинг в Греции начал развиваться позже, чем в других западноевропейских странах. Первая греческая лизинговая компания была создана только в 1991 г. и до сих пор лизинг в этой стране не получил широкого распространения. Его развитию препятствует наличие некоторых ограничений, отсутствующих в других странах ЕС. Например, в этой стране запрещен лизинг недвижимости, а также автобусов и грузовиков. Действующие в Греции нормы амортизации также не благоприятствуют развитию лизинга, который жестко регулируется государством через Банк Греции.

К странам с благоприятным климатом для лизинга наряду с Великобританией относится Ирландия, этот пример показывает также важное значение для развития лизинга особенностей государственной политики по отношению к нему. Ирландское правительство предоставляет лизинговым компаниям государственные субсидии, а также разрешает применять ускоренный режим амортизации. В результате Ирландия превратилась в важный мировой центр лизинга самолетов: базирующийся в этой стране "Международный центр по оказанию финансовых услуг" предоставляет своим клиентам возможность списания стоимости передаваемого в лизинг имущества в течение одного года. Это очень важно для авиатранспортных компаний и многие из них стали брать самолеты в лизинг именно в Ирландии. Особо благоприятные условия для осуществления лизинговых операций созданы в Ирландской офшорной зоне Шеннон, где расположилась штаб-квартира группы GPA, которая превратилась в самую крупную в мире компанию по лизингу самолетов.

Методы составления бухгалтерской отчетности по лизингу приобретают большое значение в тех странах, где эти особенности отражаются на величине начисляемых налогов. В большинстве европейских государств передаваемое в лизинг имущество ставится на баланс лизингодателя, который также ведет учет его амортизации. Лизинговые платежи проходят по счету прибылей и убытков лизингополучателя, что позволяет ему уменьшить свою налогооблагаемую базу, реализуя таким образом налоговые льготы.

Международный комитет по стандартизации бухучета разработал в 1996 г. международные стандарты по учету лизинга, которые были приняты Великобританией, Ирландией, Нидерландами, Бельгией и Грецией, а также США и Японией. Эти стандарты базируются на принципе экономического владения передаваемым в лизинг имуществом, принятого англосаксонскими странами. В отличие от англосаксонских стран, являющихся мировыми лидерами в развитии лизинга, большинство стран континентальной Европы, а также Комиссия Европейского Союза и организация "Leaseurope", придерживаются концепции юридического права на владение передаваемым в лизинг имуществом.

Из двух концепций вытекают не только различные системы бухучета лизинговых сделок, но и разные методы начисления амортизации и налогов. Эти две концепции по-разному решают вопрос о том, какая из сторон лизинговой сделки должна учитывать на своем балансе имущество, отданное в лизинг: лизингодатель (согласно юридической концепции) или лизингополучатель (по экономической концепции). В свою очередь это определяет как будет происходить начисление амортизации.

Согласно системе, поддержанной Международным комитетом стандартизации бухучета и разработанной на основе опыта развития лизинга в США и Великобритании, при определенных условиях приоритет отдается экономической сущности лизинговой сделки, а не ее правовой форме. Такими условиями является заключение лизингового соглашения на длительный срок, позволяющий получить возмещение почти всей стоимости имущества, а также предоставление возможности для опциона. Такой характер сделки означает, что основные риски и доходы, связанные с использованием передаваемого в лизинг имущества, переходят от лизингодателя к лизингополучателю. В этих условиях экономическая концепция учета лизинга позволяет более точно с финансово-экономической точки зрения отражать в финансовой отчетности сущность обязательств и активов обеих сторон лизинговой сделки, а значит более обоснованно начислять налоги.

В разных странах применяются весьма различные системы государственного регулирования лизинговой деятельности. В тех странах, где лизинг первоначально возник как специфическая функция банков (в частности во Франции и Италии), государственный надзор за лизингом осуществляют те же органы, которые регулируют банковскую деятельность. В Германии и Великобритании надбанковский надзор осуществляется только за той частью лизинговых операций, которые проводятся лизинговыми компаниями, действующими на правах специализированных филиалов банков. Во Франции деятельность лизинговых компаний строго регулируется со стороны государства, так как лизинговые фирмы классифицируются как финансовые институты, подлежащие такому же строгому контролю, которому подлежат банки. Однако, общей тенденцией в мировой практике является более либеральное регулирование лизинговой деятельности по сравнению с банковскими операциями. В таблице 13 приводятся сведения о учредителях европейских лизинговых компаний по данным "Leaseurope".

Таблица 13 Действующие формы европейских лизинговых компаний в 2001г.,% (9, стр 15)

 

 

Страна

Доля лизинговых компаний в виде

Филиалов дочерних компаний банков

Кэптивных (учрежденных производителями оборудования)

Независимых, других

Бельгия

Болгария

Швейцария

Чехия

Германия

Испания

Эстония

Финляндия

Греция

Венгрия

Италия

Ирландия

Норвегия

Польша

Россия

Словения

Словакия

70

39

30

10

48

77

98

30

0

50

65

85

78

88

45

75

36

29

25

35

5

40

21

1

70

92

30

10

5

14

12

8

14

4

1

39

35

85

12

2

1

0

8

20

25

10

8

0

47

11

60


Во Франции, США и Италии действующим законодательством предусмотрена специальная юридическая процедура в отношении лизинга: лизинговые договора подлежат регистрации в судебных органах с тем, чтобы они оповестили определенный круг лиц, оговоренных в законодательном порядке, о действительном носителе права собственника на имущество, отдаваемое в лизинг.

