|
||||||
Рынки сбыта |
+8157 |
+2550 |
-12900 |
+14890 |
+12700 |
+1290 |
Сроки реализации |
+5903 |
-7980 |
+1425 |
+5340 |
+5100 |
+2210 |
Повышение цен в связи с инфляцией |
+35000 |
+10000 |
-40000 |
+210000 |
+340000 |
+120000 |
Итого |
+55300 |
-4300 |
-61175 |
+231500 |
+375100 |
+125100 |
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
3.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг
Финансовые результаты предприятия характеризуются размером полученной прибыли (убытка). В этом показателе находят отражение уровень организации производства, эффективность использования ресурсов, экономические отношения между сельскохозяйственным предприятием и государством, покупателями, поставщиками и т.д. Выполнение и особенно перевыполнение плана по прибыли создает благоприятные условия для расширения производства, материального стимулирования работников, развития материально-технической базы, проведения социально-культурным мероприятий, а также увеличения отчислений в доход государства.
Следует отметить, что прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получает предприятие. И только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Выражается прибыль количественно как разность между выручкой (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений от выручки в бюджет) и полной себестоимостью реализованной продукции. Увеличение прибыли является результатом увеличения производства и повышения качества продукции, снижения ее себестоимости, роста производительности труда, улучшения использования производственных фондов. Поэтому, наряду с анализом выполнения плана реализации продукции необходимо тщательно анализировать и показатели выполнения плана получения прибыли.
Таким образом, основными задачами анализа прибыли от реализации всей продукции и отдельных ее видов являются: изучение динамики прибыли за последние 3 года, определение степени выполнения плана получения прибыли и установление размера влияния отдельных факторов на отклонение в выполнении плана.
Фактически полученная в отчетном периоде в процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый период или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. В связи с этим при анализе важно дать оценку динамики прибыли от реализации продукции. Для этого обратимся к данным формы № 7 «Реализация продукции» за 2002, 2003 и 2004 год (приложение Ш, Щ, Э).
В таблице 3.14 приведены показатели динамики прибыли от реализации отдельных видов продукции, по отраслям и в целом по организации.
Таблица 3.14. Анализ динамики прибыли от реализации продукции
МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи»
Вид
продукции
Год
Абсолютный
прирост, млн руб.
2002
2003
2004
базисный
цепной
Зерно
+68
-184
+284
+216
+468
Сахарная свекла
-163
+140
+192
+355
+52
Картофель
+14
-66
-135
-149
-69
Овощи
+360
+1823
+1019
+659
-804
Растениеводство
+244
+1642
+1350
+1106
-292
Мясо
-30
-148
-678
-648
-530
Молоко
-227
-442
+240
+467
+682
Животноводство
-217
-751
-297
-80
-454
Всего по агрокомбинату
-24
+891
+1053
+1077
+162
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Из данных таблицы 3.14 видно, что от реализации зерна в 2001 и 2003 году организация получила убыток, а в 2002 и 2004 году – прибыль. По реализации картофеля наибольший размер прибыли в 2001 году, который с каждым годом снижался и, в результате, в 2003 и 2004 году организация получила убыток. По овощам наблюдается устойчивый рост прибыли с 2001 по 2003 год, но в отчетном 2004 году прибыль от реализации овощей составила 1019 млн руб., что соответствует 60 % от уровня прошлого года.
Что касается в целом прибыли от реализации продукции, то она носит неустойчивый характер. Так, в 2002 году она составила 224 млн руб., в 2003 году наблюдается значительный рост прибыли до 1642 млн руб., а в 2004 году она составила 1350 млн руб., что соответствует 80 % от уровня прошлого года.
По реализации продукции животноводства, напротив, организация получала убытки. Причем наибольший размер убытка наблюдался в 2003 году – 751 млн руб., а в 2004 убыток уменьшился и составил 297 млн руб., что соответствует 40 % от 2003 года.
В целом по агрокомбинату прибыль от реализации продукции с каждым годом увеличивалась, несмотря, что в 2002 году был убыток. В 2004 году прибыль составила 1053 млн руб., что больше прибыли прошлого года на 20 %.