В Великобритании, Германии, Дании и Нидерландах по отношению к лизингу не применяется никаких специальных видов регулирования и их деятельность никоим образом не ограничивается.

С момента образования первой независимой лизинговой компании в США к середине 1994-х годов лизинг охватил более, чем 80 стран мира, включая примерно 50 развивающихся стран. Главным объектом лизинга является промышленное оборудование и транспортные средства, основными экспортерами которых являются страны северного полушария. Ускоренными темпами развивается лизинг в менее развитых странах, которые являются потребителями промышленного оборудования и средств транспорта. Поэтому сам факт расширения лизингового бизнеса можно рассматривать как одно из проявлений объективной тенденции к интернационализации производства и финансовой сферы. Лизинг позволяет существенно расширить спрос на продукцию, имеющую производственное назначение, со стороны тех государств, возможности которых в отношении импорта оборудования весьма ограничены. Лизинг с точки зрения выполнения последующих финансовых обязательств более надежен, чем предоставление страной-экспортером банковских кредитов в пользу страны-импортера. Этот финансовый инструмент не только облегчает финансирование импорта капитального оборудования, но и представляет собой канал, обеспечивающий передачу промышленных технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся. Из этого следует, что будущее за международным лизингом.

Международный лизинг характеризуется другой отраслевой структурой, чем лизинг внутренний. Если во внутренних лизинговых операциях на первом месте находятся автомобили и производственное оборудование, то в международных операциях лидирует лизинг судов, самолетов и железнодорожного подвижного состава. Трансграничный лизинг успешно развивается только в том случае, если есть преимущества в таможенном обложении по сравнению с обычными закупками и действуют специальные, более льготные процедуры для перевода лизинговых платежей, ведь даже сама процедура перевода платежей из одной валюты в другую удорожает сделку по сравнению с национальной лизинговой операцией. Большое значение имеют различия национального законодательства по лизингу, например, отношение к правам лизингодателя в случае нарушения лизингополучателем условий лизингового соглашения. Международная унификация юридических понятий и условий лизинговых соглашений проводится Международным институтом по унификации частного права УНИДРУА (UNIDROIT). Работа проведенная этим институтом и проблемы интернационализации лизинга рассмотрены более подробно в третьем параграфе данной главы.

 

2.3. Международная унификация лизинга. Международные лизинговые операции


Несмотря на то, что еще 8 февраля 1998 г. президент подписал Федеральный закон N 16- ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге", она вступила в силу для России только с 1 января 1999 г. Это связано с тем, что в соответствии с положениями статьи 16 Конвенции она вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения шести месяцев с даты сдачи на хранение депозиторию (в данном случае правительству Канады) документа о присоединении. Данное уведомление о присоединении было направлено Министерством иностранных дел Российской Федерации 3 июня 1998 г.

Современная лизинговая индустрия зародилась в 1952 г. в США и в дальнейшем распространилась на все континенты. Лизинговые операции не ограничивались внутренним рынком и стали выходить на международный уровень. Однако в силу того, что лизинг не являлся однотипным финансовым продуктом, и в каждой стране имелись свои особенности, встали вопросы о разработке правового регулирования международного сотрудничества в этой области.

В рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) в 1974 г. была создана группа с привлечением представителей лизинговых компаний, их региональных ассоциаций, банковских кругов, правительственных экспертов из многих стран мира по созданию унифицированных правил по международному финансовому лизингу. В процессе написания текста Конвенции был учтен опыт существующих национальных законодательств в области лизинга, а также существующей практики заключения лизинговых сделок. Работа по созданию единообразных правил продолжалась более 10 лет и закончилась принятием 28 мая 1988 г. на конференции в г. Оттава (Канада) с участием 55 государств, в том числе СССР, окончательного текста Конвенции, которая получила название Конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге".

Конвенция вступила в силу 1 мая 1995 г., и в настоящее время кроме России к ней присоединились еще пять государств: Франция (1991г.), Италия (1993г.), Нигерия (1994г.), Венгрия (1996г.), Панама (1997г.). Кроме этих стран Конвенцию подписали, но пока не ратифицировали: Бельгия, Гана, Гвинея, Марокко, Панама, США, Танзания, Филиппины, Финляндия и Чехословакия.

Целью Конвенции является устранение имеющихся юридических препятствий на пути международного финансового лизинга, адаптации традиционных двухсторонних договоров аренды к трехсторонним и самое главное- установление единообразных норм, регулирующих правовые взаимоотношения всех участников лизинговой сделки.