Таким образом, на рост прибыли от реализации продукции в целом по организации положительное влияние оказывает реализация продукции растениеводства, которая является прибыльной, а отрицательно – реализация продукции животноводства, которая является убыточной.
На основании данных, необходимых для проведения анализа финансовых результатов от реализации основных видов продукции, по отраслям и по агрокомбинату в целом, приведенных в таблице 3.15, определим показатели выполнения плана от реализации продукции.
Таблица 3.15. Исходные данные для анализа финансовых результатов от
реализации продукции за 2004 год, млн руб.
Вид
продукции
План
По плану на фактический объем реализованной продукции
Факт
выручка
себестоимость
прибыль
выручка
себестоимость
прибыль
выручка
себестоимость
прибыль
Зерно
913
1097
-184
1213
1458
-245
1697
1413
+284
Сахарная свекла
500
360
+140
677
487
+190
630
438
+192
Картофель
448
514
-66
279
320
-41
208
343
-135
Овощи
8168
6345
+1823
7694
5977
+1717
9812
8793
+1019
Прочая
79
150
-71
105
199
-94
157
167
-10
Растениеводство
10108
8466
+1642
9968
8441
+1527
12504
11154
+1350
Мясо
414
526
-112
626
796
-170
538
1216
-678
Молоко
2665
3107
-442
2882
3360
-478
4063
3823
+240
Прочая
682
879
-197
865
1114
-249
277
136
+141
Животноводство
3761
4512
-751
4373
5270
-897
4878
5175
-297
Всего
17012
16121
+891
14341
13711
+630
21018
19965
+1053
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
В таблице 3.16 приведены показатели выполнения плана финансовых результатов от реализации продукции за 2004 год. По данным таблицы видно, что в отчетном году организация получила наибольшую прибыль от реализации овощей в размере 1019 млн руб., но она меньше плановой на 804 млн руб. По отрасли растениеводства размер прибыли в отчетном году составил 1350 млн руб., что меньше планового на 292 млн руб. По отрасли животноводства планировался убыток в размере 751 млн руб., фактическая сумма полученного убытка на 454 млн руб. меньше планового и составила 297 млн руб. Общая сумма прибыли от реализации продукции составила 1053 млн руб., что выше планового показателя на 162 млн руб.
Таблица 3.16. Показатели выполнения плана финансовых результатов от
реализации продукции за 2004 год, млн руб.
Вид продукции
Финансовый результат
(прибыль +, убыток - )
Отклонение,
+, -
план
факт
Зерно
-184
+284
+468
Сахарная свекла
+140
+192
+52
Картофель
-66
-135
-69
Овощи
+1823
+1019
-804
Прочая
-71
-10
+61
Растениеводство
+1642
+1350
-292
Мясо
-112
-678
-566
Молоко
-442
+240
+682
Прочая
-197
+141
+338
Животноводство
-751
-297
+454
Всего по агрокомбинату
+891
+1053
+162
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Далее мы рассмотрим, какие именно факторы вызвали данное изменение показателей финансовых результатов. Мы знаем, что на размер прибыли, полученной от реализации продукции, влияют следующие четыре фактора:
- объем реализованной продукции,
- структура реализованной продукции,
- уровень себестоимости реализованной продукции,
- среднереализационные цены.
Каждый из этих факторов, в свою очередь, является производным от целого ряда других.
Отметим, как именно влияют указанные факторы на размер прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приведет к пропорциональному увеличению прибыли. Если продукция является убыточной, то при увеличении объема ее реализации произойдет уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если доля более рентабельных видов продукции увеличится в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
В свою очередь себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. [41, с. 257].
Углубляя анализ, необходимо изучить результаты реализации отдельных видов продукции, величина которых зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Сi) и средне реализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид: П = VРПi*(Цi – Сi). [41, с. 262]. Мы использовали методику расчета влияния факторов способом абсолютных разниц (таблица 3.17).
Таблица 3.17. Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов
продукции МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» за 2004 г.
Вид
продукции
Количество реализованной продукции, тыс. руб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.