В Конвенции нашел отражение весь комплекс вопросов, возникающих в процессе заключения и исполнения лизинговой сделки.

Для того чтобы лизинговая сделка регулировалась данной Конвенцией, необходимо выполнение трех условий: сущности, территориальным нахождением участников и времени заключения сделки, которые сформулированы соответственно в статьях 1, 3 и 23 Конвенции.

В статье 1 определяется сущность сделки финансового лизинга и ее основные характеристики. Так Конвенция регулирует операции по финансовому лизингу, при которых одна сторона (лизингодатель) заключает по спецификации другой стороны (лизингополучателя) договор с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым лизингодатель приобретает оборудование на условиях, одобренных лизингополучателем в той мере, в которой они затрагивают его интересы, и заключает договор лизинга с лизингополучателем, предоставляя ему право использовать оборудование взамен на выплату периодических платежей. Кроме того, сделка по финансовому лизингу должна отвечать следующим требованиям лизингополучатель определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь в первую очередь на опыт суждения лизингодателя; оборудование приобретается лизингодателем в связи с договором лизинга, который заключен или должен быть заключен между лизингодателем и лизингополучателем, и поставщик осведомлен об этом; периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются, в частности, с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования. В Конвенции закреплена неразрывная связь двух договоров- купли-продажи и лизинга. При этом лизингополучатель должен одобрить условия первого договора, а поставщик должен знать, для каких целей приобретается оборудование. Конвенция ограничивает сделки, которые могут подходить под определение международного финансового лизинга. Она исходит из классического лизинга, которому свойственен трехсторонний характер. Поэтому из сферы действия Конвенции исключены сделки, имеющие двухсторонний характер. В первую очередь- прямой лизинг, когда лизингодатель и поставщик выступают в одном лице, и возвратный, когда в одном лице совмещены лизингополучатель и поставщик. Также действие Конвенции не распространяется на лизинг оборудования для личных целей и лизинг недвижимости (ст.1 п.4).

Кроме этого, нормы Конвенции применяются независимо оттого, предусмотрен ли договором лизинга дальнейший выкуп оборудования или последующая сдача в аренду. (ст.1 п.З) Это было сделано не случайно, т.к. в одних странах обязательным требованием договора лизинга является требование права (опциона) на покупку, в других же странах наоборот, наличие такого условия сразу превращает лизинговый договор в договор условной продажи (поодажи в рассрочку).

Территориальные условия применения Конвенции сформулированы в статье 3, Они заключаются в следующем. Лизингополучатель и лизингодатель должны находиться в разных странах. Поставщик же может находиться в одном из двух государств или третьей стране. Однако при этом необходимо, чтобы государства, в которых находятся лизингодатель и лизингополучатель, и государство поставщика были странами, ратифицировавшими Конвенцию (ст.З п,1а) или все стороны сделки финансового лизинга применили к их правоотношениям (договору поставки и договору лизинга) права одного из договаривающихся государств (ст.З п.16).

В настоящее время это означает, что ст.З п.1а выполняется, если лизингополучатель и лизингодатель находятся в любых двух из шести стран: Франции, Нигерии, Италии, Венгрии, Панамы или России, а поставщик в любой из них. С другой стороны, для выполнения ст.З п. 16 достаточно, чтобы стороны лизинговой сделки из этих шести стран признали, что договор поставки и договор лизинга регулируется правом государства, в котором находится лизингодатель, или лизингополучатель, или поставщик. Временные условия применения Конвенции установлены ст.23 и заключаются в том, что Конвенция применяется к сделкам финансового лизинга, когда договор поставки и договор лизинга заключены в день вступления Конвенции в силу или после этой даты в отношении стран-участников договора, относящихся к ст.З п.1а и б. Из этого следует, чтобы сделка финансового лизинга регулировалась Конвенцией для договаривающихся государств, договор поставки и договор лизинга должны быть заключены: 1 мая 1995 г. или позже в отношении Франции, Италии, Нигерии, 1 декабря 1996 г. или позже- Венгрии, 1 октября 1997 г. или позже- Панамы, 1 января 1999 г. или позже- России. Во второй главе Конвенции нашли отражение вопросы, касающиеся прав, обязанностей и ответственности сторон

В частности, ст.8 п.1 отражает важную особенность лизинговой сделки, что собственник оборудования- лизингодатель не несет ответственности за ущерб, не возмещает убытки, причиненные этим оборудованием ни пользователю, ни третьим лицам. Это связано с тем, что оборудование и поставщика выбирает его потенциальный пользователь. Функция лизингодателя состоит только в финансировании сделки. Следующей особенностью, которая свойственна лизинговой сделке, нашло отражение в ст. 10, что лизингополучатель, не являющийся стороной договора поставки, имеет право непосредственно обращаться с претензиями к поставщику оборудования. Однако пользователь оборудования наделен только частью прав, свойственных собственнику имущества. В частности, лизингополучатель не имеет право без согласия лизингодателя аннулировать договор поставки (ст. 10 п.2).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.